План семинарского занятия

Жарёнов Вячеслав Викторович

ФЗО группа – 331-В

Семинарское занятие №1

Тема: Общая характеристика «юридической клиники»

 

План семинарского занятия

1.  Юридические клиники.                              

2.  Задачи деятельности.

3.  Виды юридической помощи, оказываемой в юридической клинике.

 

Задания для самостоятельной подготовки.

 

№1. Определить понятие что такое «Юридическая клиника» и «юридическое клиническое образование»?

 

№ 2. Определить, какие существуют юридические клиники, и охарактеризовать порядок работы в юридической клинике?

 

№ 3. Что такое Этический кодекс Юридической клиники и какие положения он в себя включает?

 

 

Ответ:

№1. Определить понятие что такое «Юридическая клиника» и «юридическое клиническое образование»?

 

 

Юридическая клиника - некоммерческое образование, целью которого является оказание бесплатной юридической помощи населению.

Как правило, юридические клиники организуются при высших учебных заведениях, с тем, чтобы предоставлять возможность студентам приобретать опыт консультирования, а преподавателям – поддерживать свой профессиональный уровень, применяя теоретические знания на практике.

Впервые термин «юридическая клиника» употребил в 1855 году Дмитрий Иванович Мейер в статье «О значении практики в системе юридического образования». «Я позволяю себе это выражение, – писал Мейер, – имея в виду, что клиника сама по себе означает только применение знания к делу». Широко использоваться термин начал в конце 19 века в связи с обсуждением вопроса о преподавании права в России.

Юридическая клиника представляется неким аналогом интернатуры в медицинских ВУЗах. Как в первом, так и во втором случае, студенты учатся применять свои знания, полученные в ходе теоретических занятий, на практике. Причем не в вымышленных условия задачников и практикумов, а в реальных условиях. Тот факт, что людей с их злободневными проблемами консультируют именно студенты, ничуть не влияет на качество оказываемой помощи.

В юридической литературе встречаются различные определения понятия юридической клиники.

По словам С. Л. Дегтярева, юридическая клиника – учебная программа, предусматривающая обучение студентов-юристов практическим навыкам и профессиональному отношению и включающая безвозмездную работу студентов под руководством преподавателя по оказанию юридической помощи лицам, не имеющим возможности прибегнуть к другим видам помощи.

С точки зрения Е. Н. Доброхотовой, юридическая клиника – это деятельность, в основе которой лежат интерактивные методики, решаются задачи привития студентам практических навыков профессиональной деятельности, индивидуальной профессиональной специализации будущего юриста, формирование осознанности применения норм профессиональной деятельности.

 

Клиническое юридическое образование – это «интерактивный», т.е. основанный на личной вовлеченности в процесс, метод обучения студентов юридических вузов практическим навыкам, которые необходимы им для того, чтобы стать компетентными, сознательными и соблюдающими этические нормы юристами. Считается, что клиническое юридическое образование преследует две основные цели. Одна из этих целей состоит в обучении студентов практическим навыкам и нормам профессиональной этики, в основном посредством представления ими интересов реальных клиентов под тщательным контролем преподавателей, руководящих работой студентов. Вторая цель состоит в оказании правовой помощи малоимущим и другим социально уязвимым слоям населения. В процессе оказания этой помощи студенты сталкиваются с различными практическими, этическими, социальными и моральными вопросами в сфере права и юридических процедур. Соотношение между этими двумя целями зависит от страны и от условий, в которых функционирует конкретная программа клинического юридического образования.


№ 2. Определить, какие существуют юридические клиники, и охарактеризовать порядок работы в юридической клинике?

 

Юридические клиники сегодня

В настоящее время юридические клиники получили весьма широкое распространение. Почти все юридические факультеты вузов или юридические вузы стараются создать юридическую клинику. Достоинства юридических клиник очевидны – они приносят пользу как студентам, дающим консультации, так и их посетителям – гражданам, зачастую относящимся к категории малообеспеченных.

Будучи участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, многие юридические клиники стремятся поддерживать на высоком уровне качество своей работы. С одной стороны, это позволяет готовить более квалифицированных специалистов в области юриспруденции, а с другой – даёт квалифицированную юридическую помощь гражданам. Для достижения указанного результата создаются специализированные организации, направленные на развитие юридического клинического образования, распространение идей и методов юридического клинического образования, внедрение в вузах, занимающихся подготовкой юристов, иных практических методов обучения и т. д.

Порядок работы в юридической клинике

Каждая юридическая клиника, будучи самостоятельной организацией или структурным подразделением высшего учебного заведения может устанавливать собственный порядок работы в соответствии с издаваемыми локальными нормативными актами. Юридическая клиника формируется из студентов и преподавателей высшего учебного заведения, часто к работе привлекаются юристы, окончившие вуз и занимающиеся самостоятельной практикой. Консультации в клиниках осуществляются в группах по 2-10 человек под руководством куратора (преподавателя или юриста). Обычно студенты не дают ответ на первом приёме, а подробно знакомятся с проблемой посетителя, его документами и назначают повторную консультацию. Консультации даются только по правовым вопросам, то есть, если посетитель хочет получить, например, психологическую помощь по вопросу, хотя даже и связанному с правом, но не правовому, в консультации ему будет отказано.

Основные модели работы юридических клиник:

1. Личное консультирование.

Посетитель приходит в определённое время на приём по предварительной записи или в порядке живой очереди (в зависимости от правил внутреннего распорядка клиники). Во время приёма консультант проводит опрос посетителя, знакомится с документами, делает копии при необходимости. В ходе консультации может быть дано устный/письменный ответ на вопрос, составлены процессуальные документы (иск, ходатайство, жалоба и т. д.)

2. Дистанционное консультирование.

Под дистанционным консультированием понимаются ответы на обращения граждан посредством электронной или обычной почты. Обращение поступает в юридическую клинику, передаётся консультанту. В течение определённого количества времени (1-2 недели) консультант готовит ответ, ответ проверяется куратором клиники и направляется гражданину.

3. Телефонные консультации.

Образуются так называемые «горячие линии», на которых дежурят студенты и отвечают на вопросы граждан по телефону. В основном такие консультации даются по не очень сложным правовым вопросам, или даётся рекомендация записаться на личный прием.

4. Выездные консультации.

Юридические клиники могут организовывать выездные консультации в социальные учреждения (дома престарелых, детские дома и др.) по предварительной договорённости, где клиницисты дают консультации людям, не имеющим возможности обратиться в клинику другим способом.

 

№ 3. Что такое Этический кодекс Юридической клиники и какие положения он в себя включает?

 

 

Задачи: Статья ставит своей целью характеристику этических кодексов юридических клиник российских вузов как самостоятельных документов, их природы, структуры, содержания, с акцентированием проблем юридической техники этих актов и определением возможностей их оптимизации. Методология: При проведении исследования были проанализированы научные работы в области теории права, корпоративного права, юридической этики, этические кодексы юридических клиник российских вузов. Использовались методы анализа, синтеза, формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой методы. Выводы: в статье отмечается, что кодексы этики российских юридических клиник имеют как сходства, так и различия. Они неоднородны по структуре и содержанию, многие из них не лишены погрешностей юридической техники. В целях оптимизации клинических этических кодексов целесообразны подготовка модельного кодекса этики юридической клиники, повышение уровня знаний и умений студентов-клиницистов в области технико-правовой подготовки корпоративных актов. Заключение: Статья может быть полезна студентам, профессорско-преподавательскому составу, научным сотрудникам, исследующим проблемы профессиональной этики, юридической техники, корпоративных актов.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: