Особенности научной речи в морфологии и синтаксисе

Есть некоторые особенности научной речи и в области морфологии. Главная из них — преобладание имен (существительных и прилагательных) над глаголами. В некоторых науках, как показал статистический анализ, части речи распределяются следующим образом:

существительное — 39,9% прилагательное —12% причастие —14,8% деепричастие — 4,6% наречие — 2,9% местоимение — 5,5% числительное —1,4% Другие части речи, в том числе глагол— 18,9%

 

Как вы думаете, почему глагол определен в группу с другими (остальными) частями речи?

 

Мы уже говорили, что в научных текстах глагол чаще всего используют как связку в предложении.

 

Высокий процент существительных обусловлен предметным, а не динамическим характером научного изложения. Наука, прежде всего, трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные — имена этих вещей. Роль же глаголов сводится к функции связи, соединения понятий.

 

Интересная морфологическая особенность научной речи—использование во множественном числе абстрактных и вещественных существительных. Слова глина, сталь, смола спирт и другие вещественные существительные вовсех стилях, кроме научного, не имеют множественного числа. В научной же речи они приобретают во множественном числе значение вида или сорта. Если м ы скажем: Наша область богата глиной, это означает что в области большие запасы глины. Фраза же Наша область богата глинами говорит о разных сортах, видах глины. Такое же значение (“сорт, вид”) имеет спирты, смолы, стали.

В педагогике тоже можно проследить подобную особенность. Например, сравните: Народная игра имеет познавательную, развивающую, развлекательную, диагностическую, корректирующую функцию и В настоящее время народные игры крымских татар забыты.

 

Единственное число существительных, обозначающих единичные считаемые предметы, обычно служит для выражения обобщенного понятия: Далее в глубь материка преобладают дуб и граб (Л. С. Берг).

Почему автор написал дуб и граб, а не дубы и грабы?

Дело в том, что формы множественного числа конкретны по значению, указывают на отдельные считаемые предметы. Автору же важно было выразиться обобщенно, указать на породу дерева, класс деревьев, а не на множество конкретных дубов и грабов.

Ср. также: Пословица, как жанр фольклора, представляет собой распространенное в повседневной речи краткое, ритмически организационное изречение… Единственное число подчеркивает: пословица вообще, любая пословица.

 

Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле. Например, А. Е. Ферсман в книге “Занимательная минералогия” приводит множество оттенков зеленого цвета, в которые бывают окрашены камни: бирюзово-зеленый, бутылочно-зеленый золотисто-зеленый, изумрудно-зеленый, оливково-зеленый, травяно-зеленый, яблочно-зеленый, бледно-зеленый, голубовато-зеленый, грязно-зеленый, густо-зеленый, сыровато-зеленый, синевато-зеленый, ярко-зеленый и др.

Прилагательные обозначают признаки, качества, свойства предметов.

 

Подумайте, в каких случаях используют в педагогических научных текстах прилагательные?

 

В педагогике прилагательные используются для раскрытия особенностей процесса, явления, например: Воспитательный процесс – целенаправленный, длительный, сложный, динамичный и т.д.

А также характеристик, качеств личности, например, добрый, честный, вежливый и т.д. Однако здесь нужно быть аккуратными в использовании прилагательных сравнительной и превосходной степени. Не скажем: Алим добрее Исы, а Настя честнее Алены, или воспитаннейший, добрейший, справедливейший и т.д.

 

Значительными особенностями отличается синтаксис научной речи. Необходимость доказывать, аргументировать высказываемые мысли, обнаруживать причины и следствия анализируемых явлений ведет к преимущественному употреблению сложных предложений, а среди типов сложного предложения преобладает сложноподчиненное как наиболее емкая и характерная для научной речи языковая форма. Например, в исследовании по эстетике читаем:

Особое и неповторимое своеобразие музыки среди других, видов искусства определяется тем, что, стремясь, как и каждый вид искусства, к наиболее широкому и всестороннему охвату действительности и ее эстетической оценке, она осуществляет это, непосредственно обращаясь к духовной содержательности мира человеческих переживаний, которые она с необычайной силой активизирует в своем слушателе.

Синтаксические построения в научной речи гораздо сложнее, чем в художественной прозе. Статистические подсчеты показали, что в романах Гончарова, Тургенева, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Лескова и Толстого (в авторском повествовании) сложные предложения составляют половину всех предложений (50,7%), а в научных работах того же периода — почти три четверти (73,8%). При этом средняя длина сложного предложения в художественной прозе — 23,9 слова, а в научной прозе — 33,5 слова.

 

Местоимения. Для научного изложения характерна в целом неличная манера. В начале века научное повествование было близко к простому рассказу о событии. Автор нередко вел изложение от 1-го лица, рассказывал о своем состоянии, чувствах, например: “ Я занимаюсь наблюдением над этими животными много лет, мой глаз очень изощрился, поэтому в способности к видеть там, где огромное большинство не заметит к даже тогда, когда на место нахождения паука обращено внимание наблюдателя(Вл. Вагнер).

Для современной научной речи такая манера не характерна. Чувства, переживания исследователя остаются за пределами научного текста. Авторское “я”, как правило, исключается, его заменяет более скромное и объективное авторское “мы”, означающее “мы с вами”, “я и аудитория”:

Длительный звук мы называем музыкальным. Итак, мы имеет теорему -Значение личного местоимения мы здесь настолько ослаблено, что оно вполне может быть исключено: мы называем — называется, имеем теорему — имеется теорема. Таким образом, современную научную речь отличает неличная манера изложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: