Что еще происходит с крохой на третьем году жизни?

В возрасте от 2 до 3 лет с ребенком происходят стремительные изменения, которые касаются нескольких сфер. Одна из самых важных — эмоциональное развитие. Малыш начинает испытывать новые для себя эмоции, а также узнает о чувствах других людей. Эти открытия не всегда приятны: многим знаком термин «кошмарные двухлетки», которым принято обозначать импульсивное и капризное поведение большинства детей в этом возрасте. Между тем, приступы гнева для них нормальны, потому что дети часто еще не знают, как иначе выразить сильные эмоции, которые начинают испытывать, — такие как разочарование, гнев, вина и стыд.

Малыш начинает осознавать, как его поведение влияет на родителей, и наоборот, как влияют на него действия мамы или папы. Дети в этом возрасте все меньше тревожатся в момент расставания с мамой и уже не так сильно страдают, когда ее нет рядом.

Развитие речи. Приблизительно к двум годам ребенок начинает строить предложения из 2–3 слов, используя местоимения «я», «ты», «мое». С каждым месяцем он осваивает все больше слов и пользуется ими в речи. Соответственно, его речь становится все более понятной. К трем годам речевые возможности расширяются: ребенок начинает конструировать предложения из 3–5 слов или даже больше. Он начинает учиться говорить по очереди, а не одновременно, и таким образом осваивает искусство диалога — вначале короткого, а затем все более развернутого.

Ребенок учится рассказывать о том, что с ним произошло в течение дня. С помощью родительских подсказок он может упорядочить события таким образом, чтобы составить из них простую историю, например: «Я ходил в магазин» — «А что ты там делал?» — «Покупал молоко». К трем годам ребенок уже в состоянии выдумать и рассказать короткую незамысловатую историю, основанную на его опыте и впечатлениях. Также в этом возрасте ребенок проявляет зачатки абстрактного мышления, рассуждая о людях и предметах, которые находятся вне зоны прямой видимости: «Бабушка пошла в магазин» или «Мой шарик на дереве».

К трем годам развитие речи завершается. Он умеет строить фразу, говорить предложениями. Продолжайте тренировать дыхание, делать язычковую гимнастику, проговаривайте с ребенком все действия, расширяйте спектр определений к слову, следите за произношением. Если любой другой взрослый понимает вашего ребенка, то с речью у него все в порядке. Он начинает задавать вопросы, и желательно, чтобы на все вопросы он получал осмысленные ответы. С каждым месяцем он становится разумнее, поведение его улучшается, общение с ним приобретает все большую привлекательность и прелесть.

Мышление. На развитие когнитивных навыков влияет буквально все, что ребенок успел к этому времени изучить, поэтому чем более разнообразным будет его опыт, тем лучше. Он осваивает такие понятия, как время или противоположность: например, большой — маленький, день — ночь.

Ребенок начинает указывать на части тела в зависимости от их функции, учится сортировать объекты и находить одинаковые по форме и цвету. Ребенок учится запоминать, как выглядят предметы: например, яблоки красные и круглые. Его метод решения задач — метод проб и ошибок.

Ребёнок начинает острее ощущать своё «Я»:

- Появляется потребность в похвале, просыпается самолюбие, зарождается самостоятельность. У малышей этого возраста крайне выражено желание продемонстрировать собственные умения и способности. Ребёнок хочет выглядеть в глазах взрослых максимально умелым и достойным.

- Растёт активная деятельность малыша, появляются собственные намерения и желания, зачастую не совпадающие с намерениями родителей. Стратегия «уговоров» (и уж тем более «стратегия принуждения») уже не действует, так как желания ребёнка становятся достаточно оформленными. От родителей требуется уважение к праву ребёнка на выбор, нужно давать малышу как можно больше возможностей для самовыражения, деликатно поворачивая интересы крохи в полезное русло. Ребёнок стремительно развивается.

- В процессе развития детей 2 - 4 лет совершенствуются процессы запоминания, интенсивно нарастает активный словарь. Если в этот момент предоставить ребёнку максимум возможностей для развития, к концу третьего года словарный запас малыша может достигать 1500 слов! Ребёнок учится строить сложные фразы из нескольких слов, прислушиваясь к речи взрослых.

- Появляется социальный опыт, ребёнок начинает понимать логику в поступках и действиях взрослых. Это своеобразная «школа жизни», поэтому крайне важно, чтобы у малыша были достойные образцы для подражания. Например, он не должен быть свидетелем семейных конфликтов и сцен бурного выяснения отношений. Ребёнок начинает овладевать социокультурными ценностями.

- Важно знать, что в процессе развития ребенка от 2 лет закладываются основы культуры мышления и общения, формируются основы будущей речи. В ребёнке просыпается страсть к познанию, которая вместе со стремлением к самостоятельности – идеальная почва для зарождения интересов и формирования будущих интеллектуальных способностей вашего ребёнка.

- Интенсивно развивается воображение крохи. Малыш учится фантазировать, представляя себя в самых разных ситуациях. Происходит своеобразное формирование поведенческих моделей: по просьбе взрослых ребёнок уже может изобразить «мышку» или «зайчика», по собственному желанию малыш может начать вести себя тем или иным способом. Крайне важно именно на третьем году жизни показать ребёнку «правильные» ориентиры, привить уважение к истинным авторитетам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: