Укажите имя политика и аргументируйте свой выбор

Выступая с политическим отчетом ЦК ВКП(б) на XV съезде партии 3 декабря 1927 г. он заявил: «Оппозиция должна разоружиться целиком и полностью и в идейном, и в организационном отношении».

Это был:

а) Ф.Э. Дзержинский
б) Л.П. Берия
в) И.В. Сталин
г) Л.Д. Троцкий
д) Г.Е. Зиновьев

ист www.nivestnik.ru/2000_2/9.shtml

 

 

ННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ РСФСР В 1920-1921 гг.

 

1. Экономический и социальный кризис конца 1920 — начала 1921 г.

2. Восстание в Кронштадте.

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП)

 

1. Сущность и цели нэпа.

2. Реализация нэпа.

3. Итоги внутренней политики начала 20-х годов.

4. Внутрипартийная борьба за власть.

ОБРАЗОВАНИЕ СССР

 

1. Советские республики накануне объединения.

2. Образование СССР.

3. Национально-государственное строительство.

 

 

ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ РСФСР В 1920-1921 гг.

 

На верх

В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании матери­ально-технической и социокультурной основы для построения социа­лизма, обещанного большевиками народу.

 

На верх

Экономический и социальный кризис конца 1920 — начала 1921 г.

 

На верх

Политика «военного коммунизма» привела экономику страны к полно­му развалу. С ее помощью не удалось преодолеть разруху, порожден­ную 4 годами участия России в первой мировой войне и усугубленную 3 годами гражданской войны. Население уменьшилось на 10,9 млн. че­ловек. Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Ба­кинский нефтяной район, Урал и Сибирь, были разрушены многие шах­ты и рудники. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуждены покидать города и уезжали в деревню. Петро­град потерял 60% рабочих, когда закрылись Путиловский, Обуховский и другие предприятия, Москва — 50%. Прекратилось движение на 30 железных дорогах. Безудержно нарастала инфляция. Сельскохозяйст­венной продукции производилось только 60% довоенного объема. По­севные площади сократились на 25%, так как крестьяне не были заин­тересованы в расширении хозяйства. В 1921 г. из-за неурожая массовый голод охватил город и деревню.

 

Провал политики «военного коммунизма» большевистское прави­тельство осознало не сразу. В 1920 г. Совнарком продолжил меры по усилению безрыночных, распределительно-коммунистических начал. Национализация промышленности была распространена на мелкие предприятия. В декабре 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов ут­вердил План восстановления народного хозяйства и его электрификации (план ГОЭЛРО). В феврале 1921 г. Совнарком создал Государственную комиссию (Госплан) для разработки текущих и перспективных планов хозяйственного развития страны. Расширился ассортимент продуктов сельского хозяйства, подлежащих продразверстке. Готовился декрет об отмене денежного обращения. Однако эти мероприятия вступали в про­тиворечие с требованиями рабочих и крестьян. Параллельно с экономи­ческим в стране нарастал социальный кризис.

 

Рабочих раздражали безработица и нехватка продуктов питания. Они были недовольны ущемлением прав профсоюзов, введением принуди­тельного труда и его уравнительной оплаты. Поэтому в городах в конце 1920 — начале 1921 г. начались забастовки, в которых рабочие выступа­ли за демократизацию политической системы страны, созыв Учреди­тельного собрания, отмену спецраспределителей и пайков.

 

Крестьяне, возмущенные действиями продотрядов, перестали не только сдавать хлеб по продразверстке, но и поднялись на вооруженную борьбу. Восстания охватили Тамбовщину, Украину, Дон, Кубань, По­волжье и Сибирь. Крестьяне требовали изменения аграрной политики, ликвидации диктата РКП(б), созыва Учредительного собрания на основе всеобщего равного избирательного права. На подавление этих выступ­лений были брошены части Красной Армии и ВЧК.

 

На верх

Восстание в Кронштадте.

 

На верх

В марте 1921 г. моряки и красноармейцы военно-морской крепости Кронштадт потребовали освобождения из за­ключения всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов Советов и изгнания их них коммунистов, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, обеспечения свободы торговли, разрешения крестьянам свободно пользоваться землей и рас­поряжаться продуктами своего хозяйства, т.е. ликвидации продразверст­ки. Кронштадтцев поддержали рабочие. В ответ правительство ввело осадное положение в Петрограде, объявило восставших мятежниками и отказалось вести с ними переговоры. Полки Красной Армии, усиленные отрядами ВЧК и делегатами X съезда РКП(б), специально прибывшими из Москвы, штурмом взяли Кронштадт. 2,5 тыс. матросов было аресто­вано, 6-8 тыс. эмигрировало в Финляндию.

 

Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матро­сов — все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий эко­номический и социальный кризис. Кроме того, к весне 1921 г. была исчерпана надежда на скорую мировую революцию и материально- техническую помощь европейского пролетариата. Поэтому В.И. Ленин пересмотрел внутриполитический курс и признал, что только удовле­творение требований крестьянства может спасти власть большевиков.

 

На верх

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

(НЭП)

 

Сущность и цели нэпа.

 

На верх

На X съезде РКП(б) в марте 1921 г. В.И. Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикри­зисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоук­ладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевист­ского правительства. Под ними понимались политические и экономиче­ские рычаги воздействия: полновластие РКП(б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

 

Главная политическая цель нэпа — снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель — предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель — обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был наце­лен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэко­номических связей, на преодоление международной изоляции. Достиже­ние этих целей привело к постепенному свертыванию нэпа во второй половине 20-х годов.

 

На верх

Реализация нэпа.

 

На верх

Переход к нэпу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX Всероссийского съезда Советов в декабре 1921 г. Нэп включал комплекс экономических и со­циально-политических мероприятий. Они означали «отступление» от принципов «военного коммунизма» — возрождение частного предприни­мательства, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение некоторых требований крестьянства.

 

Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены прод­разверстки на продовольственный налог (продналог). Он устанавливался до посевной кампании, не мог изменяться в течение года и был в 2 раза меньше разверстки. После выполнения государственных поставок раз­решалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. Прекратилось насильственное наса­ждение коммун, что позволило укрепиться в деревне частному, мелко­товарному сектору. Крестьяне-единоличники давали 98,5% сельскохо­зяйственной продукции. Новая экономическая политика на селе была направлена на стимулирование сельскохозяйственного производства. В результате к 1925 г. на восстановленных посевных площадях валовой • сбор зерна на 20,7% превысил среднегодовой уровень предвоенной Рос­сии. Улучшилось снабжение промышленности сельскохозяйственным сырьем.

 

В производстве и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Был отменен декрет о всеобщей национализации. Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право создания акционерных и совместных с государством предприятий. Так возник новый для экономики России государственно-капиталистический сектор. Отменялась строгая централизация в снабжении предприятий сырьем и распределе­нии готовой продукции. Деятельность государственных предприятий нацеливалась на большую самостоятельность, самоокупаемость и хоз­расчет.

 

Вместо отраслевой системы управления промышленностью вводи­лась территориально-отраслевая. После реорганизации ВСНХ руково­дство осуществлялось его главками через-местные советы народного хозяйства (совнархозы) и отраслевые хозяйственные тресты.

 

В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появи­лись частные и кооперативные банки, страховые общества. Взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами. Выпускались государственные займы, которые принудительно распространялись среди населения с целью выкачивания личных средств для развития промышленности. В 1922 г. была проведена денежная ре­форма: сократилась эмиссия бумажных денег и в оборот вводился со­ветский червонец (10 руб.), который высоко ценился на мировом ва­лютном рынке. Это позволило укрепить национальную валюту и покон­чить с инфляцией. Свидетельством стабилизации финансового положе­ния стала замена продналога на его денежный эквивалент.

 

В результате новой экономической политики в 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Легкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжелая, требовав­шая значительных капиталовложений. Условия жизни городского и сельского населения улучшились. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания. Таким образом, одна из задач нэпа — преодоление разрухи — была решена.

 

Нэп вызвал некоторые изменения в социальной политике. В 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде, отменявший всеобщую тру­довую повинность и вводивший свободный наем рабочей силы. Прекра­тились трудовые мобилизации. Для стимулирования материальной заин­тересованности рабочих в повышении производительности труда была проведена реформа системы оплаты. Вместо натурального вознагражде­ния вводилась денежная система, основанная на тарифной сетке. Одна- * ко социальная политика имела ярко выраженную классовую направлен­ность. При выборах депутатов в органы власти преимущество по- прежнему имели рабочие. Часть населения, как и раньше, была лишена избирательных прав («лишенцы»). В системе налогообложения основная тяжесть приходилась на частных предпринимателей в городе и кула­ков — в деревне. Бедняки от уплаты налогов освобождались, середняки платили половину.

 

Новые веяния во внутренней политике не изменили методы полити­ческого руководства страной. Государственные вопросы по-прежнему решал партийный аппарат. Однако социально-политический кризис 1920-1921 гг. и введение нэпа не прошли бесследно для большевиков. Среди них начались дискуссии о роли и месте профсоюзов в государст­ве, о сущности и политическом значении нэпа. Появились фракции со своими платформами, противостоявшими позиции В.И. Ленина. Одни настаивали на демократизации системы управления, предоставлении профсоюзам широких хозяйственных прав («рабочая оппозиция»). Дру­гие предлагали еще больше централизовать управление и фактически ликвидировать профсоюзы (Л.Д. Троцкий). Многие коммунисты вышли из РКП(б), считая, что введение нэпа означает реставрацию капитализ­ма и измену социалистическим принципам. Правящей партии грозил раскол, что было, с точки зрения В.И. Ленина, совершенно недопусти­мо. На X съезде РКП(б) были приняты резолюции, осуждающие «антимарксистские» взгляды «рабочей оппозиции», запрещающие созда­ние фракций и групп. После съезда была проведена проверка идейной устойчивости членов партии («чистка»), на четверть сократившая ее численность. Все это позволило укрепить единомыслие в партии и ее единство как важнейшего звена в системе управления государством.

 

Вторым звеном в политической системе советской власти продолжал оставаться аппарат насилия — ВЧК, переименованная в 1922 г. в Глав­ное политическое управление. ГПУ следило за настроением всех слоев общества, выявляло инакомыслящих, отправляло их в тюрьмы и концла­геря. Особое внимание уделялось политическим противникам больше­вистского режима. В 1922 г. ГПУ обвинило 47 арестованных ранее ру­ководителей эсеровской партии в контрреволюционной деятельности. Состоялся первый крупный политический процесс при советской вла­сти. Трибунал ВЦИК приговорил 12 обвиняемых к смертной казни, ос­тальных — к различным срокам тюремного заключения. Осенью 1922 г. из России было выслано 160 ученых и деятелей культуры, не разделяв­ших большевистскую доктрину («философский пароход»). С идейным противостоянием было покончено.

 

Насаждая большевистскую идеологию в обществе, Советское прави­тельство нанесло удар по русской православной церкви и поставило ее под свой контроль, несмотря на декрет об отделении церкви от государ­ства. В 1922 г. под предлогом сбора средств для борьбы с голодом бы­ла конфискована значительная часть церковных ценностей. Усилива­лась антирелигиозная пропаганда, разрушались храмы и соборы. Нача­лись преследования священников. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным Собором, бьш заключен под домашний арест.

 

Для подрыва внутрицерковного единства правительство оказывало материальную и моральную поддержку «обновленческим» течениям, призывавшим мирян повиноваться власти. После смерти Тихона в 1925 г. правительство воспрепятствовало избранию нового патриарха. Место­блюститель патриаршего престола, митрополит Петр был арестован. Его преемник, митрополит Сергий и 8 архиереев вынуждены были проявить лояльность по отношению к советской власти. В 1927 г. они подписали Декларацию, в которой обязывали священников, не признававших но­вую власть, отойти от церковных дел.

 

Укрепление единства партии, разгром политических и идейных про­тивников позволили упрочить однопартийную политическую систему, в которой так называемая «диктатура пролетариата в союзе с крестьянст­вом» на деле означала диктатуру ЦК РКП(б). Эта политическая система с небольшими изменениями продолжала существовать все годы совет­ской власти.

 

На верх

Итоги внутренней политики начала 20-х годов.

 

На верх

Нэп обеспечил ста­билизацию и восстановление хозяйства. Однако вскоре после его введе­ния первые успехи сменились новыми трудностями. Их возникновение объяснялось тремя причинами: дисбалансом промышленности и сель­ского хозяйства; целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства; усилением противоречий между многообрази­ем социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства.

 

Необходимость обеспечения независимости и обороноспособности страны требовала дальнейшего развития экономики, в первую очередь, тяжелой промышленности. Приоритет промышленности над сельским хозяйством выливался в перекачивание средств из деревни в город пу­тем ценовой и налоговой политики. На промышленные товары сбыто­вые цены искусственно завышались, закупочные цены на сырье и про­дукты занижались («ножницы» цен). Сложность налаживания нормаль­ного товарообмена между городом и деревней порождало также неудов­летворительное качество промышленной продукции. Осенью 1923 г. разразился «кризис сбыта», затоваривание дорогими и плохими промто­варами, которые население отказывалось покупать. В 1924 г. к нему добавился «кризис цен», когда крестьяне, собравшие хороший урожай, отказались отдавать хлеб государству по твердым ценам, решив продать его на рынке. Попытки заставить крестьян сдавать хлеб по продналогу вызвали массовые восстания (в Амурской области, Грузии и других районах). В середине 20-х годов упал объем государственных заготовок хлеба и сырья. Это снизило возможность экспорта сельскохозяйст­венных продуктов и, следовательно, уменьшило валютные поступле­ния, необходимые для покупки промышленного оборудования за грани­цей.

 

Для выхода из кризиса правительство предприняло ряд администра­тивных мер. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на пром­товары, повышены налоги для частных предпринимателей, торговцев и кулаков. Это означало начало свертывания нэпа.

 

Новое направление внутренней политики вызывалось стремлением разрешить все экономические и социальные трудности одним ударом, не вырабатывая механизма взаимодействия государственного, коопера­тивного и частного секторов хозяйства. Свою неспособность преодолеть кризисные явления хозяйственными методами и использование команд­но-директивных сталинское руководство партии объясняло деятельно­стью классовых «врагов народа» (нэпманов, кулаков, агрономов, инже­неров и других специалистов). Это служило основанием для разверты­вания репрессий и организации новых политических процессов.

 

На верх

Внутрипартийная борьба за власть.

 

На верх

Экономические и социально- политические трудности, проявившиеся уже в первые годы нэпа, стрем­ление построить социализм при отсутствии опыта реализации этой цели породили идеологический кризис. Все принципиальные вопросы разви­тия страны вызывали острые внутрипартийные дискуссии.

 

В.И. Ленин, автор нэпа, предполагавший в 1921 г., что это будет по­литика «всерьез и надолго», уже через год на XI съезде партии заявил, что пора прекратить «отступление» в сторону капитализма и необходи­мо переходить к построению социализма. Он написал ряд работ, на­званных советскими историками «политическим завещанием» В.И. Ле­нина. В них он сформулировал основные направления деятельности партии: индустриализация (техническое перевооружение промышленно­сти), широкая кооперация (в первую очередь в сельском хозяйстве) и культурная революция (ликвидация неграмотности, повышение культур­ного и образовательного уровня населения). При этом В.И. Ленин на­стаивал на сохранении единства и руководящей роли партии в государ­стве. В «Письме к съезду» он дал весьма нелицеприятные политические и личностные характеристики шести членам Политбюро (Л.Д. Троцко­му, Л.Б. Каменеву, Г.Е. Зиновьеву, Н.И. Бухарину, ГЛ. Пятакову, И.В. Сталину). В.И. Ленин также предостерегал партию от ее бюрокра­тизации и возможности возникновения фракционной борьбы, считая главной опасностью политические амбиции и соперничество Л.Д. Троц­кого и И.В. Сталина.

 

Болезнь В.И. Ленина, в результате которой он был отстранен от ре­шения государственно-партийных дел, а затем и его смерть в январе 1924 г. осложнили ситуацию в партии. Еще весной 1922 г. был учрежден пост Генерального секретаря ЦК РКП(б). Им стал И.В. Сталин. Он унифицировал структуру партийных комитетов разных уровней, что привело к усилению не только внутрипартийной централизации, но и всей административно-государственной системы. И.В. Сталин сосредо­точил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры.

 

Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции (Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева и других представителей «старой гвардии», обладавшей зна­чительным большевистским дооктябрьским стажем), их неприятие ста­линских методов руководства — все это вызвало оппозиционные выступ­ления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в печати. Теоретические разногласия о возможности построения социа­лизма или в одной стране (В.И. Ленин, И.В. Сталин), или только в ми­ровом масштабе (Л.Д. Троцкий) сочетались со стремлением занять в партии и государстве руководящее положение. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленин­ские, И.В. Сталин последовательно устранял своих оппонентов. Л.Д. Троцкого в 1929 г. выслали из СССР. Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев и их сторонники были репрессированы в 30-х годах.

 

Первый камень в фундамент культа личности И.В. Сталина заклады­вался в ходе внутрипартийных дискуссий 20-х годов под лозунгом вы­бора верного, ленинского пути строительства социализма и установле­ния идеологического единства.

 

На верх

ОБРАЗОВАНИЕ СССР

 

Советские республики накануне объединения.

 

На верх

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это — созданные на основе национально-территориального признака РСФСР, Украинская, Белорус­ская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалисти­ческие республики, а также Бухарская и Хорезмская народные совет­ские республики, Дальневосточная республика. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.). Объединялись вооруженные силы и вводилось еди­ное военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйст­венный союз выражался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствую­щим наркоматам РСФСР. Однако отсутствие правовых норм, регули­рующих отношения центральных и местных (республиканских) органов власти, вызывало между ними конфликты.

 

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль обще­государственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. Бла­годаря этому достигалось единство действий республик в решении военных и хозяйственных вопросов. Но это же одновременно несколь­ко ограничивало суверенитет независимых государственных образова­ний.

 

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество. В 1920-1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном н дипломатическом союзе. Увеличивалось число общесоюзных хозяйственных наркоматов. Возросла роль ВЦИК как общефедеративного органа власти. Республи­ки передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1922 г. образовали Закавказскую советскую социалистическую федера­цию (ЗСФСР), Конституция которой была построена на тех же принци­пах, что и Конституция РСФСР.

 

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Сложившаяся договорная система тормозила решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества. Нуждались в более четком определении права и обязанности Совета Труда и Обороны РСФСР и Наркомфина РСФСР, выполнявших общефедеральные функ­ции. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызыва­ло недовольство на местах, а в ряде случаев порождало антирусские настроения. С другой стороны, участились требования работников неко­торых органов власти расширить число общефедеральных наркоматов. Предлагалось, в частности, — в связи с начавшимися в республиках аг­рарными реформами и отсутствием общего законодательства — объеди­нить наркоматы юстиции и земледелия под эгидой Наркомюста РСФСР и Наркомзема РСФСР. Весной 1922 г. высшие партийные органы Ук­раины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости «уточнения» взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей.

 

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объедине­ния. И.В. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам на­циональностей РСФСР, разработал план «автономизации». В соответст­вии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухар­ской и Хорезмской народными республиками и с ДВР предлагалось сохранить прежние, договорные отношения. Этот план ущемлял суве­ренные права народов, и потому большинство партийно-государствен- ных руководителей республик высказались против него. В октябре- ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В.И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

 

На верх

Образование СССР.

 

На верх

В декабре 1922 г. во всех республиках состоя­лись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В.И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация провозглашала принципы добровольно­сти объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их ком­петенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

 

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. II съездом Советов СССР. Формой государ­ственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопро­сов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово- телеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавли­вались структура и объем полномочий высших органов власти и управ­ления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами — двухпалатный ЦИК; Союзный Совет и Совет Национальностей. Исполнительная власть при­надлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сфор­мированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

 

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и по­становлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распо­рядительной власти передавалась его президиуму. На верховные обще­союзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих прин­ципов развития в области просвещения и здравоохранения. Прези­диум ЦИК имел право решать возникающие между союзными респуб­ликами спорные вопросы. Он мог отменять постановления республи­канских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОПТУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и тер­роризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В облас­ти избирательного права неизменными остались принципы Конститу­ции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По- прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элемен­ты и служители религиозных культов.

 

На верх

Национально-государственное строительство.

 

После принятия Кон­ституции СССР главным направлением в области национальной полити­ки была провозглашена ликвидация исторически сложившегося нера­венства народов, прежде всего в хозяйственной, социальной и культур­ной сферах. В республиканский аппарат управления вовлекались на­циональные кадры. Но широкие полномочия общесоюзных управление^’ ских структур усиливали процесс бюрократической централизации в стране.

 

В 1924-1925 гг. было проведено национально-государственное раз­межевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бу­харской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преоб­разована Таджикская АССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР. Проводилась работа по уточнению границ союзных рес­публик в Закавказье, Средней Азии и др. Так, Белорусской ССР пере­давалось несколько районов Витебской, Гомельской и Смоленской об­ластей РСФСР, заселенных преимущественно белоруссами. В процессе преобразования Таджикской автономии к ней отошел Ходжентский ок­руг Узбекской ССР, население которого состояло в основном из таджи­ков. Не всегда достаточно продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 20-х годах, породило очаги будущих меж­национальных конфликтов.

 

В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и районы.

 

Все главы:

 

Введ. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

 

< НАЗАД

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВПЕРЕД>

На верх

Источник alpan365.ru/biblioteka/istoriya-rossii-s-drevnejshix/glava-33/

 

 

Продразвёрстка

[править | править вики-текст]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения.  

Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка) — в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовоксельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам.

Впервые продразвёрстка была введена в Российской империи 2 декабря 1916 года, в то же время сохранялась и ранее действовавшая система государственных закупок на свободном рынке.

В связи с низким поступлением хлеба по государственным заготовкам и продразвёрстке 25 марта 1917 Временное правительствоввело хлебную монополию, предполагавшую передачу всего объёма произведённого хлеба за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды.

«Хлебная монополия» была подтверждена властью Совета народных комиссаров Декретом от 9 мая 1918 года. Повторно продразвёрстка введена Советской властью в начале января 1919 года в критических условиях гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 продовольственной диктатуры. Продразвёрстка стала частью комплекса мероприятий, известных как политика «военного коммунизма». В заготовительную кампанию 1919-20 хозяйственного года продразвёрстка также распространилась на картофель, мясо, а к концу 1920 — почти на все сельхозпродукты.

Методы, применявшиеся при заготовках в период продовольственной диктатуры, вызывали рост крестьянского недовольства, переходившего в вооружённые выступления крестьян. 21 марта 1921 года продразвёрстка была заменена продналогом, что было основной мерой перехода к политике НЭПа.

Революция 1917 года в России
Общественные процессы
До февраля 1917 года: Предпосылки революции Февраль — октябрь 1917 года: Демократизация армии Земельный вопрос После октября 1917 года: Бойкот правительства госслужащими Продразвёрстка Дипломатическая изоляция Советского правительства Гражданская война в России Распад Российской империи и образование СССР Военный коммунизм
Учреждения и организации
[показать]
Вооружённые формирования
[показать]
События
Февраль — октябрь 1917 года: [показать] После октября 1917 года: [показать]
Персоналии
[показать]
Родственные статьи
[показать]




Содержание

[убрать]

  • 1 Предпосылки к введению
  • 2 Продразвёрстка до Февральской революции
  • 3 Продразвёрстка после Февральской революции
  • 4 Продовольственная политика при советской власти
  • 5 Хлебозаготовительная политика и практика других режимов в годы гражданской войны
    • 5.1 Украина
  • 6 Продразвёрстка при Советской власти
  • 7 Оценка продразвёрстки и её отображение в различных источниках
  • 8 Интересные факты
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Литература

Предпосылки к введению[править | править вики-текст]

С начала Первой мировой войны объём продовольствия, необходимый для обеспечения снабжаемого государством населения, быстро рос, в то время, как посевные площади, производство и запасы неумолимо снижались. Соответственно, в условиях свободного рынка, росли и цены на продовольствие — по сравнению с 1913 годом цена в 1915 году выросла в 1,8-2 раза, а к 1916 году стоимость в нечернозёмной полосе возросла уже в 3 раза. В 1917 году цены выросли в 16-18 раз.

Если в начале войны нужно было кормить всё увеличивающуюся в размерах армию — 6,5 млн человек (на конец 1914), 11,7 млн человек (1915), 14,4 (1916) и 15,1 миллионов в 1917, то с 1915 года государству пришлось взять на себя обеспечение и гражданского населения ряда городов и, частично, губерний.

Для удовлетворения нужд армии нужно было соответственно 231,5 млн пудов (1914/15 хозяйственный год — период июль—июнь следующего года), 343,2 (1915/16) и 680 (1916/17), на 1917/18 планировалось получить 720 млн пудов — или в 3,1 раз больше, чем в первый год войны.

В связи с сокращением производства, трудности появились и со снабжением населения в потребляющих регионах и городах. Уже к 1 октября 1915 три четверти городов испытали нужду в тех или иных продовольственных продуктах, а половина городов Империи нуждалась конкретно в хлебе.

Если с 1915 года вмешательство государства в дело продовольственного снабжения было эпизодическим, то уже с 1916 заготовки хлеба для населения включаются в государственное задание: на 1916/17 год они составляют 420 млн пудов, на 1917/18 — 400 млн пудов. В связи с усилением продовольственного кризиса, правительство вынуждено предпринять реформу продовольственной организации.

17 августа 1915 «для обсуждения и объединения продовольственных мероприятий по заготовке продовольствия и фуража для армии и флота, а также вообще по правительственному делу учреждается „Особое совещание по продовольствию“». Председатель Совещания получил широкие полномочия, включая установку способов заготовки продовольствия, право на реквизицию и запрета вывоза продуктов из данной местности. Положением от 27 ноября 1915 Председателю было дано право устанавливать предельные цены на продукты.

Введение твёрдых закупочных цен было вызвано спекулятивным предложением на рынке при значительном росте объёмов плановых закупок. К 6 апреля 1916 года была создана региональная сеть губернских, областных, городских и районных совещаний. Возглавлявшие их уполномоченные также имели право реквизиции и запрета вывоза продовольствия. С октября 1915 по февраль 1916 было зарегистрировано около 60 случаев реквизиции, применённые в связи отказом сдачи продуктов по твёрдым ценам.

К ноябрю 1916 сложилось чрезвычайно плохое течение заготовок и, соответственно, тяжёлое положение армии и населения. Нормировка цен и запреты вывоза до этого были лишь вспомогательными средствами для усиления заготовок. Ситуация требовала новых мер, которой стала принудительная развёрстка хлебов. Параллельно с попытками решить проблему заготовок, принимаются аналогичные меры в отношении разработки механизма приемлемого урегулирования распределения продуктов.

По мере разрастания продовольственного кризиса, с весны 1916 в городах начинает вводится карточная система. Уже на 13 июля она действовала по крайней мере в 8 губерниях.

Продразвёрстка до Февральской революции[править | править вики-текст]

29 ноября 1916 года управляющий министерства земледелия Александр Риттих подписал постановление «О развёрстке зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороной», которое было опубликовано 2 декабря 1916 года. Сущность развёрстки состояла в том, что председатель Особого совещания распределяет между губерниями — в соответствии с размерами урожая, запасов и нормами потребления — подлежащее заготовке количество хлебов. Внутри губернии между уездами развёрстку в указанный председателем земского совещания срок проводит губернская земская управа, на уездном уровне эти задачи в отношении развёрстки возлагались на уездные земские управы, в волостях и сёлах, соответственно, волостными и сельскими сходами. Развёрстка хлебов касалась всех производителей. Торговые же запасы из развёрстки были исключены.
Первой развёрстке подлежало 772 100 тысяч пудов: 285 — ржи, 189 — пшеницы, 150 — овса, 120 — ячменя, 10,4 — проса и 17,7 — гречки. Согласно Постановлению от17 декабря 1916 года, это количество подлежало к сдаче до 17 мая 1917 года. Сроки на доведение размеров развёрстки устанавливались крайне сжатые: до 8 декабрягубернии, к 14 декабря — уезды, 20 декабря — волости и экономии, 24 — сёла и до 31 декабря дворы. 17 февраля 1917 года Риттих выступил в Государственной Думес детальным обоснованием продразвёрстки как действенного средства решения продовольственных проблем. Он указал на то, что в результате политического торга твёрдые цены для закупки продуктов государством были назначены в сентябре 1916 несколько ниже рыночных цен, что сразу же значительно сократило подвоз хлеба в центры перевозки и помола. Он указал также на необходимость добровольности продразвёрстки[1]:

Я должен сказать, что там, где были уже случаи отказа или где были недовёрстки, сейчас же меня с мест спрашивали, как следует дальше поступить: следует ли поступить, как того требует закон, который указывает на определённый выход тогда, когда сельские или волостные общества не постановляют того приговора, который требуется от них для выполнения той или другой повинности или раскладки, - следует ли так поступать, или же следует, быть может, прибегать к реквизиции, предусмотренной тоже постановлением Особого совещания, но я неизменно и всюду отвечал, что тут с этим надобно подождать, необходимо выждать: быть может настроение схода изменится; надо вновь его собрать, указать ему ту цель, ради которой эта развёрстка предназначена, что это именно нужно стране и родине для обороны, и в зависимости от настроения схода я думал, что эти постановления изменятся. В этом направлении, добровольном, я признавал необходимым исчерпывать все средства.

Сжатые сроки привели в результате к ошибкам, выразившимся, в частности, в развёрстке большего количества продовольствия, чем имелось в наличии по ряду губерний. Другие же попросту саботировали их, значительно увеличив нормы потребления и не оставив видимых излишков. Желание не ущемить существующую параллельно свободную закупку в итоге привело к фактическому краху этой затеи, требовавшей готовности к самопожертвованию масс производителей — чего не было — или же широкого применения реквизиций — к чему, в свою очередь, не была готова система.

Продразвёрстка после Февральской революции[править | править вики-текст]

После февральской революции 27 февраля 1917 была организована Продовольственная комиссия Временного Правительства. В первые два месяца деятельности Временного правительства, продовольственной политикой руководил земский врач кадет А. И. Шингарёв. Провал заготовок вёл к катастрофе. В начале марта 1917 в Петрограде и Москве оставалось запасов хлеба на несколько дней и были участки фронта с сотнями тысяч солдат где запасы хлеба были лишь на полдня. Обстоятельства вынуждали действовать. 2 марта Продовольственная комиссия Временного Правительства принимает решение: «не останавливая обычных закупок и получения хлеба по развёрстке, немедленно приступить к реквизиции хлеба у крупных земельных собственников и арендаторов всех сословий имеющих запашку не менее 50 десятин, а также у торговых предприятий и банков.»
25 марта 1917 года издаётся Закон о передаче хлеба в распоряжение государства (монополии на хлеб). Согласно ему, «всё количество хлеба, продовольственного и кормового урожая прошлых лет, 1916 и будущего урожая 1917, за вычетом запаса, необходимого для продовольствия и хозяйственных нужд владельца, поступает со времени взятия хлеба на учёт, в распоряжение государства по твёрдым ценам и может быть отчуждено лишь при посредстве государственных продовольственных органов». То есть государственная монополия на весь хлеб, кроме собственного потребления и хозяйственных нужд, и государственная монополия на хлебную торговлю. Нормы собственного потребления и хозяйственных нужд устанавливались тем же законом, исходя из того, что:
а) количество зерна для посева оставляется, исходя из посевной площади хозяйства и средней густоты высева по данными Центрального статистического комитета с возможной корректировкой по земской статистике. При использовании сеялки размер понижается на 20-40 % (в зависимости от типа сеялки);
б) для продовольственных нужд — на иждивенцев по 1,25 пуда в месяц, для взрослых рабочих — 1,5 пуда. Кроме того крупы по 10 золотников на душу в день;
в) для скота — для рабочих лошадей — 8 фунтов овса или ячменя или 10 фунтов кукурузы на каждый день. Для рогатого скота и свиней — не более 4-х фунтов в день на голову. Для молодняка норма понижалась вдвое. Нормы прокорма могли уменьшаться на местах;
г) дополнительно 10 % по каждому пункту (а, б, в) «на всякий случай».

29 апреля упорядочивается и нормы снабжения по карточной системе остального населения, прежде всего, городского. Предельной нормой в городах и посёлках городского типа устанавливается 30 фунтов муки и 3 фунта крупы в месяц. Для лиц, занятых тяжёлым трудом, устанавливалась надбавка в 50 %.

В тот же день утверждается «институт эмиссаров с большими полномочиями» для проведения продовольственной политики на местах и установления более тесных связей с центром.

Закон от 25 марта и вышедшая 3 мая инструкция ужесточали ответственность за скрываемые хлебные запасы, подлежащие сдаче государству или отказ от сдачи видимых запасов. При обнаружении скрываемых запасов они подлежали отчуждению по половинной твёрдой цене, в случае отказа от добровольной сдачи видимых запасов они отчуждаются принудительно.

«Это неизбежная, горькая, печальная мера, — говорил Шингарёв, — взять в руки государства распределение хлебных запасов. Без этой меры обойтись нельзя». Конфисковав кабинетские и удельные земли, он отложил вопрос о судьбе помещичьих имений до Учредительного Собрания.

28 марта Временное правительство признало своей обязанностью приступить к установке твёрдых цен на предметы первой необходимости и к доставке их населению. Постановлением от 7 июля «О приступлении к организации снабжения населения тканями, обувью, керосином, мылом и другими продуктами и изделиями первой необходимости», поручавшее министру продовольствия заготовку и распределение указанных продуктов.

26 июня понижаются нормы снабжения в городах и посёлках городского типа — до 25 фунтов муки и 3 фунтов крупы, для лиц занятых на тяжёлых работах, не выше чем 37 фунтов; для сельской местности они остаются прежними.

В мае 1917 года Временное правительство организовало Министерство продовольствия, которое возглавил публицист А. В. Пешехонов, руководивший им с 5 мая до 25 сентября 1917. Он стремился осуществить хлебную монополию. Но попытки учёта излишков не имели видимых результатов в связи с отказом (иногда и с применением силы) населения от такого учёта.

Рост цен на рынке в 16-18 раз, по сравнению с 1913 годом, или в 5-6 раз, по сравнению с предыдущим 1916 годом, делал какие-либо добровольные действия производителей в отношении правительственной программы лишёнными всякой перспективы.

Планы снабжения срывались, ситуация с продовольствием становилась всё тяжелее, а ответные меры правительства всё более суровыми. Приказом министра продовольствия 25 июля 1917 года была запрещена частная доставка хлебных грузов — что на местах легко обходилось.

20 августа выходит циркуляр предписывавший принять все исключительные меры — «вплоть до вооружённого изъятия хлеба у крупных владельцев и всех производителей из ближайших к железнодорожным станциям селений».

6 сентября понижают предельную норму потребления в сельских местностях до 40 фунтов зерна и 3 фунтов муки (для взрослых рабочих в Сибири и Степном крае эта норма увеличивается до 60 и 50 фунтов соответственно).

С приходом в С. Н. Прокоповича, бывшего министром продовольствия вплоть до Октябрьской революции линия вновь ужесточается. Но Прокопович также не выполнил свою продовольственную программу, основывавшуюся на активном вмешательстве государства в экономику: установлении твёрдых цен, распределении продуктов, регулировании производства. Он требовал введения трудовой повинности, создания центра управления народным хозяйством, единого плана снабжения всех его отраслей.

К осени Министерство продовольствия, в связи с очевидным провалом дела заготовки, основанном на предыдущей практике, частью осуществило, частью запланировало ряд других организационных мероприятий по заготовке продовольствия. Ими был введён институт особоуполномоченных с широкими полномочиями. Намечалось разделение заготовительной и распределительной функции губернских продовольственных органов, совместно с передачей больших полномочий органам местного самоуправления. Но эти начинания уже не были внедрены на местах Министерством продовольствия Временного правительства.

Полной хлебной монополии внедрено не было — была лишь тенденция к ней, выразившаяся в довольно неудачной форме государственной монополии на хлебную торговлю.

Проведение каких-либо мероприятий тормозилось моментально возникшей бюрократической структурой, параллельно существовавшим свободным рынком и активном противодействии объектов применения закона (производителей и владельцев зерна). Каких-либо инструментов для проведения в жизнь решений у Министерства продовольствия Временного правительства не было, весной-летом 1917 реквизиции были эпизодическими, а меры непрямого регулирования и воздействия фактически не действовали. Это напрямую отразилось на результатах заготовок: до Октябрьской революции 1917 Временным правительством было собрано 280 млн пудов из 650 запланированных [2].

Продовольственная политика при советской власти[править | править вики-текст]

После Октябрьской Революции, когда большинство центральных ведомств прекратили работу, Министерство продовольствия продолжало вести её, признавая продовольственное дело вне политики, того же мнения придерживались и её органы на местах. На первых порах представители советской власти вели себя в отношении к существующим органам более или менее пассивно. Впрочем, ещё 26 октября (8 ноября) 1917 Декретом на основе Министерства продовольствия был создан Народный комиссариат продовольствия, в обязанности которого вменялась заготовка и распределение продуктов и предметов первой необходимости в общегосударственном масштабе. Главой его становился, по Постановлению 2-го Съезда рабочих и солдатских депутатов от того же числа — до заседания учредительного собрания, — дворянин, профессиональный революционер Иван-Бронислав Адольфович Теодорович, бывший заместителем председателяПетроградской городской думы. Но к середине декабря, когда он окончательно оставил пост наркома, результаты его деятельности в наркомате равнялись нулю и фактически функционировала прежняя структура Министерства. Заместителем наркома Совнарком назначил профессионального революционера, не имевшего высшего образования А. Г. Шлихтера, сторонника жёстких административных методов работы. Он очень быстро сумел восстановить против себя как новых, так и старых продовольственников. Во время заседания Вероссийсого продовольственного съезда (конец ноября 1917) Министерство продовольствия было занято представителями Советской власти, что вызвало прекращение работ его служащими. После этого начался длительный процесс формирования новой структуры центральной продовольственной власти. Образовывались и отмирали различные комбинации — вплоть до диктатуры (Троцкий). Это происходило до февраля 1918, когда высшая продовольственная власть стала постепенно сосредотачиваться в руках комиссара по продовольствию. 28 ноября 1917 года «товарищем наркома продовольствия» был назначен Цюрупа, а 25 февраля 1918 года Совнарком утвердил его наркомом продовольствия. Но к весне 1918 обнаружилось, что длительный кризис центральной продовольственной власти привёл к дезорганизации продовольственных органов и их деятельности на местах. Это выразилось в игнорировании распоряжений центра и фактического введения в каждой отдельно взятой губернии и уезде собственных «норм» и «порядков». Положение усугубляло стремительно обесценивающиеся деньги и отсутствие потребительских товаров для их обеспечения.

В марте 1918 года в докладе Совнаркому Цюрупа писал:

Дело снабжения хлебом переживает тяжёлый кризис. Крестьяне, не получая мануфактуры, плугов, гвоздей, чая и проч. предметов первой необходимости, разочаровываются в покупной силе денег и перестают продавать свои запасы, предпочитая хранить вместо денег хлеб. Кризис усугубляется недостатком денежных знаков для расплаты в тех местах, где ссыпка ещё производится. Анализ существующего положения приводит к выводу, что только снабжение деревни тем, чего она требует, т.е. предметами первой необходимости, может вызвать на свет спрятанный хлеб. Все другие меры лишь паллиативы… Товарообмен уже и теперь повсеместно происходит в связи с мешочничеством (рабочие фабрик обменивают свой продукт на продовольствие для себя). Прекратить этот стихийный процесс можно лишь одним способом - организуя его в масштабе государственном…

Цюрупа предлагал запасы промтоваров, сельскохозяйственных машин и предметов первой необходимости на сумму 1,162 млн рублей направить в хлебородные регионы. 25 марта 1918 года СНК утвердил доклад Цюрупы и предоставил ему требуемые ресурсы. К весне 1918 производящие регионы были или отрезаны, или находились под контролем враждебных Советской России сил. В подконтрольных регионах владельцы хлеба не признавали решений съездов и исполкомов Советов об ограничении свободной продажи и мерах контроля, отвечая на попытки учёта и реквизиции излишков прекращением подвоза хлеба в города и на сельские базары. Хлеб стал сильнейшим средством давления на органы власти.

К весеннему севу государству удалось получить лишь 18 % необходимых семян. Их пришлось брать с боем. Так, в Воронежской губернии, где имелось 7 млн пудов хлебных излишков, из них 3 млн обмолоченных, крестьяне скармливали хлеб скоту, изводили на самогон, но не давали заготовителям. Курская губерния из 16,7 млн пудов излишков за четыре месяца 1918 г. поставила по нарядам центра только 116 вагонов (116 тыс. пудов), в то время как спекулянты и мешочники вывезли из губернии 14 млн пудов хлеба. А в это время в потребляющих губерниях на почве голода вспыхивали эпидемии и росла социальная напряжённость. В городе Бельске(Смоленская губерния) голодной толпой был расстрелян уездный Совет. В голодающей Калужской губернии крестьяне получали не более 2-3 фунтов хлеба в месяц. Во многих местах к весне были съедены семена и поля остались незасеянными. Петроградская губерния за четыре месяца получила лишь 245 вагонов хлеба. В Псковской губернии к весне 50 % детей опухли от голода.
Продовольственное положение внутри страны становилось критическим. Экстремальные условия, сложившиеся в стране в конце весны (1918), заставили большевиков прибегнуть к чрезвычайным мерам получения хлеба. Основой вопроса дальнейшего существования советской власти становится продовольствие. 9 мая выходит Декрет, подтверждающий государственную монополию хлебной торговли (введённую временным правительством) и запрещающий частную торговлю хлебом.

13 мая 1918 г. декретом ВЦИК и СНК «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими», были установлены основные положения продовольственной диктатуры. Цель продовольственной диктатуры заключалась в централизованной заготовке и распределении продовольствия, подавлении сопротивления кулаков и борьбе с мешочничеством. Наркомпрод получил неограниченные полномочия при заготовке продуктов питания. Для выработки планов распределения продуктов первой необходимости, заготовки сельскохозяйственных продуктов и товарообмена и для согласования организаций ведающих снабжением, при Комиссариате продовольствия учреждается особый совещательный орган — Совет снабжения. В его состав входят представители Высшего Совета Народного Хозяйства, ведомств потребительских обществ (Центросоюз). Наркомпроду предоставляется право на установление цен на предметы первой необходимости (по Соглашению с ВСНХ). Декрет от 27 мая появившийся в развитие декрета от 9 мая наметил некоторую реорганизацию местных продовольственных органов. Декрет сохраняя уездные, губернские, областные, городские и волостные, сельские и заводские продовольственные комитеты вменяет им неуклонное осуществление хлебной монополии, исполнение нарядов комиссариата и распределение предметов первой необходимости.

Советская власть в значительной степени осуществила намечавшиеся министерством Временного правительства реформы. Она усилила в продовольственной организации единоличную власть комиссаров и отстранила от заготовок волостные органы. Она ввела в состав членов продовольственных отрядов производящих районов представителей потребляющих областей и центра. Принятые декреты не содержали указаний в отношении прав и полномочий местных органов — что в новых условиях фактически развязывание рук местным представителям и произвол снизу. Этот произвол фактически переходит в настоящую вооружённую борьбу за хлеб, идеологически мотивированной как одной из форм классовой борьбы рабочих и бедноты за хлеб. Слабое поступление хлеба представляется как определённая политика «деревенских кулаков и богатеев». Ответом на «насилие владельцев хлеба над голодающей беднотой должно быть насилие над буржуазией». Декрет от 9 мая объявлял всех имевших излишек хлеба и не заявивших о нём в недельный срок «врагами народа», которые подлежали революционному суду и тюремному заключению на срок не менее 10 лет, бесплатной реквизиции хлеба, конфискацией имущества. Для тех, кто доносил на таких «врагов народа», полагалась половина стоимости не заявленного к сдаче хлеба. Логическим следствием декрета от 9 мая стало появление Декрета об от 11 июля «Об организации деревенской бедноты» — согласно нему «повсеместно учреждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты», в одну из двух задач которых входит «оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев». В качестве поощрения работы комбедов из излишков изъятых до 15 июля выдача хлеба бедноте производится бесплатно, между 15 июля и 15 августа — за половинную цену, а во второй половине августа — со скидкой 20 % с твёрдой цены. Для успеха борьбы за хлеб согласно декретом от 27 мая организуются продовольственные отряды рабочих организаций. 6 августа выходит декрет об организации специальных уборочных и уборочно-реквизиционных отрядов. Каждый такой отряд должен состоять из не менее чем 75 человек и иметь 2-3 пулемёта. При помощи их Советское правительство планировало обеспечить уборку урожая озимых засеянных кулаками и помещиками осенью 1917. Результативность данных мер была весьма невысока.

В связи с введением продовольственной диктатуры в мае-июне 1918 г. была создана Продовольственно-реквизиционная армия Наркомпрода РСФСР (Продармия, состоящая из вооружённых продотрядов. Для руководства Продармией 20 мая 1918 г. при Наркомпроде было создано Управление главного комиссара и военного руководителя всех продотрядов.

Несмотря на это, поступления зерна были весьма невысоки и давались большой кровью. За полтора труднейших месяца до нового урожая 1918 года рабочие добыли немногим более 2 млн пудов хлеба, оплатив его жизнями более 4100 коммунистов, рабочих и бедняков.

На вооружённое насилие деревня, наводнённая вернувшимися с фронта солдатами, ответила вооружённым сопротивлением и целым рядом восстаний.

Значительное внимание уделялось и агитации — форма воздействия на производителей, также начатая во время Временного правительства. И в центре, и на местах при продорганах в губерниях создана сеть курсов агитаторов-продовольственников. Регулярно издаются «Известия Наркомпрода», «Бюллетень Наркомпрода», «Справочник продработника». «Памятная книжка продовольственника» и ряд других агитационно-справочных изданий.

Несмотря на это, заготовки в мае 1918 упали в 10 раз по сравнению с апрелем того же года. В июне падение продолжилось — по сравнению с маем — по хлебу — в 5 раз по крупе — практически в 10 — составив всего 91 тысячу пудов (из них 67 зернофураж) — в тот же период год назад было заготовлено 77 000 тысяч пудов.

Гражданская война вынуждала к чрезвычайным мерам. Цюрупа разъяснял:

Сейчас, когда у нас нет… товаров, когда наши запасы не пополняются и живём полученным нами наследством, мы не можем провести товарообмена в широком масштабе. Сейчас, когда гражданская война отняла у нас громадные хлебные территории, топливные и др., формы будущего нам недоступны. Мы должны, прибегая к суррогатам, по одёжке и протягивать ножки... В условиях пожара нельзя допустить экспериментов. Мы должны получить хлеб.

[1]

1 июля Наркомпрод декретом предписывает продовольственным органам на местах произвести учёт хлеба и назначить сроки излишков согласно нормам оставления хлеба у владельцев (от 25 марта 1917) но не более чем до 1 августа 1918 года.

27 июля 1918 г. Наркомпрод принял специальное постановление о введении повсеместного классового продовольственного пайка с разделением на четыре категории, предусмотрев меры по учёту запасов и распределению продовольствия.

Постановлением от 21 августа был определён размер излишков для нового урожая 1918 года, исходя из тех же норм марта 1917 для семенного зерна, для продовольствия нормы снижались до 12 фунтов зерна или муки и 3 фунтов крупы. Сверх норм на каждое хозяйство до 5 едоков — 5 пудов, свыше 5 едоков +1 пуд на каждого. Снижались также нормы на скот. Как и раньше, эти нормы могли быть снижены по решению местных организаций.

Продовольственным органам, Наркомпроду и лично Цюрупе были предоставлены чрезвычайные полномочия по снабжению страны хлебом, другими продуктами. Опираясь на кадровое ядро Наркомата и старых, опытных продовольственников, Цюрупа проводит в жизнь разработанную царским министром Риттихом продразвёрстку и проведённый кадетом Шингарёвым закон о хлебной монополии.

Рекомендованные Лениным жёсткие меры сбора хлеба в 1918 г. не получили распространения. Наркомпрод искал более гибкие методы его изъятия, которые бы меньше озлобляли крестьян и могли дать максимальный результат. В качестве эксперимента в ряде губерний стала применяться система соглашений, договоров продовольственных органов с крестьянами через Советы и комбеды о добровольной сдаче ими хлеба с оплатой части его товарами. Впервые эксперимент был опробован летом в Вятской губернии А. Г. Шлихтером. В сентябре он применил его в Ефремовском уезде Тульской губернии, добившись значительного в тех условиях результата. Ранее, в Ефремовском уезде, продовольственные работники не могли накормить своих рабочих и бедноту даже при помощи чрезвычайных комиссаров и военной силы.

Опыт работы Шлихтера показал, что с крестьянами можно достичь соглашения при условии внимательного отношения к их нуждам, понимания их психологии, уважения к их труду. Доверие к крестьянам, совместное обсуждение с ними трудного вопроса определения излишков, твёрдое проведение своей линии без угроз и произвола, выполнение данных обещаний, посильная помощь им — всё это встречало понимание у крестьян, приближало их к участию в решении общенародного дела. Разъяснение, помощь, деловой контроль наиболее ценились крестьянами.

Договорно-развёрсточный метод давал гарантированный сбор хлеба. Он частично практиковался и в других губерниях — Пензенской, Калужской, Псковской, Симбирской. Однако в Казанской губернии применение договоров с крестьянами дало лишь 18 % сбора излишков. Здесь в организации развёрстки было допущено серьёзное нарушение классового принципа — обложение велось уравнительно.

Низкие поступления хлеба даже с началом уборки урожая привели к голоду в промышленных центрах. Для ослабления голода среди рабочих Москвы и Петрограда правительство пошло на временное нарушение хлебной монополии, разрешив им по удостоверениям предприятий закупку по вольным ценам и провоз полутора пудов хлеба частным путём в течение пяти недель — с 24 августа по 1 октября 1918. Разрешением на провоз полутора пудов воспользовалось 70 % населения Петрограда, закупив или обменяв на вещи 1 043 500 пудов хлеба

Всего за 1918 год было заготовлено 73 628 тыс. пудов: хлеба — 43 995, крупы — 4347, зернофуража — 25 628. Из них 10 533 тыс. пудов было заготовлено до мая 1918 — в том числе 7205 тыс. пудов хлеба и 132 тыс. пудов крупы. Тем не менее выполняемость заготовительных планов была крайне низкой (Временное правительство планировало на 1918 заготовку 440 млн пудов), а способы «безлимитных» хлебозаготовок на местах, в множестве случаев выглядевшие как грабёж и бандитизм, вызывали активное противодействие крестьянства перераставшее в ряде мест в вооружённые восстания, носившие анти-большевистский подтекст.

Хлебозаготовительная политика и практика других режимов в годы гражданской войны[править | править вики-текст]

К осени 1918 года территория бывшей Российской Импе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: