Дистанционное обучение для 6, 3, 4 группы на 12 мая.
Тема – «Культура выступления и исполнительское творчество».
Именно сегодня, дорогие друзья, 12 мая должна была состояться наша генеральная репетиция отчетного спектакля этого года «Ералаш». Второе полугодие было странным, непонятным, необычным. Спектакль остается только в наших мыслях и мечтах в качестве его подготовки. Каждый год каждой группе перед этим я провожу беседу о поведении актера на сцене. Без этой теории ни один артист на сцену выйти не может. Предлагаю прочесть эту статью об исполнительском творчестве и освежить в памяти основные моменты.
Записей в «Дневник актерских наблюдений» делать не будем. Потому что это, в первую очередь, знания, которые человек показывает на практике. Просто внимательно прочитайте и представьте, что все-таки спектакль состоялся и театральная жизнь продолжается.
show must go on!!!
Статья «Культура выступления и исполнительское творчество».
Вступление. О театре.
Специфика театра в том, что он, театр, «свойства» литературы, живописи и музыки несет через образ живого действующего человека. Этот непосредственный человеческий материал для других видов искусства является лишь исходным моментом творчества. Для театра же «натура» служит не только материалом, но и сохраняется в своей непосредственной живости. Как отмечал философ Г. Г. Шпет: «Актер творит из себя в двояком смысле: 1) как всякий художник, из своего творческого воображения; и 2) имея себя человека-актера как материал, из которого создается художественный образ»
Общий принцип актёрского искусства — перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее, метод его постижения различается в зависимости от техники, которой пользуется актёр, школы (например, Константина Станиславского или Михаила Чехова), факторов внешнего вмешательства в построение роли (работы партнёров, режиссёра, гримёра и т. д.).
Рабочие инструменты актёра также различаются внешние и внутренние.
- Внешние (технологические) — грим, костюм, маска.
- Внутренние (психо-физические) — физические: тело, пластика и моторика, голос (в том числе дикция), музыкальный слух, чувство ритма; психические: эмоциональность, наблюдательность, память, воображение, скорость реакции, способность к импровизации.
Культура выступления и отношения к сцене. Поведение на сцене артиста.
Если театр – это храм актерского искусства, то сцена – его алтарь, святая святых, где ежедневно жрецами-актерами совершается главное таинство – воплощение роли. Отношение к сцене со стороны актера не может быть попустительским, а если такое случается, то не прощается ни руководителем, ни группой, ни зрителем, ни самой сценой, которая, по поверьям, непременно найдет способ вернуть должок. Кроме того, именно отношением к сцене можно определить степень преданности актера своему делу. Правила поведения на сцене и за кулисами должны выполняться неукоснительно.
«Оказывается, когда отдаешь себя сцене, то не имеешь права даже плакать». Жорж Санд
Отношению к сцене и культуре поведения на ней актера учат с первого года обучения, еще раньше, чем технике речи и постановке голоса. Строгость и бескомпромиссность в этом вопросе продиктована не только морально-этическими соображениями, ведь неподобающее поведение на сцене может сорвать спектакль, а пренебрежение техникой безопасности – привести к несчастному случаю.
Утвержденное сценическое поведение в разных театрах может отличаться в деталях, но, главным образом, оно делятся на 3 основных типа:
2. Дисциплинарные правила.
3. Этика артиста.
Стоит отметить, что правила поведения на сцене для детей практически не отличаются от регламента для взрослых артистов.
Следующие правила нацелены на безопасность самих артистов, занятых в спектакле.
- Запрещено приносить и оставлять на сцене предметы, не относящиеся к выступлению. На репетициях артисты десятки раз отрабатывали каждую сцену и хорошо знают, где что лежит. Это позволяет им бегать, отыгрывать сценические поединки, выполнять акробатические номера и не бояться споткнуться или удариться о неожиданный предмет.
- Запрещено самовольно менять реквизит перед спектаклем.
- Запрещено приносить на сцену или иметь при себе любые потенциально опасные предметы, например, ножницы, ножи, стеклянную тару и прочее подобное, если это не утвержденный реквизит.
- Запрещено трогать чужой реквизит, нельзя его даже передвигать.
В уважающих себя театрах не бывает недисциплинированных актеров. Они либо не попадают в основной состав труппы, либо не задерживаются в нем.
Нередки случаи, когда артист выходит на сцену, несмотря на страшные жизненные обстоятельства, например, потерю близкого человека или тяжелую болезнь. Многие актеры, например, Андрей Миронов, умерли прямо на сцене.
- Запрещены любые контакты со зрителем во время спектакля, если только они не являются частью постановки.
- За 15 минут до начала спектакля артист должен находиться за кулисами одетый и загримированный, его реквизит должен быть собран и подготовлен.
- Запрещено каким бы то ни было образом отклоняться от принятых на репетициях последовательности действий, текста, мизансцен и прочего. Все правки вносятся в спектакль только на репетициях.
- Запрещено выяснять личные отношения с другими актерами труппы в ходе репетиций и спектакля. На время театральной игры даже заклятые враги становятся надежными партнерами, доверяют друг другу и несут ответственность один за другого.
Этика артиста хорошо описана в одноименной книге К. С. Станиславского, давно признанной и принятой методическим пособием по театральному этикету для артистов и работников театра. В ней можно подробно прочесть о том, как вести себя на сцене актеру, и другие полезные вещи.
На сцене недопустимо:
- пользоваться мобильным телефоном или брать его с собой. К тому же, вам гарантирован провал спектакля, если у Ромео в фамильном склепе Капулетти зазвонит айфон;
- переговариваться с партнерами или зрителями вне действия, а также громко говорить, смеяться, выглядывать из-за кулис, трогать занавес и перемещаться по сцене до своего выхода или после ухода.
- выходить на сцену со стороны зрителя, как и появляться в партере в костюме и гриме, если это не предусмотрено постановкой.
Актер непрерывно существует в роли с момента выхода из-за кулисы и до момента ухода. Недопустимо выходить на сцену как актер и лишь, потом включаться в характер персонажа. Недопустимо также уходить со сцены как актер, закончивший актерскую игру, а не как персонаж.
Научиться вести себя на сцене можно на занятиях нашего кружка. Однако рассчитывать на ежесекундный результат не нужно – умение вести себя на сцене приходит с опытом.
И не забывайте! Основа актерской этики лежит в усердии, трудах и скромности!






