История появления научного стиля

Открытое занятие

Преподаватель: Асанова З.Р., к.пед.н., ст.преп.кафедры педагогики

Дисциплина: методология и методы научных исследований

Обучающиеся: студенты 1 курса магистратуры направления подготовки 44.04.01.Педагогическое образование (Начальное образование) дневной формы обучения, группа МНО-15

Вид занятия: лекция

Тема:Язык научного описания

Цель занятия: ознакомить с особенностями языка научного описания.

Задачи:

Образовательная: систематизировать общие знания об особенностях научного стиля, научить анализировать тексты научных исследований;

Развивающая: развивать способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования;

Воспитательная: способствовать повышению интереса к составлению научных текстов,

Формируемые компетенции: способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5).

План лекционного занятия:

1) История появления научного стиля,

2) Научный стиль и его стилевые особенности,

3) Лексика научной речи,

4) Особенности научной речи в морфологии и синтаксисе

5) Подстили научного стиля

 

Ход занятия:

 

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Активизация внимания:

Крупнейший английский математик и философ Бертран Рассел в книге “Человеческое назначение” писал: “Допустим, что я иду с приятелем ночью вдруг вижу, что мы потеряли друг друга. Мой приятель кричит: “Где вы?” Отвечаю: “Я здесь”. Однако наука не признает такого языка. Она скажет: “В 11.32 пополудни 30 января 1948 года Бертран Рассел находится в пункте 4°3'29" западной долготы и 53°16'14" северной широты”.

Да, действительно, это фраза подлинно научного языка. В чем же его суть, специфика, как появился он на свет? Сегодня нам предстоит поговорить именно об этом.

Объявление темы и задач лекции

Тема нашего занятия «Язык научного описания» и мы рассмотрим следующие вопросы: 1) История появления научного стиля, 2) Научный стиль и его стилевые особенности, 3) Лексика научной речи, 4) Особенности научной речи в морфологии и синтаксисе, 5) Подстили научного стиля

Сообщение нового материала

История появления научного стиля

Каждый стиль появляется в свое время — тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Время появления научного стиля разное в разных странах.

Так, в средние века, в эпоху феодализма, “ученым языком” всей Западной Европы была латынь — международный язык науки.

 

В чем преимущества и недостатки единого языка науки?

 

С одной стороны, это было удобно: ученые независимо от своего родного языка могли читать сочинения друг друга. Но, с другой стороны, такое положение мешало формированию научного стиля в каждой стране. Поэтому развитие его протекало в борьбе с латынью. На основе национальных языков формировались средства, необходимые для выражения научных положений, мыслей.

Первый научный журнал был издан только 5 января 1655 г. при Французской академии (“Журнал ученых”). В настоящее время в мире выпускается более 50 тысяч научных журналов.

 

Начало формирования языка русской науки относится к первой трети XVIII в. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. В 30-е годы XVIII в. язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди различных литературных жанров. И это неудивительно, если вспомнить научные творения таких крупных ученых, как М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, П.И. Рычков, И.И. Лепехин и другие.

Однако в этот период и позднее — вплоть до начала XX в. — язык науки еще не выделился в самостоятельный функциональный стиль. Он был еще очень близок к языку художественной литературы. Сочинения ученых и писателей трудно было различить, настолько они были похожи. Вот, например, отрывок из научной работы В. Вагнера “Об окраске и мимикрии у животных”, написанной в 1901 г.

“И вот в течение всех лет моих наблюдений я нашел паука этого вида только однажды и нашел его совершенно случайно: глядя на ветку с другой целью и заметив быстро мелькнувшее по ветке существо, тотчас же исчезнувшее из глаз; после тщательных поисков на месте исследования животного я, наконец, заметил паука-почку”.

Нетрудно заметить, как далек этот текст от современных аналогичных по теме работ, суховатых и лаконичных. Автор присутствует в нем не только как исследователь, но и как писатель, описывающий свои впечатления и переживания.

 

Представьте современный научный текст о пауке

 

 

В XIX в. работы известных отечественных педагогов классиков, например, К.Д. Ушинского, так же отличаются от беллетристических произведений описательного характера лишь терминологией. Строй же произведений, набор синтаксических конструкций, лексика и фразеология не имели значительных отличий.

 

Если наметить общую линию эволюции, основное направление развития научной речи от начала века и ранее к современности, то это, прежде всего, стремление к формированию собственной системы языковых средств, обособленной и замкнутой, стремление к строгому и четкому изложению мыслей, к отталкиванию от художественного стиля, к исключению всего эмоционального и образного.

Так, образность, широко использовавшаяся в античные времена, в средние века, позже стала изгоняться из научных трудов. Великий Галилей, например, в своем “Диалоге” для образного раскрытия нового представления о мире, новой картины мироздания вводит художественный персонаж — забавную фигуру схоласта Симпличио. Подобный эмоциональный характер трудов Галилея вызывал возражения Кеплера, Декарта. Эталоном научной прозы становится строгое, логическое, сухое изложение “Математических начал” Ньютона. Так формировался современный облик Научного стиля.

В целом можно сказать, что эмоциональность не свойственна языку науки, но возможна в нем в зависимости от темы или характера сочинения. Так, гуманитарные науки более предрасположены к эмоциональному изложению, чем точные. Более высокая степень эмоциональности естественна в научно-популярной литературе. Вспомним произведения уже советских педагогов-классиков А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского («Педагогическая поэма», «Сердце отдаю детям» и др.), они читаются легко, как художественная литература, можно прочувствовать эмоциональное отношение авторов в написанному, применяются множества эпитетов.

Сегодня же основная задача научного стиля — предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. А это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству. Научно-техническая революция изменила и сам характер исследования. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, но коллективов ученых и инженеров. А это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как коллективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности.

Сегодня сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Совершающаяся на глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер — эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы и в меньшей степени публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества. Достаточно сказать, что из 600 000 слов авторитетнейшего английского словаря Уэбстера (Вебстера) 500 000 составляет специальная лексика.

Итак, быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызывают потребность в формировании специального языка, наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: