Пия деи Толомеи — любви и смерти (1295 г.)

 

 

Синюшные, как губы мертвеца,

Виднеются холмы за поворотом,

И марево струится над болотом,

Как призрак, ждущий моего конца.

 

Полдневный жар весомее свинца,

И леденеет тело под капотом,

И лютик едкий с вянущим осотом

Сплетаю я для смертного венца.

 

Любовь, была ты сладостна вначале;

Теперь в Маремме, посреди болот,

Молю тебя, Монархиня печали:

 

Пусть Смерть ко мне опустится с высот

И унесет в безведомые дали,

Где янтарем окрашен небосвод!

 

Пия деи Толомеи — знатная итальянка, жившая в XIII в., о судьбе которой повествуется в «Божественной комедии» Данте. Мы узнаем, что она родилась в Сьене, вышла замуж и была убита мужем в одном из его замков в Сьенской Маремме, то ли из ревности, то ли для того, чтобы жениться на другой. Вот как она говорит о себе у Данте:

 

Когда ты возвратишься в мир земной

И тягости забудешь путевые, —

Сказала третья тень вослед второй, —

 

То вспомни также обо мне, о Пии!

Я в Сьене жизнь, в Маремме смерть нашла,

Как знает тот, кому во дни былые

 

Я, обручаясь, руку отдала.

 

(«Чистилище», песнь 5. Перевод М. Л. Лозинского.)

 

Современные комментаторы считают, что мужем Пии был Нелло деи Панноккьески (ок. 1270–1328), подеста Вольтерры и Лукки. Ему принадлежал Каменный замок в Маремме, где он некоторое время держал свою жену узницей, а в 1297 г. убил ее, выбросив из окна. К образу Пии деи Толомеи многократно обращались и литераторы, и композиторы, и кинорежиссеры. Наиболее знаменита опера Г. Доницетти (1837).

 

14. Жак де Моле — мертвым тамплиерам (1314 г.)

 

 

Восстаньте из гробов на братский зов,

Военный строй равняя, тамплиеры!

Покиньте ваши смертные пещеры,

Блистая сталью темною клинков.

 

Вы в Аскалоне мчались на врагов

Быстрей самума, яростней пантеры.

Пусть призрачные двинутся галеры

От Родоса и тирских берегов!

 

Коль мертвые не встанут рядом с нами,

То и Господня не поможет рать,

И сгинуть нам без чаянья и веры.

 

Спешите, ноги братьев лижет пламя!

Ужели нам в позоре умирать?

Пора, пора! Вставайте, тамплиеры!

 

Тамплиеры или храмовники — духовно-рыцарский орден, основанный в XII в. Военная деятельность ордена, ставившего себе задачей упрочить положение основанных на Востоке христианских государств, получила преобладание над монашеской. Во главе ордена стоял гроссмейстер, имевший резиденцию в Иерусалиме и избиравшийся рыцарями из их же среды. Неудачи крестовых походов отразились на судьбе тамплиеров. С утратой христианами Святой Земли исчезли задачи, которые вызвали орден к жизни; он подвергся процессу внутреннего разложения, закончившегося упразднением его в силу буллы папы Климента V (1312), признавшего тамплиеров еретиками. При Филиппе IV Красивом, с завистью смотревшем на богатство и могущество ордена, против тамплиеров возбужден был инквизиционный процесс по обвинению их в отрицании Христа, идолопоклонстве и дурных нравах.

Жак (Яков-Бернар) де Моле — последний великий магистр ордена тамплиеров (с 1293 г.), родился в середине XIII в. в Бургундии. Когда он на Кипре готовился к войне с сарацинами, папа Климент V в 1306 г. велел ему прибыть во Францию. Он повиновался и поселился в Париже. Де Моле был арестован по приказу Филиппа Красивого вместе со всеми жившими во Франции тамплиерами ночью 13 октября 1307 г., принужден пыткой к признанию за собою и орденом разнообразных преступлений и приговорен к вечному заточению. Когда же он отрекся от своих признаний как вымышленных, его сожгли 18 марта 1314 г. в Париже на медленном огне. Согласно Жоффруа Парижскому, перед смертью он проклял короля Филиппа, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V: «Папа Климент! Король Филипп! Гийом де Ногарэ! Не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий! Проклинаю вас! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена..». Климент V скоропостижно скончался спустя месяц, де Ногарэ умер через месяц после папы, Филипп IV — 29 ноября. По поводу причин их смерти до настоящего времени существуют различные версии, от естественных до оккультных.

 

15. Риенцо — капитолийской волчице (1320 г.)

 

 

Брожу меж обветшалыми дворцами,

Топчу брусчатку с палою листвой,

Доносит ветер сиротливый вой

Кормилицы с железными сосцами.

 

Великий Рим, построенный отцами,

Лежит в обломках и порос травой;

И мнится мне — как грозный часовой,

Доспешный ликтор встал над мертвецами.

 

Кормилица, зовет к себе щенка

Твое любви исполненное лоно,

Но лишь луна глазеет свысока

 

На эти арки, где во время оно

Толпа встречала криками войска

И грезила триумфом Сципиона!

 

Кола ди Риенцо (Никола ди Лоренцо Габрини, 1313–1354) — итальянский политический деятель, родился в семье кабатчика, по профессии нотариус. С 1334 г. жил в Риме, с 1343 г. активно участвовал в политической жизни, публично обличая семейство Колонна, фактически правившего Римом. Восстание пополанов в мае 1347 г. привело к установлению республики, Риенцо был провозглашен народным трибуном. Но он не удовольствовался достигнутым успехом и задумал объединить всю Италию. При поддержке папы Иннокентия VI и опираясь на кондотьеров, он повышал налоги, конфисковал имущество граждан, проявив себя заурядным тираном и возбудив всеобщую ненависть. 8 октября 1354 г. вспыхнуло восстание под руководством семей Колонна и Савелли. Риенцо бежал с Капитолия, но был узнан, схвачен и варварски умерщвлен; обезображенный труп его чернь влачила по всему городу, затем сожгла, а пепел рассеяла по ветру. Жизнь Риенцо послужила сюжетом Э. Бульверу-Литтону для романа, Ю. Мозену — для драмы, Р. Вагнеру — для оперы. Бронзовая статуя Риенцо, работы Мазини, поставлена в 1887 г. на насыпи, ведущей к Капитолию.

Публий Корнелий Сципион (ок. 235–183 до н. э.) — великий римский полководец. За военные действия на территории Африки против карфагенян получил почетное прозвище «Африканский».

Капитолийская волчица — этрусская бронзовая скульптура, датируемая V в. до н. э. и с античных времен хранящаяся в Риме. Изображает волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев — Ромула и Рема, легендарных братьев-основателей города. Считается, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами. В последние годы возникли сомнения в древности скульптуры, так как в процессе реставрации (2006) выяснилось, что она отлита целиком. В античности же большие статуи делали по частям, а потом сваривали. Поэтому некоторые специалисты считают, что скульптура волчицы не могла быть сделана раньше VIII–X вв.

 

16. Лаура — Петрарке (1345 г.)

 

 

Мой милый флорентинец у окна

Сидит, за мной украдкой наблюдая;

На потолок ложится тень густая,

По небу мирно катится луна.

 

Вся жизнь моя супружеством полна:

Любезный муж, детей любовь святая —

Так теплота струится золотая

Над нивою пшеничного зерна.

 

Но всем желанно продолженье лета,

И, право, насладиться не грешно

Сияньем искрометного сонета —

 

Мой милый флорентинец, на зерно

Пролей потоки нежности и света,

Хотя теплом обласкано оно.

 

Неразделенная любовь к Лауре составила главный источник поэзии Франческо Петрарки (1304–1374). Вопрос о том, была ли петрарковская Лаура реальной личностью, окончательно не решен, но из нескольких исторических Лаур, предлагаемых в кандидатки, наиболее распространенным является ее отождествление с дамой из семьи де Нов. Лаура (Лор) де Нов (1308–1348) была достойной супругой графа Гуго II де Сада, имела большую семью и рано умерла.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: