Есть некоторые особенности научной речи и в области морфологии. Главная из них — преобладание имен (существительных и прилагательных) над глаголами. В некоторых науках, как показал статистический анализ, части речи распределяются следующим образом:
существительное — 39,9% прилагательное —12% причастие —14,8% деепричастие — 4,6% наречие — 2,9% местоимение — 5,5% числительное —1,4% Другие части речи, в том числе глагол— 18,9%
Как вы думаете, почему глагол определен в группу с другими (остальными) частями речи? |
Мы уже говорили, что в научных текстах глагол чаще всего используют как связку в предложении.
Высокий процент существительных обусловлен предметным, а не динамическим характером научного изложения. Наука, прежде всего, трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные — имена этих вещей. Роль же глаголов сводится к функции связи, соединения понятий.
Интересная морфологическая особенность научной речи—использование во множественном числе абстрактных и вещественных существительных. Слова глина, сталь, смола спирт и другие вещественные существительные вовсех стилях, кроме научного, не имеют множественного числа. В научной же речи они приобретают во множественном числе значение вида или сорта. Если м ы скажем: Наша область богата глиной, это означает что в области большие запасы глины. Фраза же Наша область богата глинами говорит о разных сортах, видах глины. Такое же значение (“сорт, вид”) имеет спирты, смолы, стали.
|
|
В педагогике тоже можно проследить подобную особенность. Например, сравните: Народная игра имеет познавательную, развивающую, развлекательную, диагностическую, корректирующую функцию и В настоящее время народные игры крымских татар забыты.
Единственное число существительных, обозначающих единичные считаемые предметы, обычно служит для выражения обобщенного понятия: Далее в глубь материка преобладают дуб и граб (Л. С. Берг).
Почему автор написал дуб и граб, а не дубы и грабы?
Дело в том, что формы множественного числа конкретны по значению, указывают на отдельные считаемые предметы. Автору же важно было выразиться обобщенно, указать на породу дерева, класс деревьев, а не на множество конкретных дубов и грабов.
Ср. также: Пословица, как жанр фольклора, представляет собой распространенное в повседневной речи краткое, ритмически организационное изречение… Единственное число подчеркивает: пословица вообще, любая пословица.
Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле. Например, А. Е. Ферсман в книге “Занимательная минералогия” приводит множество оттенков зеленого цвета, в которые бывают окрашены камни: бирюзово-зеленый, бутылочно-зеленый золотисто-зеленый, изумрудно-зеленый, оливково-зеленый, травяно-зеленый, яблочно-зеленый, бледно-зеленый, голубовато-зеленый, грязно-зеленый, густо-зеленый, сыровато-зеленый, синевато-зеленый, ярко-зеленый и др.
|
|
Прилагательные обозначают признаки, качества, свойства предметов.
Подумайте, в каких случаях используют в педагогических научных текстах прилагательные? |
В педагогике прилагательные используются для раскрытия особенностей процесса, явления, например: Воспитательный процесс – целенаправленный, длительный, сложный, динамичный и т.д.
А также характеристик, качеств личности, например, добрый, честный, вежливый и т.д. Однако здесь нужно быть аккуратными в использовании прилагательных сравнительной и превосходной степени. Не скажем: Алим добрее Исы, а Настя честнее Алены, или воспитаннейший, добрейший, справедливейший и т.д.
Значительными особенностями отличается синтаксис научной речи. Необходимость доказывать, аргументировать высказываемые мысли, обнаруживать причины и следствия анализируемых явлений ведет к преимущественному употреблению сложных предложений, а среди типов сложного предложения преобладает сложноподчиненное как наиболее емкая и характерная для научной речи языковая форма. Например, в исследовании по эстетике читаем:
Особое и неповторимое своеобразие музыки среди других, видов искусства определяется тем, что, стремясь, как и каждый вид искусства, к наиболее широкому и всестороннему охвату действительности и ее эстетической оценке, она осуществляет это, непосредственно обращаясь к духовной содержательности мира человеческих переживаний, которые она с необычайной силой активизирует в своем слушателе.
Синтаксические построения в научной речи гораздо сложнее, чем в художественной прозе. Статистические подсчеты показали, что в романах Гончарова, Тургенева, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Лескова и Толстого (в авторском повествовании) сложные предложения составляют половину всех предложений (50,7%), а в научных работах того же периода — почти три четверти (73,8%). При этом средняя длина сложного предложения в художественной прозе — 23,9 слова, а в научной прозе — 33,5 слова.
Местоимения. Для научного изложения характерна в целом неличная манера. В начале века научное повествование было близко к простому рассказу о событии. Автор нередко вел изложение от 1-го лица, рассказывал о своем состоянии, чувствах, например: “ Я занимаюсь наблюдением над этими животными много лет, мой глаз очень изощрился, поэтому в способности к видеть там, где огромное большинство не заметит к даже тогда, когда на место нахождения паука обращено внимание наблюдателя ” (Вл. Вагнер).
Для современной научной речи такая манера не характерна. Чувства, переживания исследователя остаются за пределами научного текста. Авторское “я”, как правило, исключается, его заменяет более скромное и объективное авторское “мы”, означающее “мы с вами”, “я и аудитория”:
Длительный звук мы называем музыкальным. Итак, мы имеет теорему -Значение личного местоимения мы здесь настолько ослаблено, что оно вполне может быть исключено: мы называем — называется, имеем теорему — имеется теорема. Таким образом, современную научную речь отличает неличная манера изложения.