Различные подходы к определению предложения. Ведущие признаки предложения (предикативность и интонация). Структурные схемы и парадигмы предложений

Предложение – интонационно и грамматически оформленная единица речи, которая служит средством формирования и выражения мысли.

Дать определение предложения очень трудно, так это самая сложная единица языка и речи. Две тенденции в попытке дать определение предложения:

1) с помощью нелингвистических терминов (логических, психологических);

2) с помощью собственно лингвистических понятий и терминов.

Логико-грамматическое направление предполагает отождествление логических и грамматических понятий, ограничение понятия предложений.

Психолого-грамматическое направление предполагает, что предложение – это слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли известным под именем предицирования. Основной признак предложения – сказуемность, выражающаяся глаголом.

В формально грамматическое направлении предложение – это словосочетание, имеющее в своем составе сказуемое или указывающее своим составом на опущенное сказуемое, или состоящее из одного сказуемого – все такие словосочетания мы будем называть предложениями. Основной признак предложения – сказуемость и законченность интонации.

Предикативность – отнесенность содержания высказывания к внеязыковой деятельности. Формируется на основе двух категорий: модальности и синтаксического времени. Модальность – это оценка высказывания с точки зрения реальности и ирреальности, то есть сообщаемое мыслится как реальное и нереальное. Модальное значение реальности и ирреальности опирается на глагольное наклонение. Реальное выражается изъявительным наклонением, ирреальное – сослагательным и повелительным (возможное, желаемое, должное, требуемое).

Интонация оформляет предложение и его разновидности, является средством выделения смыслового центра предложения, а в речи часто восполняет то, что недостаточно выражается лексико-грамматическим составом предложения.

Структурная схема – абстрактный образец, по которому строится предложения с разным лексическим наполнением, но одинаковым типовым значением: Отец – учитель. Запрещается шуметь.

Парадигму предложения составляют формы времени и наклонения сказуемого. Полная парадигма простого предложения состоит из шести форм – трех форм глаголов в реальном наклонении и трех форм ирреальных наклонений.

Структурно-семантическая классификация простого предложения в современном русском языке.

Существуют различные основания для классификации простого предложения.

Классификация №1.

По характеру членимости:

1) членимые простые предложения –это предложение, обладающее грамматической формой.

Например: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. 2 Наступила осень.

2) нечленимые простые предложения – предложения, лишенные грамматической формы, т.е. в них нет никаких членов предложения, ни главных, ни второстепенных.

Например: Увы.

 Как членимые, так и нечленимые простые предложения всегда являются коммуникативными единицами и имеют двучленную семантическую природу: т.е. там содержится предмет мысли и его характеристика они могут быть выражены разными формами, при этом могут различаться характером строения. Например, в двусоставном предложении: Наступила осень. Осень – предмет мысли. Наступила – его характеристика. Нечленимые: Увы. Увы произносится по какому-то поводу.

Классификация №2.

По способу выражения предикативных отношений между субъектом и предикатом. Классификация только для членимых предложений.

1) двусоставные – характеризуются аналитическим способом выражения предикативных отношений. Грамматический субъект = подлежащее. Грамматический предикат = форма сказуемого. Субъект и предикат передаются расчлененно, т.е. разными словами. Наступила осень. Осень – холодное время года.

2) односоставные – предложения с синтетическим способом выражения предикативных отношений.

Например: Люблю поспать. 

Субъект – говорящий. Сказуемое — предикат.

  Классификация №3.

По наличию или отсутствию структурно-обязательных членимых предложений. Односоставное не значит неполное. Членимые предложения могут быть:

 а) полные предложения – это предложения с полностью реализованной структурной схемой, с полностью реализованными связями и отношениями, в которых нет синтаксически незамещенных позиций.

б) неполные предложения – это предложения с не полностью реализованной структурной схемой предложение или словосочетание, предложение с незамещенными синтаксическими позициями, необходимость которых обусловлена информативной семантикой предложения и теми членами предложения, которые в нем уже есть. Я купила синее платье, а сестра – красное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: