1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (неопределённая форма).
3) Постоянные признаки:
вид; спряжение.
4) Непостоянные признаки:
время;
лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);
род и число (если глагол в прошедшем времени)
5) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора глагола
Над цветком летает пёстрая бабочка.
Устный разбор
1) Летает — глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?»
2) Начальная форма — летать.
3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение.
4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3-е лицо, единственное число.
5)В предложении является сказуемым: бабочка (что делает?) летает
Письменный разбор
1) Летает — гл. (что делает?)
2) Н.ф. — летать.
3) несов. в.; I спр.
4) н.в., 3-е л., ед. ч.
5) сказуемое: бабочка (что делает?) летает
Домашнее задание: Выучить параграф 120.
Й урок 5 класс
Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа
|
|
- Запишите слова, объясните их правописание, выделите изученную орфограмму
Помощ.., ландыш.., задач…, глуш…, хорош.., тиш.., могуч.., богач.., луж., свеж…
- Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?
– Какая часть речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит? (Мягкий знак после шипящих в глаголах.)
Изучение нового материала
– Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное? (Пословицы В них содержится народная мудрость!) Объясните их значение.
–– Выпишите выделенные слова, определите какой частью речи они являются и определите, в каких формах они стоят
· За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
· Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч.)
– Сделайте вывод, что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь)
– Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах? §121. Выделите изученную орфограмму в записанных глаголах.
–Спишите, вставьте и обозначьте пропущенные орфограммы, объясните написание.
Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного.
Домашнее задание: Выучить параграф 121. Выполнить упр.692.
Класс
Тема: Повторение по теме «Глагол».
1. Повторите, что вы знаете о глаголе:
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
|
|
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида (соверш.в. – что сделать? несоверш.в. – что делать?)
Глаголы изменяются по временам (прош., настоящ., будущ.), (в настоящ. и будущ. Изменяются по лицам и родам, а в прош. – по числам и родам (в ед.ч.)).
В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
У глагола можно определить спряжение.
2. Синтаксический разбор предложений.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (повест., невоскл., простое, распростр., двусоставное).
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (повест., невоскл., сложносочин., союзное, распрост.).
- Назовите глаголы и докажите, что слова являются глаголами.
- выпишите глагол пробирается и произведите морфологический разбор.
Пробирается – глагол
I.(что делает?) пробирается
Н.ф. – пробираться.
II. пост. – несов.в., I- спр.; непост. – наст.в., 3-е л.,ед.ч.
III. Луна (что делает?) пробирается.
3. Выполните тест.(в тетрадях)
В каком глаголе пишется ь?
а) вам дремлет…ся
б) приходит…ся решать
в) не годит…ся портить
г) надумала трудит…ся
В каком глаголе пишется Е? (
а) наполн…шь
б) ворот…шь
в) стро…шь
г) ед…шь
В каком глаголе пишется И?
а) рассе…лся
б) кле…л
в) вид…л
г) слыш…л
Укажите ошибку в определении спряжения глагола.
а) бежать – 2 спр.
б) дышать - 2 спр.
в) ненавидеть – 2 спр.
В каком глаголе Ь не пишется?
а) Остав…те его в покое!
б) Пряч…те понадёжнее!
в) Немедленно отреж…!
г) Ему не спит…ся.
Домашнее задание: Выучить параграф 120. Выполнить упр.681.
27.04. Урок литературы в 5 классе