Правила общения с людьми с гиперкинезами

 

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

1. Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует явно обращать внимание на него.

2. При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения вашего собеседника, потому что можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажетесь в неловком положении.

3. Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.

4. Перед тем, как сесть за стол с человеком с гиперкинезами, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и т.д.

5. Если в магазине человек с гиперкинезами попросил вас достать его кошелек и расплатиться или положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить эту просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него. То же самое, если вас попросили набрать телефонный номер, – при этом совершенно необязательно вставлять в аппарат свою телефонную карту.

6. При входе в автобус (троллейбус, трамвай), прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужно ли это. Некоторым людям помощь посторонних только мешает. Уступая место, не настаивайте, если человек отказался.

7. Если вы покупаете билеты в кино или театр для человека или людей с гиперкинезами, выбирайте такие места, где они не будут мешать другим зрителям непроизвольными движениями. Если таких мест нет, нужно договориться с администрацией о дополнительных местах в проходе.

8. Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Позиция «только не волнуйся», «ладно, конечно» – приведет в конечном итоге к потере времени и нервов. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если видите, что ваш собеседник нервничает.

9. При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в предыдущем разделе.

 

Человек с ограниченными возможностями относится к особой категории людей с обостренным восприятием отношения к себе со стороны других.

Поэтому будет уместным привести здесь выдержки из так называемой Декларации независимости инвалида (это будет важно для понимания характера взаимодействия между глухими и слышащими членами общества):

· Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

· Не нуждаюсь в поддержке, я не слаб, как кажется.

· Не рассматривайте меня, как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

· Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это права.

· Не пытайтесь руководить мною. Имею право на собственную жизнь, как любая личность.

· Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не де­лайте мне одолжения.

· Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, пре­дубежденное отношение к ним.

· Поддерживайте меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

· Помогите мне познать то, что я хочу.

· Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто борется в попытке сделать лучше.

· Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

· Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.

· Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

· Узнайте меня лучше. Мы можем стать друзьями.

· Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

· Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает ра­венство.

· Слушайте, поддерживайте и действуйте.

 

Социальным работникам, общаясь с инвалидами не надо пугаться столь обширного списка рекомендаций. При сомнении следует обращаться к здравому смыслу и способности к сочувствию. Главное - это быть спокойным и доброжелательным.

Если специалист социальной работы не знает, что делать, ему не надо бояться спросить об этом своего собеседника. При этом очень важно показывать, что он искренне заинтересован в общении со своими клиентами. Если он будет стремиться быть понятым – его всегда поймут. Шутка, тактичная и уместная, только поможет ему наладить общение и разрядить обстановку. Всегда надо относиться к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважать, и тогда все будет хорошо.

И этот список рекомендаций не является исчерпывающим.

 

 

                                   

 

Литература по теме:

Основная литература:

1. Брайнс Дж. Как общаться с инвалидами. М.: «Преодоление», 1993.

2. Инвалиды: язык и этикет. М.: РООИ «Перспектива», 2000.

3. Лазукин А.Д. Конфликтология.2011. – 152 с.

4. Технологии социальной работы / А. А. Чернецкая и др.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 400 с.

5. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие – 5-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 668 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: