Пластичные смазки, применяемые для автомобильной техники, по назначению подразделяются на смазки:
- многоцелевые;
- общего назначения;
- морозостойкие;
- термостойкие;
- химически стойкие;
- приборные;
- авиационные;
- консервационные и канатные;
- специализированные.
Многоцелевые смазки работоспособны в узлах трения всех видов (подшипников качения, скольжения, шарнирах, зубчатых и цепных передачах.
МЛи 4/13 ‑ 3 (Литол-24) – готовят загущением нефтяных масел средней вязкости литиевым мылом 12 – гидрооксистеориновой кислоты. Содержит антикислотную присадку. Водостойка. Рекомендуется для узлов терния ходовой части, подвески, рулевого управления, трансмиссии.
Зимол – дублирует Литол-24 в районах особо холодного климата.
Смазки общего назначения используют для дублирования многоцелевых.
Солидол синтетический «С» (СКа 3/7 – 2). Водостойкая смазка с хорошими защитными свойствами. Стабильна при хранении.
Максимальная температура при хранении плюс 650С.
Пропрессовывается в узлы трения и сохраняет работоспособность в механизмах до минус 200С.
Заменитель – солидол жировой.
Прессолидол синтетический «С».
По составу и свойствам близок к солидолу «С», но превосходит его по низкотемпературным свойствам, однако уступает по работоспособности при повышенных температурах.
Применяется в тех же случаях, что и солидол «С», когда необходимо обеспечить пропрессовку смазки при температурах ниже минус 200С.
Заменитель – прессолидол жировой (УС-1).
Графитная смазка УСсА (СКа 2/6 – г 3). По составу и свойствам близка к синтетическому солидолу «С». Отличается введением в ее состав 10% графита. Применяется для смазки листов рессор, тросов, тяг, ходовых винтов домкратов, открытых шестеренчатых передач и резьбовых соединений.
Сохраняет работоспособность до минус 300С и ниже.
Морозостойкие смазки предназначены для механизмов, в которых при низких температурах (до минус 600С) смазки обычного типа могут не обеспечивать нормальную работу.
Зимол – готовят на маловязком масле с пониженной испаряемостью. По основным характеристикам близок к Литолу-24.
Смазка – Циатим-201 (НЛи 6/9 ‑ 1).
Умеренно водорастворима. Имеет хорошие низкотемпературные свойства. Работоспособна при температуре минус 600С. Защитные и противоизносные свойства невысоки. Применение при повышенных температурах ограничено.
Применяется для смазки деталей электрооборудования автомобильной техники (генераторов, стартеров, валиков распределителей и т.п.).
Заменитель – смазка (НЛи 5/9 – 2) ЦИАТИМ-203.
Термостойкие смазки предназначены для механизмов, рабочие температуры в узлах которых достигают плюс 120–1500С.
ЦИАТИМ-221 (ЛКа 6/15 – 2) – название смазки от названия института – центральный институт автомобильных топлив и масел. Готовят ЦИАТИМ-221 с загущением полисилоксановой жидкости кальциевым комплексным мылом, морозостойка, работоспособна до минус 600С. Применяют в скоростных электромашинах.
Химически стойкие смазки предназначены для работы в контакте с агрессивными средами.
ЦИАТИМ-205 (ХР 5/7 ‑ 1) – готовят загущением смеси масел вазелинового медицинского с добавкой парфюмерного высокоочищенным церезином. Рекомендуется для применения при кратковременном контакте с окислителями и их парами для герметизации соединений и уплотнений. Не допускается контакт с кислородом.
Приборные – для смазки деталей приборов, счетно-решающих и точных механизмов. ОКБ-122-7, ВНИИ НП-274 Н.
Канатная 39У – готовят сплавлением трансмиссионной смазки, нефтяного церезина, нефтяного гудрона с триэтаноламином.
Водостойкая, липкая с хорошими консервационными свойствами. Рекомендуется для смазывания стальных тросов.
Специальные смазки предназначены для использования в узкоспециальных целях.
В качестве антифрикционных или консервационных смазочных материалов применяться не могут.
Замазка защитная клеевая ЗЗК-3у. Водостойкая. Стабильная при хранении. Температура плавления плюс 1150С.
Применяется для герметизации щелей у люков, крышек, дверей и других неплотностей автомобильной техники при длительном хранении.
Согласно нормативно-технической документации обозначение пластичных смазок включает буквенную и цифровую индексацию. Например, смазка Литол-24 обозначается МЛи 4/13 – 3. Начальная буква дает классификацию по назначению:
С – общего назначения;
О – для повышенной температуры (до плюс 70°С);
М – многоцелевые (от минус 30°С до плюс 30°С);
Л – термостойкие (плюс 150°С и выше);
Н – морозостойкие (ниже минус 40°С);
И – противозадирные и противоизносные;
П – приборные;
Д – приработочные;
Х – химически стойкие;
3 – защитные;
А – арматурные;
Р – резьбовые;
В – вакуумные;
К – канатные.
Загуститель обозначают первыми двумя буквами металла, входящего в состав мыла:
Ка – кальциевое;
На – натриевое;
Ли – литиевое;
Ли-Ка – смешанное литиево-кальциевое.
4/13 – рекомендуемый температурный диапазон в числителе – уменьшенная в 10 раз без знака минус минимальная температура, а в знаменателе – уменьшенная в 10 раз максимальная температура эксплуатации. В данном случае (минус 400С и плюс 1300С).
Цифра 3 – это условное число, характеризующее консистенцию (пенетрацию) смазки, определяемую по глубине погружения (в десятых долях миллиметра) стандартного металлического конуса. Консистенцию обозначают условным числом от 0 до 7.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значительная группа трущихся деталей автомобилей и гусеничных машин (шарниры рулевого управления, рессоры, подшипники ступиц колес, водяного насоса) работают в таких условиях, при которых к ним может проникать влага и пыль.
Для смазки таких сопряжении жидкие масла не пригодны, т.к. они плохо удерживаются на поверхности деталей; заметно ухудшают смазочные свойства при попадании влаги; плохо герметизируют сборочную единицу от проникновения пыли. Поэтому возникает необходимость применять для смазки этих деталей пластичные смазки.
Контрольные вопросы
- Какие функции, в каких узлах выполняют пластичные смазки?
- Из чего состоят пластичные смазки и каково их назначение?
- Какие основные эксплуатационные свойства пластичных смазок вы знаете?
- Как маркируют пластичные смазки?
- По каким признакам подразделяют пластичные смазки? Назовите марки пластичных смазок.
- Что такое температура каплепадения, пенетрация, тиксотропия?
- Что такое твёрдые смазки? Назовите область их применения.
- Какие свойства твёрдых смазок определяют область их применения?
- На какие виды разделяют твёрдые смазки?
- Какие твёрдые слоистые смазки вы знаете?
- Что такое полимерные материалы?
Дополнительная литература для углубленного изучения материала
- Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб. для вузов. – М.: Наука-Пресс, 2003. – 421 с.
- Бутовский М.Э. Пластичные смазки: Учебное пособие. – Рубцовск: Изд. Рубцовского индустриального института, 2005. – 145 с.
- Васильева Л.С., Панов Ю.В., Хазиев А.А. Топлива, смазочные материалы и специальные жидкости: Показатели качества. Классификация. Ассортимент. Лабораторные работы: Учебное пособие. – М.: Наука-Пресс, 2005. – 120 с.
- Москвин Е.В. Эксплуатационные материалы: Учебное пособие. – Томск: Изд. ТГАСУ, 2005. – 204 с.
- Пономарёв В.М. Эксплуатационные материалы для автомобильного транспорта: Учебное пособие. – Чайковский: Изд. ЧТИ ИжГТУ, 2003. – 84 с.
- Капустин А.А., Пирозерская О.Л. Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов: Учебное пособие. – СПб.: Изд. СПбГУСЭ, 2005. – 91 с.
- Синельников А.Ф., Балабанов В.И. Автомобильные топлива, масла и эксплуатационные жидкости. Краткий справочник. – М.: ЗАО КЖИ «За рулём», 2003. – 176 с.
- Обельницкий А.М. и др. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости: Учебник для вузов по спец. «Двигатели внутреннего сгорания» / А.М. Обельницкий, Е.А. Егорушкин, Ю.Н. Чернявский; под ред. проф. А.М. Обельницкого. - М.: ИПО «Полиграм», 1995. – 272 с.
- Сафонов А.С. и др. Автомобильные автоэксплуатационные материалы / А.С. Сафонов, А.И. Ушаков, Н.Д. Юскавец. – СПб.: Гидрометеоиздат, 1998. – 233 с.
- Анисимов И.Г. и др. Топливо, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник. – М.: Техинформ, 1999. – 596 с.
- Гуреев А.А. и др. Химмотология: Учебник для вузов / А.А. Гуреев, И.Г. Фукс, В.Л. Лашхи. – М.: Химия, 1986. – 367 с.
- Гуреев А.А. и др. Автомобильные эксплуатационные материалы / А.А. Гуреев, Р.Я. Иванова, Н.В. Щёголев. – М.: Транспорт, 1974. – 280 с.
- Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб. пособие для сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
- Трансмиссионные масла. Пластичные смазки / Р. Балтенас, А.С. Сафонов, А.И. Ушаков, В. Шергалис. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2001. – 208 с.
- Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учебное пособие. Лабораторный практикум. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002. – 208 с.