Трава, корова, грустный, купишь

Тема: Из зарубежной литературы. Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед»

          Начиная с сегодняшнего урока, мы с вами будем изучать творчество зарубежных писателей, это общая тема всех наших последующих уроков. И, действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Роберта Льюиса Стивенсона.                                                         

 

   1. Изучение нового материала.

.

Роберт Льюис Стивенсон – английский писатель XIX в.

Родился Роберт в ноябре 1850 г. в Шотландии. Семья была обеспеченной. Отец и дед имели хорошее образование. Оба они были морскими инженерами, строили маяки. Томас Стивенсон – так звали отца – гордился самым значительным делом своей жизни – строительством маяка Скерривор. Мальчик с малых лет наблюдал за морем, накатывающимися широкими волнами, белеющими парусами, коварными рифами, острыми скалами. Об этом позже он написал в своих книгах.

Роберт Льюис был единственным ребенком в семье, он обладал слабым здоровьем, подолгу оставался в постели из-за болезни – туберкулеза.

По исполнении тринадцати лет, когда здоровье мальчика немного улучшилось, его отправили учиться в закрытую школу. В каникулы, летом, Льюису удавалось совершать путешествия по родной Шотландии – земле, которую он полюбил очень сильно. Позднее, став писателем, он посвятил родине свои рассказы, очерки, романы, стихи.

Время шло, в 1867 г. Стивенсон, по настоянию родителей, поступил в Эдинбургский университет на юридический факультет. Он отказался продолжить традицию семьи, где все мужчины становились морскими инженерами. Студенческие годы были веселым временем в жизни Роберта, хотя и доставляли огорчения родственникам. Здоровье вновь напомнило о себе. Врачи предложили уехать на юг, во Францию. Во время этого путешествия юноша пишет свои путевые заметки (очерки). С этого времени и до конца жизни каждый год в печати будут появляться произведения Роберта Льюиса Стивенсона.

Со смертью отца изменилась жизнь сына. Стивенсон с семьей уезжает в Америку, нанимает яхту «Каско» и более полугода плавает по южным морям. Морской воздух, солнце укрепили здоровье, писатель вновь полон сил. Он понимает, что, только живя ближе к экватору, чувствует себя хорошо, поэтому покупает участок земли в местечке Пятиречье (Ваилим) и до конца своих дней остается жить на острове Уполу среди туземцев. Он много писал, работал физически. 13 ноября 1894 г. Стивенсону исполнилось 44 года, в его честь на острове состоялся праздник, а 3 декабря Стивенсона не стало.

2.Работа над понятием «баллада» (Записать в тетрадь)

Баллада (от прованс. (фр.) ballar – плясать) – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Чтение баллады «Вересковый мед».

Первичное восприятие баллады.

- Понравилась ли вам баллада Стивенсона?

- А что вас поразило, удивило, что произвело на вас наибольшее впечатление?

 - Пользуясь определением баллады, докажите, что произведение, с которым мы познакомились, является балладой.

Доказательство. Исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт мёда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка

 

Словарная работа.

Пикты – народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии.

Учёные полагают, что первые люди в Шотландии появились приблизительно 8 тысяч лет назад. Самыми большими племенами были пикты.

Вельможа – здесь: лицо, которое руководит страной, правитель, властитель.

Пучина – водоворот.

- Ребята, определите тему и основную мысль произведения.

Тема: смерть последних людей из маленького народа медоваров.

Основная мысль: борьба за независимость и свободу против завоевателей.

.

Сообщение.

Когда вереск цветёт, вокруг него вьются шмели и пчёлы. Из вереска получают мёд. Лечебные свойства мёда восхвалялись в легендах и песнях. Из верескового мёда пикты делали напиток. Пикты верили, что этот напиток делает людей молодыми и сильными. Секрет изготовления этого напитка знали только они, пикты. В Шотландии существует легенда, что когда на пиктов напали враги и потребовали рассказать секрет изготовления этого напитка, они предпочли умереть, но секрета не выдали.

Именно эта легенда и легла в основу баллады, которую написал Роберт Льюис Стивенсон, поэтому она так и называется «Вересковый мёд».

 

- Во имя чего совершает свой подвиг старик?

Ответ. Во имя сохранения памяти предков, во имя верности своей Родине.

- «Вересковый мед» - баллада. Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к этому жанру?

   Ответ. Он писал о легендарных исторических временах Шотландии. Выразить идею верности Родине ему показалось легче в таком жанре, как баллада.

Домашнее задание:

Закончите фразу (записать в тетрадь):

- Прочитав балладу, я пришел (пришла) к выводу …

- Самое интересное в балладе – это …

- На месте старого пикта я бы …

- Так о чём же заставляет задуматься это произведение?

О мужестве и смелости, о жестокости сердца, о сохранении святой тайны.

  Итог. Эти же мысли и чувства владели и Стивенсоном, когда он услышал впервые историю покорения пиктов, а затем переложил её на литературный лад.,чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей, чтобы каждый задумался над такими пороками, как жестокость, гнев, злоба, к чему они могут привести.

 

Класс Русский язык

Тема: Орфограммы в окончаниях слов.        

 

Трава или трова - безуд.провер. гласная

Корова или карова - безуд.непровер. гласная

Грусный или грустный –непроизносимая согласная

Купешь или купишь – спряжение глагола

 

Ребята, мы с вами определили правильное написание слов:

Трава, корова, грустный, купишь

- Как называются проблемные места в написании слов? (орфограммы)

- А как называются правила, которым нужно следовать при написании слов? (орфографические)

 

Работа с учебником

- Ребята, чтобы закрепить наши знания, давайте обратим внимание на параграф

125 Упражнение 721

  Упражнение 723

Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).
Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.
Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо - св..ла пятно.
Пол..скать белье - пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.
Прим..рять платье - прим..рять друзей.
Острые м..чи - футбольные м..чи.

 

 










Физкультминутка.

Буратино подтянулся,

Раз качнулся, два качнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, верно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

 

 Домашнее задание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: