В) Типы предложений по функции (цели высказывания)

В зависимости от функции (цели высказывания) простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Эти разновидности называются функциональными или коммуникативными типами предложений.

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д.

Для повествовательных предложений характерна специфическая повествовательная интонация: тон повышается на одном из членов предложения, содержащем наиболее важное в сообщении, и понижается к концу предложения.

Повествовательные предложения характеризуются максимальной степенью синтаксической членимости: подлежащее обычно называет предмет речи (мысли) -логический субъект, а сказуемое содержит его модально-временную характеристику - логический предикат. Повествовательные предложения чаще других представлены двусоставными предложениями и обладают, как правило, полной парадигмой.

Подлежащее обычно выражает «данное», а сказуемое - «новое», поэтому обычный порядок членов предложения чаще можно встретить в повествовательных предложениях.

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ, например: Приходилось ли видеть цветные сны?

Универсальным средством оформления вопроса является вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса. При оформлении вопроса играет роль и порядок слов - обычно в начало или конец предложения (актуализирующие позиции) выносится слово, с которым связан вопрос. Из лексико-грамматических средств построения вопросительных предложений отметим вопросительные частицы и местоименные слова.

Вопросительные частицы «неужели?» и «разве?» обычно ставятся в начале предложения, а частица «ли» - после того слова, с которым связан вопрос:

- неужели ты никогда не видел таких деревьев?

- разве можно верить незнакомцу?

- довольна ли ты выбором?

Для выражения вопроса используется большое количество средств: Что, не правда ли, не так ли, что если, а если, но если и т. д.

Например: — Что, уже говорила с ней?! — поразился Сергей.

Вопросительные частицы и грамматикализующиеся сочетания могут употребляться как не членимые вопросительные предложения.

Вопросительные местоимения и наречия (кто, что, какой, который, чей, сколько, где, куда, как, когда, почему и др.), оформляя значение вопроса, являются и членами предложения.

Наиболее многозначно вопросительное местоимение что: оно может требовать и названия предмета, и указания причины, и предикативной характеристики и т. д.; может грамматикализироваться.

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, совет, разрешение, призыв, пожелание, мольбу и т. д. Например: Пролетарии! Стройтесь к последней схватке! Рабы! Разгибайте спины и колени! (Маяковский).

Семантика побудительных предложений обусловливает возможность обращений — названий лиц, которые побуждаются к совершению действия. Побудительные предложения часто имеют форму односоставных предложений, значение побуждения может быть выражено междометными предложениями: — Ш-ш-ш! — говорит Семен.— Тише, всех перебудишь.

Грамматическим средством оформления побуждения является прежде всего побудительная интонация: предложения, выражающие приказ, требование, произносятся высоким тоном, с большой силой напряженности. Предложения, выражающие совет, просьбу, обычно произносятся более низким тоном, с меньшей силой напряженности.

В побудительных предложениях используются формы повелительного наклонения глагола.

Побудительный оттенок в значение глагола может быть внесен частицами пусть, да, давай (давайте) и др.

Г) Типы предложений по эмоциональной окраске.

Каждое предложение передает какую-то мысль. При этом предложения также выражают эмоции говорящего или могут произноситься нейтрально.

По эмоциональной окраске выделяют предложения:

1) восклицательные (в них содержание сопровождается выражением чувств говорящего; восклицание передаётся особой интонацией, эмоциональными частицами, междометиями, на письме - восклицательным знаком): Дети, учитесь в школе!

2) не восклицательные (в них говорящий излагает содержание без выражения собственных эмоций): Дети должны учиться в школе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: