Рис. 53. Дадофоры с поднятыми и опущенными факелами. Мраморное митраическое рельефное изображение. Музей в Палермо, Италия |
сматривать и Христа в его единобытии с Отцом и со Святым Духом. Так, оба разбойника стоят и во внутренней связи с Христом. Оба дадофора, как показывает Кюмон, представляют собой не что иное, как отщепления* от главной фигуры Митры, имеющей, предположительно, тайный триадический характер. Дионисий Ареопагит сообщает, что кудесники и маги устроили праздник в честь триединого Митры[377].
295
Как сообщает Кюмон[378], Каут и Каутопат иногда имеют в руках: один — голову быка, другой — скорпиона. Бык и скорпион — знаки равноденствия[379], что ясно указывает на то, что сцена с жертвой имеет ближайшее отношение к движению солнца — восходящего и затем, на высоте лета, приносящего себя самого в жертву и закатывающегося. В сцене с жертвой, символизирующей солнце, нелегко было наглядно представить начало и конец этого процесса — вот почему эта идея была перенесена оттуда в другой образ.
|
|
295
Выше мы отметили, что Диоскуры представляют подобную же идею, правда, в несколько иной форме: одно солнце всегда смертно, другое бессмертно. Так как вся эта связываемая с солнцем мифология представляет собой только проецированную на него психологию, то основной тезис здесь гласит: подобно тому, как человек состоит из смертного и бессмертного, также и солнце представляет собой пару братьев, из которых один смертен, а другой бессмертен. Хотя люди вообще смертны, но все же есть некоторые бессмертные (или в нас есть нечто бессмертное). Так боги или персонажи, наподобие Хизра или графа Сен-Жерме- на, представляют наше бессмертное начало, пребывающее где- то, неуловимо, среди нас. Сравнение с солнцем снова и снова учит нас, что в динамическом плане боги — это психическая
энергия. Она-то и есть наше бессмертное начало, ибо представляет ту связь, благодаря которой мы чувствуем себя навеки неугасимыми в непрерывности всей жизни[380]. Жизнь психического и есть жизнь человечества. Поднимаясь из глубин бессозна
тельного, психическое стремительно изливается из корня целостного человеческого коллектива, поскольку индивид является, выражаясь биологическим языком,
Рис. 54. Божество-андрогин |
только веточкой, отломанной от матери и пересаженной в ту или иную почву.
297
Психическая жизненная сила, либидо, символизируется в образе
солнца[381] или персонифицируется в фигурах героев с солнечными атрибутами. В то же самое время она выражает себя и через фаллические символы. Отзвуки этого двойственного воззрения, по-видимому, и запечатлены на одной поздневавилон- ской гемме из коллекции Лэйярда (рис. 54). Посредине изображения стоит андрогинное божество. На правой, мужской стороне находится змея с солнечным сиянием вокруг головы, на левой, женской стороне — тоже змея с серпообразной луной над головой. Картина эта далее содержит символический сексуальный нюанс: на мужской стороне находится ромб, излюбленный символ для женского полового органа, на женской же стороне — колесо без обода. Спицы имеют на конце шиш- кообразные утолщения, что, как и уже упоминавшиеся пальцы, имеет фаллическое значение; речь идет здесь, по-видимому, о фаллическом колесе, которое было небезызвестно античному миру. Существуют непристойные геммы, на которых Купидон (Амур) вертит колесо, сплошь составленное из фаллосов-спиц[382]. Что касается солнечных обозначений, то в кол
лекции античных древностей в Вероне я обнаружил позднерим- скую мистическую надпись, на которой имеется следующее изображение[383]:
|
|
298
Этот символизм достаточно ясен: солнце — фаллус, луна — влагалище (матка). Такое толкование подтверждается другим древним образцом из той же коллекции. На нем такое же изображение, только сосуд[384] заменен фигурой женщины.
Сходным образом могут быть истолкованы и некоторые символы на монетах. В исследованиях культа Венеры Лэйярд в качестве примера приводит монету из Перги; на ней пергская Артемида представлена коническим фаллическим камнем, по обеим сторонам которого стоят мужчина (по-видимому, божественный Мен = Men) и женская фигура (по-видимому, Артемида). На одном аттическом барельефе мы встречаем Мена (или Луна = Lunus) с копьем, а с боков его — Пана с булавой и женскую фигуру[385]. Из всего этого ясно, что сексуальность наряду с солнцем может быть использована для символизации либидо.
299
Еще одно замечание заслуживает здесь внимания. Дадофор Каутопат также изображается с петухом[386] и кедровой шишкой. Но это — атрибуты фригийского бога Мена (рис. 55), культ которого был широко распространен. Мен изображался с пиле- ем[387], кедровой шишкой, верхом на петухе и в образе мальчика, точно так же, как и дадофоры, поскольку последние имели мальчишеские фигуры. (Это последнее качество сближает их, как и Мена, с кабирами и дактилами.) Мен, в свою очередь, находится в довольно близких отношениях к Аттису, сыну и возлюбленному Кибелы. В эпоху римских императоров Мен и Аттис совершенно слились. Как мы отметили выше, Аттис так же носит пилею, как и Мен, Митра (рис. 26) и дадофоры. В качестве сына и возлюбленного своей матери он снова приводит к проблеме инцеста. В культе Аттиса-Кибелы кровосмесительство логически ведет к ритуальной кастрации, ибо, согласно легенде, герой, доведенный до бешеного возбуждения своей матерью, сам себя оскопляет. Я должен отказаться от более глубокого рассмотрения здесь этой темы, так как на проблеме кровосмешения я остановлюсь в конце этой работы. Здесь я могу указать лишь на то, что мотив инцеста проявляется в связанном виде, потому что когда регрессирующее либидо интровертируется в силу внутренних или внешних причин, оно всегда реактивирует родительские имаго и, по-видимому, таким образом восстанавливает инфантильные отношения. Но эти отношения не могут быть восстановлены, поскольку это либидо есть либидо взрослое, которое уже связано с сексуальностью и неизбежно привносит несовместимый инцестный характер в реактивированное отношение к родителям[388]. Именно этот сексуальный характер и
Рис. 55. Бог Мен на петухе. Аттическое рельефное изображение. Национальный музей, Афины |
приводит к символизму инцеста. Так как инцеста следует избе- жап» во что бы то ни стало, то результатом оказывается либо смерть сына-возлюбленного, или же его самокастрация как наказание за инцест, который он совершил, или же, ко всему прочему, жертвование влечением, в особенности сексуальным влечением, как средством или способом предотвратить или искупить инцестное томление (страстное желание) (рис. 32). Секс выступает как один из наиболее очевидных примеров области влечений и инстинктов, секс, который подвержен наиболее сильной аффектации в результате этих жертвенных мероприятий, I о есть через воздержание. Не случайно все наши герои обычно всегда странники[389], — ведь странничество есть символ страстного томления[390], желания, не знающего покоя, не находящего нигде своего объекта, ибо странник ищет, сам того не зная, утерянную мать. На основе странствования сравнение с солнцем становится легко понятным и под этим углом зрения, — поэто- му-то герои и подобны всегда странствующему солнцу, из чего иные считают себя вправе сделать тот вывод, что миф о герое есть миф о солнце. Но мы думаем, что герой, прежде всего, — это саморепрезентация страстного томления бессознательного, которое испытывает неутоленное и лишь редко утолимое страстное желание достичь света сознания, достичь всех глубочайших источников своего собственного бытия. Но сознание, ведомое своим собственным светом, непрерывно подвергается опасности сбиться с пути и стать блуждающим огоньком, у которого нет корней; оно стремится к исцеляющей силе природы и к бессознательному объединению с жизнью во всех ее нескончаемых проявлениях и формах. И здесь я должен уступить слово великому учителю, который прозревал глубочайшие корни фаустовской тоски и томления:
|
|
Мефистофель:
Коснусь я тайн высоких и святых.
Живут богини в сферах неземных,
Без времени и места в них витая.
О них с трудом я говорю. Пойми же:
То Матери!
Они вам незнакомы,
Их называем сами нелегко мы.
Их вечное жилище — глубина.
Нам нужно их — тут не моя вина.
Фауст:
Где путь к ним?
Мефистофель:
Нет пути к ним. Эти тайны
Непостижимы и необычайны.
Решился ль ты, скажи, готов ли ты?
|
|
Не встретишь там запоров пред собою,
Но весь объят ты будешь пустотою.. Ты знаешь ли значенье пустоты?
Послушай же: моря переплывая, Ты видел бы хоть воду пред собой Да то, как вал сменяется волной, Быть может, смерть тебе приготовляя. Ты б видел даль лазоревых равнин, В струях которых плещется дельфин; Ты б видел звезды, неба свод широкий; Но там, в пространстве, в пропасти глубокой, Нет ничего: там шаг не слышен твой, Там нетопоры, почвы под тобой.
Вот ключ.
Ступай за ним, держи его сильнее И к Матерям иди ты с ним смелее.
Спустись же вниз! Сказать я мог бы: «Взвейся!» Не все ль равно? Оставя мир земной, Ты в мир видений воспари душой И зрелищем невиданным упейся. Чуть облака столпятся пред тобой, Ты ключ возьми — и разгони их рой.
Пылающий треножник в глубине Ты, наконец, найдешь на самом дне. Там Матери! Одни из них стоят, Другие же блуждают, созерцанье тут, Бессмертной мысли бесконечный труд И сонм творений в образах живых. Они лишь схемы видят; ты ж для них Незрим. Но ты отваги не теряй: То страшный час! К треножнику ступай, Коснись ключом!
V. СИМВОЛЫ МАТЕРИ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
300
Видение, следующее за рождением героя, мисс Миллер описывает как «кишение толпы людей». Этот образ нам уже знаком: в толковании сновидений он появляется прежде всего как символ тайны[391] или, скорее всего, — бессознательного. Обладание тайной отделяет от общности с другими людьми. Так как для общей экономии либидо чрезвычайно важно, чтобы раппорт (контакт) с окружающей средой был по возможности полным, без трения и задержки, то хранение субъективно знаменательных тайн обыкновенно действует как весьма ощутительная помеха. Поэтому возможность освободиться наконец во время лечения от всех своих разнообразных тайн и ощущается невротиком как особенное благодеяние. Многократный опыт убедил меня в том, что символ толпы, особенно толпы движущейся и потоком устремляющейся вперед, означает также сильное волнение бессознательного. Такие символы всегда указывают на активацию бессознательного и на зарождение диссоциации между ним и эго.
301
Видение человеческой толпы развивается дальше: появляются лошади и происходит сражение.
302
Согласно с определением Зильберера, я хотел бы приурочить значение этого видения к «функциональной категории», и это потому, что мысль, лежащая в основе нахлынувших и беспорядочно смешавшихся потоков толпы, не что иное, как символ вихревого натиска мыслей; то же самое можно сказать и о битве и, пожалуй, также о лошадях, образно передающих движение энергии. Более глубокое значение появления лошадей вы-
Рис. 56. Новый Иерусалим. Из иллюстрированной Библии. Амстердам, 1650 г. |
явится лишь в дальнейшем ходе нашего изложения материнских символов. Характер более определенный и по содержанию более значительный имеет следующее видение: мисс Миллер видит «Cite de reve», город грез. Картина соответствует той, которую она незадолго до этого видела на обложке иллюстрированного журнала. К сожалению, мы никаких дальнейших подробностей об этом не узнаем. Однако мы имеем полное право заключить, что этот город грез есть нечто очень красивое и страстно желаемое, — нечто вроде небесного Иерусалима, являвшегося в фантазиях и грезах автора Апокалипсиса[392] (рис. 56).
ВОЗ
Город есть символ матери, женщины, которая укрывает и бережно охраняет у себя своих жителей, словно своих детей. Поэтому понятно, что богини-матери Рея, Диана и Кибела, всегда изображались в виде увенчанной короной городской башни (рис. 57). Ветхий Завет обращается к городам, Иерусалиму, Вавилону и другим, как к женщинам. Исайя восклицает:
Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле; престола нет, дочь халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною.
Возьми жернова и мели муку; сними покрывало твое, подбери подол, открой голени, переходи через реки.
Откроется нагота твоя и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение, и не пощажу никого...
Сиди молча и уйди в темноту, дочь халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожою царства (Ис 47:1 и далее).
304
Иеремия (Иер 50:12) говорит о Вавилоне:
В большом стыде будет мать ваша, покраснеет родившая вас.
305
Недоступные, не сдающиеся, непобедимые города суть девственницы, колонии — сыновья и дочери одной матери. Город называется также блудницей (рис. 58); Исайя говорит о Тире (Ис 23:16):
Возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница. Как случилось, что благочестивый город стал блудницей? и (Ис 1:21):
Как сделалась блудницей верная столица, исполненная правосудия!
306
Подобную же символику мы встречаем и в мифе об Огигии, доисторическом царе, владычествовавшем в египетских Фивах, жену которого соответственно с этим звали Фивой. Основан-
Рис. 57. Диана Эфесская в короне со стенной росписи. Алебастр и бронза. Рим. II в. до н. э. Национальный музей, Неаполь |
ным Кадмом Фивам Беотийским был поэтому дан эпитет «оги- гийских». Этот же эпитет дан и Великому потопу; он называется «огигийским», потому что случился во время царствования Огигия. В дальнейшем выяснится, что такое совпадение вряд ли было случайным. Тот факт, что как город, так и жена Огигия называются одним и тем же именем, указывает на существование какого-либо соотношения между городом и женщиной; это и нетрудно понять по той простой причине, что город и женщина — понятия тождественные. Подобное же представление мы встречаем в индуизме, где Индра считается супругом Урвары; Урвара же значит — «плодородная страна»; вступление во владение какой-либо страной понималось так же, как бракосочетание царя с пахотной землей. Подобные же представления царили, похоже, и в Европе. Так, например, владетельные князья, вступая на престол, должны были гарантировать хороший урожай. Шведский король Домальди был даже убит по обвинению в неурожае («Сага об Инглингах». 18). В индуистской «Рамаяне» герой Рама вступает в брак с Ситой, пахотной бороздой. К тому же кругу представлений принадлежит и китайский обычай, по которому император при воцарении должен вспахать землю. В идее, наделяющей почву женским полом, заключается также и понятие постоянного сосуществования с женщиной, физического взаимопроникновения. Шива — фаллическое божество, представляет собой, в лице Махадеви и Парвати, мужское и женское начала; он даже уступил супруге своей Парвати одну половину своего тела в качестве жилища (рис. 59). Мотив состояния постоянного совокупления мы находим и в известном символе лингама, встречающегося во всех индуистских храмах: в основании находится символ женского начала, а в нем пребывает фаллус[393] (рис. 60). Этот символ очень сходен с мистиче-
Рис. 58. Великая блудница Вавилонская. Гравюра Бургкмайера из Нового Завета. Аугсбург, 1523 г. |
скими фаллическими корзинами или ларчиками в древней Элладе. Ящик или ларчик является в данном случае женским символом (рис. 61), а именно — символом материнской утробы. Такое понимание было весьма знакомо всем древним мифологиям[394]. Ящик, бочонок или корзиночка, таящая внутри себя драгоценность, зачастую представляется плывущей по воде, образуя, таким образом, аналогию с движением солнца. Солнце плывет над морем, как бессмертное божество, погружающееся каждый вечер в материнские воды и рождающееся заново утром.
Рис. 59. Ардхаиари: соединенные Шива и Парвати. Полихромная глина. Индия. XIX в. Музей Виктории и Альберта, Лондон |
307
Фробениус пишет:
Коль скоро алый восход солнца воспринимается в ином смысле, а именно — в смысле рождения, рождения юного солнца, то сейчас же должен возникнуть вопрос о том, кто же отец, каким образом и откуда возникла беременность женщины? И так как эта женщина, точно так же, как и рыба, символизирует море (исходя из предположения, что солнце как погружается в море, так и восстает из него), то получа
ется до крайности странный ответ, а именно: да ведь это же самое море и поглотило раньше старое солнце. И из всего вышесказанного вытекает следующий миф: раз женщина- море поглощает солнце с тем, чтобы впоследствии произвести на свет новое солнце, то ее беременность понятна[395].
|
308
Все эти боги-мореходы суть символы солнца. Свое «ночное плавание по морю» (Фробениус) они совершают заключенными в ковчег или ларчик, часто вместе с женщиной (рис. 62), — опять-таки как инверсию фактической ситуации, однако опираясь на мотив состояния постоянного совокупления, о котором упоминалось выше. Во время ночного плавания по морю солнце-бог заключен в материнской утробе и часто подвергается самым разнообразным и грозным опасностям.
309
Вместо привлечения многочисленных разрозненных примеров я привожу диаграмму, которую Фробениус сконструировал на основе разных мифов, связанных с данной темой:
Поглощение |
ЗАПАД |
ВОСТОК Жора и волосы _______, Выскальзывание |
<f Вскрытие Высадка на сушу |
|
310
В связи с этой своей схемой Фробениус приводит следующую легенду:
Рис. 60. Лингам и йони. Камбоджа. XII в. |
На западе морское чудовище проглатывает героя («поглощение», «пожирание»). Животное плывет с ним на восток («морское плавание»), тем временем герой во чреве чудовища зажигает огонь («зажигание огня») и, проголодавшись, отрезает кусок отвислого сердца чудовища («отрезание сердца»). Вскоре после этого он замечает, что рыба выбросилась на сушу («высадка на сушу»); тотчас же герой начинает резать животное изнутри («вскрытие»), после чего благополучно выскальзывает на берег («выскальзывание»). Но в рыбьем чреве было так жарко, что у героя выпали все волосы («жара — волосы»). Часто герой освобождает одновременно и всех тех, которых чудовище раньше проглотило («общее поглощение»), и те вместе с героем выскальзывают наружу («общее выскальзывание»)[396].
311
Очень близкой параллелью к этому является Ноев ковчег, плывущий по водам потопа, в которых все живущее погибает; один лишь Ной и спасенные им жизни идут навстречу новому рождению — возрождению всего мироздания. В меланезийском мифе[397] рассказывается о том, как герой во чреве Комбили (царь-рыба) берется за свой обсидиановый нож и распарывает рыбе живот. «Он выскользнул наружу и увидел сияние. Тогда он сел и погрузился в раздумье. "Хотел бы я знать, где я", — промолвил он. Но тут солнце внезапно взошло и перекатилось с одной стороны на другую». Солнце опять выскользнуло на- ружу.
Фробениус, цитируя из «Рамаяны», рассказывает миф об обезьяне Ханумане, являющейся также и солнечным героем:
Солнце, в котором Хануман несется по воздуху, бросает на море тень; морское чудовище замечает тень и с ее помощью притягивает к себе Ханумана. Когда тот замечает, что чудовище хочет его проглотить, он непомерно вытягивается; чудовище принимает такие же гигантские размеры. Но в то время, как оно растет и растет, Хануман становится все меньше и наконец сокращается до размера большого пальца. Тогда он быстро влезает в огромное брюхо чудовища и выходит из него с другой стороны[398] <...> Тогда Хануман продолжает свой полет; но тут он наталкива-
Рис. 61. Короб Исиды со змеей. Мраморный алтарь из храма Исиды Калигулы. Рим |
ется на новое препятствие в лице второго морского чудовища: это мать Рага (солнцепоглощающего демона). Она тоже притягивает к себе теньХанумана[399]; но Хануман снова прибегает к прежней хитрой стратегии: он становится маленьким и влезает в ее чрево, но, очутившись в нем, он тотчас же начинает пухнуть, достигая гигантских размеров, разрывает чудовище, умерщвляет его и, таким образом, благополучно спасается[400].
Таким образом, нам становится понятным, почему индийский герой Матаришван, похитивший с неба огонь, называет-
Рис. 62. Мужчина и женщина, пожираемые Ужасной Матерью. Шаманский амулет. Слоновая кость. Индейцы племени тлинкит. Аляска. XIX в. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк |
ся «в матери распухающим». Ковчег (рис. 63), ларчик, ящичек, бочонок, корабль и так далее, — все это символы материнской утробы, точно так же, как море, в которое погружается солнце с тем, чтобы из него же вновь возродиться. То, что «распухает в матери», означает также ее завоевание и смерть. Приготовление огня есть превосходящее сознательный акт и, тем самым, «убивающее тьму» состояние единства с матерью.
312
Принимая за исходную точку такой круг представлений, мы поймем мифологические представления об Огигие: он — тот, который обладает матерью, владеет городом и, стало быть, сочетается с матерью; потому и Великий потоп случился во время его царствования: ведь типичной частью солнечных мифов является, как известно, тот момент, когда герой, обретя в лице женщины трудно достижимую драгоценность, заключается в бочку или ее подобие и выбрасывается в море, после чего он причаливает к дальнему берегу и возрождается к новой жизни.
В сказании об Огигии нет средней части, а именно — «ночного плавания по морю» в ковчеге[401]. При изучении мифологии следует, однако, принять за правило, что единичные типические части одного мифа могут сочетаться во всевозможных вариациях. Вследствие этого чрезвычайно трудно толковать один единичный миф без знания всех остальных. Смысл разбираемого нами круга мифов ясен: это томление по новой жизни, то есть стремление через возвращение в материнскую утробу вновь возродиться, стать бессмертным, подобно солнцу.
Это страстное томление и великую тоску по матери мы встречаем в избытке в библейской литературе. Укажу прежде всего на место в Послании к Галатам (4:26 и далее; 5:1), гласящее:
А вышний Иерусалим свободен; (свободная, не рабыня) он матерь всем нам.
Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи не мучавшаяся родами; потому что у оставленной гораздо больше детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку.
Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
Рис. 63. Ной в ковчеге. Украшенный эмалью алтарь Николая Вердунского. 1186 г. Клостернейбург, недалеко от Вены |
Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее; ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос[402].
31В
Христиане суть дети вышнего града, дети символа матери, а не сыны града-матери земной, которую надо изгнать, ибо рожденный во плоти противоположен рожденному в духе, то есть тому, что рождается не плотью матери, а символом ее. Тут снова приходится вспомнить индейцев, которые приписывают происхождение первого человека взаимодействию между рукояткой меча и ткацким челноком. Религиозное мышление навязчиво требует, чтобы мать не называлась больше матерью, а градом, родником, пещерой, церковью и т. п. (рис. 56, 64).
Рис. 64. Мать Церковь. Из рукописи. XII в. Германия |
Подобное замещение вызвано тем обстоятельством, что регрессия либидо реактивирует пути и привычки детства и прежде всего связь с матерью[403]; но то, что было естественным и полезным для ребенка, представляет психическую опасность для взрослого, что выражено в символе инцеста. Поскольку табу на инцест противостоит либидо и перекрывает путь к регрессии, то для либидо остается возможной канализация в материнские аналогии, предоставляемые бессознательным. На этом пути либидо вновь становится прогрессирующим, достигает даже еще большего уровня сознания, чем прежде. Значение и цель подобной канализации проступают особенно очевидно, когда вместо матери на передний план выходит город: инфантильная зацепка (первичная или вторичная) оказывается уродующим ограничением для взрослого, в то время как привязка к городу воспитывает его гражданские добродетели (ценности) и, по крайней мере, позволяет ему, как жителю, вести осмысленно-полезное существование. У первобытных роль города выполняет само племя. Пышно развитую символику города мы находим в Откровении Иоанна Богослова, где два града играют первенствующую роль: один из них автор Откровения посрамляет и проклинает,.1 к другому стремится. Мы читаем в Апокалипсисе (Откр 17:1 и далее):
Подойди, я покажу тебе суд над великой блудницей, сидящей на водах многих. — С нею блудо- действовали цари земные и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. — И повел меня в духе в пустыню, и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными с седмью головами и десятью рогами. — И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;и на челе ее написано: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. — Я видел, что жена упоена была кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим.
314
Далее следует непонятное для нас толкование видения. Отметим лишь то, что семь голов[404] дракона означают «семь гор, на которых сидит жена (великая блудница)» (Откр 17:9). Вероятно, это видение имеет прямой намек на Рим, то есть на город, земная власть которого во времена апокалиптических видений пророка Иоанна простиралась на весь мир. Воды, на которых «сидит жена», «великая блудница», суть «люди и народы, и племена, и языки»; очевидно, что и это относится к Риму, ибо Рим есть мать народов и владычица всех стран. На образном языке колонии, например, называются «дочерьми»; поэтому и народы, покоренные Римом, суть словно члены одной, подвластной матери, семьи; по другой версии того же видения цари земные, то есть «сыновья», блудодействуют с этой матерью. Иоанн Богослов продолжает (Откр 18:2 и далее):
Пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего они напоили все народы.