Фамилии, имена, обращения

 

В России, в отличие от нашей страны и Китая, сначала называют имя, а потом фамилию. Отца Адама Лаксмана, который ныне привез потерпевших кораблекрушение, зовут Кирилл Лаксман, старшего брата – Густав Лаксман. Лаксман это фамилия, а Адам, Кирилл и Густав – имена; Лаксман из поколения в поколение не меняется. Фамилия одинакова только у родственников, а одинаковых имен очень много. Бывает и так, что у отца и сына одинаковое имя, отличают их по обращению: при обращении ко всем людям между именем и фамилией вставляется имя отца, это правило вежливости и почтения при обращении к человеку. Например, отца Адама зовут Кирилл, поэтому, обращаясь к Адаму, говорят: Адам Кириллович Лаксман.

Особого слова, которое соответствовало бы нашему сама, доно для выражения почтения при обращении к человеку нет. Хотя, обращаясь к особо благородному человеку, говорят осуподзин такой‑то.

Прапорщика и выше именуют по их чину. В письмах используется много разных обращений, но каких, точно неизвестно. При обычном обращении прибавляют лишь имя отца.

Мужчинам к имени отца прибавляют окончание "вич", а женщинам – "уна". Сына нынешнего наследного царевича Павла зовут Александр Павлович, а дочь – Александрина Павлоуна. В этом заключается различие при обращении к мужчинам и женщинам.

Обычные мужские имена такие: Петр (Пэтору), Павло (Пауро), Иван, Василий (Ввасирэй), Фёдор (Хёдоро), Влас (Урасу), Егор (Эгоро), Степан (Сутэппано), Густав (Гусутау), Григорий (Гиригорэ), Алексей (Арэкисэй), Александр (Арэкисандору), Константин (Консутантин), Никита, Борисенко (Борисенко), Яков (Якофу), Данило, Михайло (Микано), а женские: Мария, Анна, Катерина, Елена (Эрэна), София (Сохия), Елизавета (Эрисоуэто), Александрина (Арэкисандэрина). Умерших называют только по фамилии, имен не называют.

 

Брак

 

Браки разрешаются для мужчин с 18‑19 лет, для женщин – с 14 лет.

По обычаям той страны и знатные и простые, и мужчины и женщины празднуют каждый седьмой день и обязательно ходят в церковь молиться будде. Обычно в этих случаях и происходит выбор невест и женихов. Затем через сватов начинается сватовство, во время которого они выспрашивают друг друга о хороших и плохих чертах характера, после чего тщательно обсуждают, выбирают день и посылают подарки по случаю обручения. Конечно, подарки различаются в зависимости от знатности и достатка. Обычно в подарок невесте посылают платье, которое она должна надеть в день свадьбы. Материал на платье, как правило, относит жена свата и тут же договаривается о времени свадьбы. Шьется платье в доме невесты. За семь дней до свадьбы родители невесты приглашают к себе жениха и свата с женой, одевают невесту в это платье и показывают ее жениху и свату. С этого дня невеста должна неотлучно находиться при родителях и даже не выглядывать за двери.

В день свадьбы сват идет к жениху, а жена – к невесте. На жениха надевают новую одежду, и он отправляется к невесте в сопровождении родственников и свата, а также красивого мальчика лет четырнадцати‑пятнадцати, выбранного для того, чтобы впереди нести икону. Благородные и богатые усаживают мальчика на четырехколесную повозку, для чего на нее кладут доску, как скамейку. За ним в одной коляске в дом невесты едут жених и сват.

У невесты родители, братья и все родственники и выходят из ворот встречать. Когда жених сойдет с повозки, его целуют родители невесты, а за ними и все остальные, после чего приглашают пройти в гостиную, жених и все сопровождающие молятся изображению будды, висящему в комнате, и только после этого усаживаются на стулья. В это время мать выводит за руку невесту и передает жене свата.

Жена свата берет невесту за руку, целуется со всеми остальными и в одной карете с невестой отправляется прямо в церковь, а жених едет в одной карете со сватом. В это время приехавшие с женихом родственники целуются с родственниками невесты, затем отдельно одни от других едут вереницей в церковь, так же как и раньше, с иконой впереди.

Люди низшего сословия одновременно с этим отправляют вещи невесты к жениху, богатые же и благородные люди отправляют вещи постепенно, заранее.

По прибытии в церковь четыре человека – жених, невеста, сват и сваха – входят вглубь храма, несколько священников выносят уборы, похожие на венцы и возлагают их на головы жениха и невесты. Затем настоятель храма приносит два кольца и надевает их на безымянные пальцы жениха и невесты. Кольца присылает в церковь жених дня за четыре‑пять до свадьбы.

Потом зажигают восковые свечи и дают их четверым, а настоятель храма подходит к невесте и спрашивает: "По сердцу ли жених?" Если ответит: "По сердцу", он подходит к жениху и спрашивает: "По сердцу ли невеста?" Если ответит: "По сердцу", снова идет к невесте и снова спрашивает, и так три раза. Если жених или невеста дадут отрицательный ответ, то венчание прекращается.

По окончании этих вопросов и ответов настоятель мажет каким‑то красным порошком ладони новобрачных, затем берет в правую руку свечу и со священной книгой в левой выходит вперед. Невеста держится за его рукав, а жених за рукав невесты, жена свата держится за рукав жениха, а сват – за рукав жены, и обходят семь раз вокруг алтаря. На этом кончается обряд венчания, после чего жених берет невесту за руку и они садятся в одну карету. Опять впереди них поднимают икону и настоятель, сват со свахой и все приехавшие в церковь вереницей отправляются в дом жениха.

У жениха по обе стороны ворот зажигают костры, а в воротах родители жениха ожидают новобрачных с большим якимоти, сделанным из муги. После троекратного поклона новобрачных родители целуют всех без исключения, начиная с новобрачной, и приглашают в гостиную. В этой гостиной заранее накрыты обеденные столы, сразу рассаживаются на стулья, приезжают также родители и все родственники невесты. Молодых усаживают на почетное место, и начинается свадебный пир. После этого молодые встают и пляшут вместе со сватом и свахой вчетвером. Когда танец заканчивается, постепенно выходят по четыре человека мужчин и женщин из родственников и пляшут, сменяя друг друга.

Музыка исполняется на кокю и западном кото.

По окончании танцев все выходят на улицу смотреть фейерверк. Огни фейерверка один другого красивей. В заключение из горючего шнура делается фигура в форме птицы с всякими приспособлениями у клюва, а перед шнуром ставится доска, на которой насквозь прорезаны имена жениха и невесты. Когда зажигается, буквы ясно видны. На этом гости расходятся.

После этого молодые, вернувшись в комнату, где были раньше, целуются и, взявшись за руки, уходят в спальню. В спальне их ожидает жена свата, она переодевает невесту в новую рубашку из белого полотна и, поцеловав жениха и невесту в губы, уходит из спальни. На следующее утро сваха опять приходит с новой рубашкой, велит невесте переодеться и, взяв у нее рубашку, в которой та провела ночь, уносит к родителям невесты и показывает матери невесты, и если есть красные пятна, то собирают родню и выпивают с ними чарку радости. Если же красных пятен не оказывается, вызывают молодую и мать наедине расспрашивает ее о причине этого и в зависимости от обстоятельств строго наказывает.

Если у жениха нет родителей, то церемонию вместо родителей проводят те, кто давал ему имя при рождении. Бедняки и те, кому из‑за тесноты жилищ трудно устроить настоящий фейерверк, зажигают семь небольших огней фейерверка во время пира.

Посещение новобрачными дома родителей жены обычно на следующий день после свадьбы. Родителей жениха, братьев и родственников приглашают на пир. При этом бывают танцы и прочее, как и в день свадьбы.

В той стране у всех – и у благородных, и у простых – один муж имеет одну жену; наложниц не заводят.

В случае желания развестись с женой сперва идут в церковь, где происходило венчание, говорят о намерении и получив разрешение настоятеля, разводятся. Если настоятель несмотря ни на что не дает согласия, развод не допускается. После развода муж второй раз не может жениться, а жена не может выйти замуж, брак разрешается, если муж или жена умирает, и то после трех лет. Если супругов разлучила смерть, то можно вступить в брак вторично, но не больше трех раз.

Иностранцам разрешается жениться ка русских, но для этого они должны принять русскую веру и переменить имя и фамилию; в противном же случае брак не разрешается. Кодаю и другие три японца оставались холостыми потому что не приняли веры. Они могли все это видеть в подробностях, потому что на иностранцев законы не распространяются и им не возбранялось куда угодно ходить и что угодно смотреть.

 

Похороны

 

Ко всем больным, когда состояние становится очень тяжелым, обязательно приглашают настоятеля храма, удаляют всех и исповедуется во всей его жизни. Если больной умирает, собирается родня, приглашают священника, молятся и читают священные книги. Гроб делается из толстых досок.

Покойного омывают, затем, если был на казенной службе, надевают его форму, делают его обычную прическу, под голову кладут вместо подушки круглый чурбан и укладывают лицом вверх. Накрывают крышкой, но гвозди не заколачивают, а поверх нее гроб покрывается или черным шелком или бумажной тканью в зависимости от того, знатный или простой покойник. Гроб малолетних иногда покрывается красной материей; у высокого чиновника впереди гроба идёт охрана из 300‑400 солдат с тремя пушками, а в руках несут ружья с примкнутыми штыками.

Всем, кто пришел проводить покойника, у ворот дают выпить по чарке вина. Перед гробом идет один священник и несет икону, за ним – настоятель храма, прихожанином которого был покойник, затем следуют священники из соседних церквей или из церквей, с которыми он был связан, далее выстраиваются прочие служители церкви, пришедшие проводить его. Гроб несут самые близкие подчиненные или те, кто был облагодетельствован.

Родственники окружают гроб. Приехавшие в каретах четверками и шестерками лошадей оставляют кареты позади, а сами, все равно знатные они или простые люди, идут за гробом пешком.

Кроме солдат, несущих ружья, все остальные идут с зажженными свечами в руках.

По прибытии в церковь гроб ставят перед алтарем, снимают крышку, и настоятель покрывает лицо покойного бумагой, на которой что‑то написано. Иногда стреляют из пушек, а потом дают залп из ружей. Так, стреляя то из пушек, то из ружей, делают девять залпов. Тем временем священник кончает читать отходную и каждый из родственников целует покойника, после чего крышку прибивают гвоздями, и в сопровождении настоятеля и родственников несут к могиле.

Закончив погребение, все съедают немного рисовой каши и идут в дом покойного. Там заранее приготовлено угощение в соответствии с положением умершего, и, угостившись, все расходятся по домам.

Надгробный камень имеет четырехугольную форму и кладется плашмя, лицевой стороной кверху. В течение двадцати одного дня траура одеваются в черное и снимают кольца, серьги и прочие украшения. До пятидесятого дня каждый седьмой день приглашают священника и совершают службу. Поминки справляют через год, три года и семь лет. Такие поминки делают до пятидесятой годовщины со дня смерти, но через сколько лет поминают после седьмого года, неизвестно. Во время годовщины траура ограничиваются тем, что приглашают священника читать священные книги.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: