Дернова В.А,, учитель - логопед

МКДОУ Детский сад «Родничок»

   В психологии есть понятие «возрастная норма», в соответствии с которым любое качество нужно развивать в свое время, предназначенное природой для его развития. Слишком ранние или поздние попытки вмешательства в этот процесс могут нарушить сложную картину становления психики. Одной из характерных особенностей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) является формирование речи.

     С процессом развития речи тесно связано возникновение и формирование у них мышления - это не разрывной процесс. Развитие пассивной (понимаемой) речи начинается с усвоения названий предметов ближайшего окружения, названия действий, с которыми часто сталкивается малыш в повседневной жизни. Активная речь развивается позднее, в процессе общения.

  Заметим, что имеются отличия в развитии речи мальчиков и девочек. Девочки, как правило, развиваются быстрее, у них быстрее растет словарь слов, они же сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков развивается позднее, сначала формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».
Чтобы помочь ребенку в развитии речи с самого раннего возраста, давайте рассмотрим, несколько упражнений, которые могут выполнять родители со своими детьми.

Пока еще невозможно научить малыша подражать тем звукам, которые есть в нашей (взрослой) речи, можно научить его повторять за собой то, что уже умеет произносить он сам. "Ба-ба-ба", - лепечет малыш, и вы подхватывайте эти слоги. После некоторой паузы вы можете услышать их снова из уст ребенка.

Лучшее время для такой игры - примерно спустя час после того, как малыш проснулся. Обязательное условие - его хорошее настроение.
Помните, что когда вы произносите звуки, которые нужно повторить, малышу должно быть хорошо видно вашу артикуляцию.

Сначала ребенок произносит за взрослым отдельные звуки: "а-а-а", "у-у-у". Эти и другие звуки нужно чередовать, чтобы малыш учился "переключать" движения органов речи.

Потом наступает черед подражания отдельным слогам и комбинациям их.
Малышу будет непросто повторять за вами звуки или слоги - даже те, которые он сам произносит легко и правильно. Но месяцам к 10 умение подражать усовершенствуется, и впоследствии он сможет повторять за вами и те звукосочетания, которых в его лепете не было.
  Самыми важными для развития речи движениями являются движения артикуляционного аппарата: языка, губ и т. д. Причем, тренировка мышц речевого аппарата младенца происходит не только, когда он гулит или лепечет, но и когда дышит, дует, глотает, сосет грудь и жуёт.

Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже «искусственников», а те малыши, которых своевременно приобщили к твердой пище, говорят намного чётче сверстников, которых долго кормили протертой пищей и жидкими кашками. Кроме этого, конечно же, есть специальные упражнения для развития речевого аппарата. Тренировать губы и язычок ребенка совсем не трудно: гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте и т. д. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу.

  Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.
Чаще читайте малышу стишки, потешки. Главное, чтобы в них были простые и понятные слова, и чтобы были они ритмичными. Отстукивайте ритм ладонями или по ладошкам ребёнка, ногами, стучите по кроватке или барабаньте пальчиками по столу – неважно. Это упражнение закладывает в ребёнке чувство ритма, что поможет ему в заучивании стихотворений или в обучении музыке.
С помощью игрушек, предметов, картинок разыгрывайте сказки или импровизации, разговаривайте с малышом от имени игрушки, задавайте ему вопросы, давайте задания, побуждайте отвечать вам от имени другой игрушки. Такие упражнения вовлекают ребёнка в общение, и развитие детской речи происходит легко и непринужденно.

Чтобы малыш начинал разговаривать фразами из двух-трёх слов, можно поучить его этому. Допустим, показывая карточку, ребёнок называет: «Дом», а мы продолжаем: «Какой дом? Большой дом. Синий дом. Дом стоит. В доме окно, в доме – дверь». Задаём небольшой вопрос ребёнку. Если не отвечает – называем сами: «Что это? Да, это собака. Какая собака? Маленькая, мохнатая, весёлая собака. Что делает собака? Да, она бежит. Куда бежит собака? К щенкам?» Это упражнение готовит ребёнка к расширению фраз, учит «цеплять» слова друг за друга, что поможет малышу позже в развитии связной речи.
Покажите домик, расскажите, что в этом домике живут мышка, она пищит – пи–пи-пи; лягушка, она квакает – ква-ква, петушок кричит – ку-ка-ре-ку. Затем предложите ребенку постучать в домик и спросить: «Кто в домике живет?». Ответьте сами: «Там мышка живет. Как она пищит?» предложите ребенку повторить пи-пи-пи и т. д. Затем покажите сказку «Теремок».

Используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за настроением малыша, а также учитывать его речевые возможности.

В заключение напомним общие для всех методик развития речи правила:

· говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;

· каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас несколько раз прочитать его любимую сказку.

· игра - основная деятельность ребенка, поэтому все занятия с детьми раннего возраста, возможно, проводить только в игровой форме.

· не переходите на «детский язык» (не «сюсюкайте») сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь - образец для подражания.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: