Марки пластичных смазок и их применение на автомобильной технике

 

Пластичные смазки, применяемые для автомобильной техники, по назначению подразделяются на смазки:

- многоцелевые;

- общего назначения;

- морозостойкие;

- термостойкие;

- химически стойкие;

- приборные;

- авиационные;

- консервационные и канатные;

- специализированные.

Многоцелевые смазки работоспособны в узлах трения всех видов (подшипников качения, скольжения, шарнирах, зубчатых и цепных передачах.

МЛи 4/13 ‑ 3 (Литол-24) – готовят загущением нефтяных масел средней вязкости литиевым мылом 12 – гидрооксистеориновой кислоты. Содержит антикислотную присадку. Водостойка. Рекомендуется для узлов терния ходовой части, подвески, рулевого управления, трансмиссии.

Зимол – дублирует Литол-24 в районах особо холодного климата.

Смазки общего назначения используют для дублирования многоцелевых.

Солидол синтетический «С» (СКа 3/7 – 2). Водостойкая смазка с хорошими защитными свойствами. Стабильна при хранении.

Максимальная температура при хранении плюс 650С.

Пропрессовывается в узлы трения и сохраняет работоспособность в механизмах до минус 200С.

Заменитель – солидол жировой.

Прессолидол синтетический «С».

По составу и свойствам близок к солидолу «С», но превосходит его по низкотемпературным свойствам, однако уступает по работоспособности при повышенных температурах.

Применяется в тех же случаях, что и солидол «С», когда необходимо обеспечить пропрессовку смазки при температурах ниже минус 200С.

Заменитель – прессолидол жировой (УС-1).

Графитная смазка УСсА (СКа 2/6 – г 3). По составу и свойствам близка к синтетическому солидолу «С». Отличается введением в ее состав 10% графита. Применяется для смазки листов рессор, тросов, тяг, ходовых винтов домкратов, открытых шестеренчатых передач и резьбовых соединений.

Сохраняет работоспособность до минус 300С и ниже.

Морозостойкие смазки предназначены для механизмов, в которых при низких температурах (до минус 600С) смазки обычного типа могут не обеспечивать нормальную работу.

Зимол – готовят на маловязком масле с пониженной испаряемостью. По основным характеристикам близок к Литолу-24.

Смазка – Циатим-201 (НЛи 6/9 ‑ 1).

Умеренно водорастворима. Имеет хорошие низкотемпературные свойства. Работоспособна при температуре минус 600С. Защитные и противоизносные свойства невысоки. Применение при повышенных температурах ограничено.

Применяется для смазки деталей электрооборудования автомобильной техники (генераторов, стартеров, валиков распределителей и т.п.).

Заменитель – смазка (НЛи 5/9 – 2) ЦИАТИМ-203.

Термостойкие смазки предназначены для механизмов, рабочие температуры в узлах которых достигают плюс 120–1500С.

ЦИАТИМ-221 (ЛКа 6/15 – 2) – название смазки от названия института – центральный институт автомобильных топлив и масел. Готовят ЦИАТИМ-221 с загущением полисилоксановой жидкости кальциевым комплексным мылом, морозостойка, работоспособна до минус 600С. Применяют в скоростных электромашинах.

Химически стойкие смазки предназначены для работы в контакте с агрессивными средами.

ЦИАТИМ-205 (ХР 5/7 ‑ 1) – готовят загущением смеси масел вазелинового медицинского с добавкой парфюмерного высокоочищенным церезином. Рекомендуется для применения при кратковременном контакте с окислителями и их парами для герметизации соединений и уплотнений. Не допускается контакт с кислородом.

Приборные – для смазки деталей приборов, счетно-решающих и точных механизмов. ОКБ-122-7, ВНИИ НП-274 Н.

 

Канатная 39У – готовят сплавлением трансмиссионной смазки, нефтяного церезина, нефтяного гудрона с триэтаноламином.

Водостойкая, липкая с хорошими консервационными свойствами. Рекомендуется для смазывания стальных тросов.

Специальные смазки предназначены для использования в узкоспециальных целях.

В качестве антифрикционных или консервационных смазочных материалов применяться не могут.

Замазка защитная клеевая ЗЗК-3у. Водостойкая. Стабильная при хранении. Температура плавления плюс 1150С.

Применяется для герметизации щелей у люков, крышек, дверей и других неплотностей автомобильной техники при длительном хранении.

Согласно нормативно-технической документации обозначение пластичных смазок включает буквенную и цифровую индексацию. Например, смазка Литол-24 обозначается МЛи 4/13 – 3. Начальная буква дает классификацию по назначению:

С – общего назначения;

О – для повышенной температуры (до плюс 70°С);

М – многоцелевые (от минус 30°С до плюс 30°С);

Л – термостойкие (плюс 150°С и выше);

Н – морозостойкие (ниже минус 40°С);

И – противозадирные и противоизносные;

П – приборные;

Д – приработочные;

Х – химически стойкие;

3 – защитные;

А – арматурные;

Р – резьбовые;

В – вакуумные;

К – канатные.

Загуститель обозначают первыми двумя буквами металла, входящего в состав мыла:

Ка – кальциевое;

На – натриевое;

Ли – литиевое;

Ли-Ка – смешанное литиево-кальциевое.

4/13 – рекомендуемый температурный диапазон в числителе – уменьшенная в 10 раз без знака минус минимальная температура, а в знаменателе – уменьшенная в 10 раз максимальная температура эксплуатации. В данном случае (минус 400С и плюс 1300С).

Цифра 3 – это условное число, характеризующее консистенцию (пенетрацию) смазки, определяемую по глубине погружения (в десятых долях миллиметра) стандартного металлического конуса. Консистенцию обозначают условным числом от 0 до 7.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значительная группа трущихся деталей автомобилей и гусеничных машин (шарниры рулевого управления, рессоры, подшипники ступиц колес, водяного насоса) работают в таких условиях, при которых к ним может проникать влага и пыль.

Для смазки таких сопряжении жидкие масла не пригодны, т.к. они плохо удерживаются на поверхности деталей; заметно ухудшают смазочные свойства при попадании влаги; плохо герметизируют сборочную единицу от проникновения пыли. Поэтому возникает необходимость применять для смазки этих деталей пластичные смазки.

Контрольные вопросы

        1. Какие функции, в каких узлах выполняют пластичные смазки?
        2. Из чего состоят пластичные смазки и каково их назначение?
        3. Какие основные эксплуатационные свойства пластичных смазок вы знаете?
        4. Как маркируют пластичные смазки?
        5. По каким признакам подразделяют пластичные смазки? Назовите марки пластичных смазок.
        6. Что такое температура каплепадения, пенетрация, тиксотропия?
        7. Что такое твёрдые смазки? Назовите область их применения.
        8. Какие свойства твёрдых смазок определяют область их применения?
        9. На какие виды разделяют твёрдые смазки?
        10. Какие твёрдые слоистые смазки вы знаете?
        11. Что такое полимерные материалы?

Дополнительная литература для углубленного изучения материала

  1. Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб. для вузов. – М.: Наука-Пресс, 2003. – 421 с.
  2. Бутовский М.Э. Пластичные смазки: Учебное пособие. – Рубцовск: Изд. Рубцовского индустриального института, 2005. – 145 с.
  3. Васильева Л.С., Панов Ю.В., Хазиев А.А. Топлива, смазочные материалы и специальные жидкости: Показатели качества. Классификация. Ассортимент. Лабораторные работы: Учебное пособие. – М.: Наука-Пресс, 2005. – 120 с.
  4. Москвин Е.В. Эксплуатационные материалы: Учебное пособие. – Томск: Изд. ТГАСУ, 2005. – 204 с.
  5. Пономарёв В.М. Эксплуатационные материалы для автомобильного транспорта: Учебное пособие. – Чайковский: Изд. ЧТИ ИжГТУ, 2003. – 84 с.
  6. Капустин А.А., Пирозерская О.Л. Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов: Учебное пособие. – СПб.: Изд. СПбГУСЭ, 2005. – 91 с.
  7. Синельников А.Ф., Балабанов В.И. Автомобильные топлива, масла и эксплуатационные жидкости. Краткий справочник. – М.: ЗАО КЖИ «За рулём», 2003. – 176 с.
  8. Обельницкий А.М. и др. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости: Учебник для вузов по спец. «Двигатели внутреннего сгорания» / А.М. Обельницкий, Е.А. Егорушкин, Ю.Н. Чернявский; под ред. проф. А.М. Обельницкого. - М.: ИПО «Полиграм», 1995. – 272 с.
  9. Сафонов А.С. и др. Автомобильные автоэксплуатационные материалы / А.С. Сафонов, А.И. Ушаков, Н.Д. Юскавец. – СПб.: Гидрометеоиздат, 1998. – 233 с.
  10. Анисимов И.Г. и др. Топливо, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник. – М.: Техинформ, 1999. – 596 с.
  11. Гуреев А.А. и др. Химмотология: Учебник для вузов / А.А. Гуреев, И.Г. Фукс, В.Л. Лашхи. – М.: Химия, 1986. – 367 с.
  12. Гуреев А.А. и др. Автомобильные эксплуатационные материалы / А.А. Гуреев, Р.Я. Иванова, Н.В. Щёголев. – М.: Транспорт, 1974. – 280 с.
  13. Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб. пособие для сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
  14. Трансмиссионные масла. Пластичные смазки / Р. Балтенас, А.С. Сафонов, А.И. Ушаков, В. Шергалис. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2001. – 208 с.
  15. Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учебное пособие. Лабораторный практикум. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002. – 208 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: