Представьте тематику заданий по математике для проведения внеклассной работы

Внеклассные математические задачи

Внеклассные математические задачи бывают двух видов: одни для тех, кто увлекается математикой, другие же для тех учеников, которым требуется помощь в развитии сообразительности, творческой активности. Первую группу задач можно отнести к курсу математики, но повышенной трудности, вторая же группа - математические развлечения. К математическим развлечениям следует относить задачи-смекалки, эвристические и логические задачи, математические игры, математические фокусы и другие. Среди математических развлечений имеются и такие задачи, которые допускают очень большое, а иногда бесконечное множество решений. Смысл таких задач в поиске оригинальных, красочных приемов и решений.

Задания для внеклассной работы должны быть конкретными, индуктивными и доступными, способствовать возбуждению интереса к предмету, делать процесс решения интересным, иметь занимательную форму.

Например: Один господин встретил во время прогулки знакомую семью, состоящую из деда, отца и сына. Поздоровавшись со всеми, он спросил их в шутку, сколько им лет. «Нам всем вместе 100 лет» - ответил за всех дед и важно зашагал вперед. Тогда господин, продолжая интересоваться их возрастом, спросил отца, «Ну скажите оке, сколько вам лет?» - «Мне вместе с сыном 45 лет», - отвечал отец, - «а сын на 25 лет моложе меня». Так любопытному господину и не пришлось узнать, сколько лет каждому из них. Не сообразите ли вы?

Большое значение для самых юных математиков имеют задачи в стихах. Такие задачи интересны и доступны детям.

Например:

Котик с мышкою дружил, мышке тапочки купил.

И на все четыре лапки натянула мышка тапки.

Побежала по тропинке, да споткнулась о травинку.

С лапки тапочка упала и куда-то запропала.

Тапку мышка не нашла и без тапочки пошла.

Сколько тапочек осталось у мышки?

Логические упражнения

В процессе логических заданий ученики учатся сравнивать математические объекты, выполнять анализ и синтез, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Проводя анализ, ученик в математических объектах выделяет существенные признаки.

Например: Три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, защищая от нашествия родную землю, срубили Змею Горынычу все 13 голов. Больше всех срубил Илья Муромец, а меньше всех - Алеша Попович. Сколько голов мог отрубить каждый из них?

При обучении младших школьников решению логических задач следует соблюдать принцип постепенного нарастания сложности таких заданий.

Шарады

В шараде требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не все сразу, а по частям.

Например: Предлог и малое число, За ними букву скажем. А в целом — ты найдешь его почти под домом каждым.

Возьмите наименьшее трехзначное число, И букву назовите рядом с ним одновременно. И вы получите то слово, Которым называют кучу сена.

Метаграммы

В метаграмме зашифровано определенное слово; в расшифрованном слове одну из указанных букв заменяют другой буквой, и значение слова изменяется.

Например: Я приношу с собою боль, В лице большое искажение, А «Ф» на «П» заменишь, То превращусь я в знак сложения.

Логогрифы

В логогрифе надо догадаться, о каком слове говорится вначале. Затем в расшифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово.

Например:

Математический я знак,

В задачнике меня найдешь во многих строчках,

Лишь «О» ты вставишь, зная как.

И я - географическая точка.

Число я - меньше десяти.

Тебе меня легко найти.

Но, если букве «Я» прикажешь рядом встать.

Я все - отец, и ты, и бабушка, и мать.

Ребусы

Ребус — это загадка, состоящая в том, что вместо слов в нем поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, название которых надо отгадать.

При отгадывании ребусов надо знать некоторые условности. Иногда перед знаком или после стоит одна или две кавычки. Это значит, что в слове, которое вы назовете, надо отбросить одну или две буквы. В отдельных случаях в ребусе показано, какую букву надо отбросить или заменить ее другой. Если предмет нарисован в перевернутом виде, то слово надо читать с конца.

Магические квадраты

Магические квадраты являются примером веры в могущество чисел. В таких квадратах сумма чисел по любому направлению остается одинаковой.

Подберите дидактические игры по математике для реализации во внеклассной работе.

1.Бабочки.

Дидактическая цель: закреплять приемы прибавления и вычитания.
Оборудование: рисунки бабочек и цветов.
Содержание: На доске цветы с числом, бабочки группой на другой части доски. Детям предлагают отгадать, на какой цветок сядет бабочка. Для этого они читают примеры на обратной стороне рисунков бабочек и считают его, затем сажают бабочек на цветы.

2. Математический футбол.

Дидактическая цель: формировать навыки сложения и вычитания в пределах 20, 100, 1000 или умножения и деления.
Оборудование: картинки ворот, мячей с примерами.
Содержание: на доске ворота, дети разделились на 2 команды. Выбегают по очереди, берут мяч, с обратной стороны написан пример, если решил правильно – то забил гол. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей.

3. Математическая рыбалка.

Дидактическая цель: формировать и закреплять навыки устного счета в 1-4 классах.
Оборудование: рыбки и рыбак
Содержание: играют команды, по очереди берут рыбку и решают пример. Решил правильно - поймал рыбку. Кто больше наловит. Можно примеры писать с обратной стороны рыбок.

4. Поезд.

Дидактическая цель: закрепить порядковое значение числа.
Оборудование: картинки поезда, вагонов, карточки с числами от 1 до20.
Содержание: на доске поезд, вагоны расставлены в беспорядке. Детям объявляют, что числа заблудились. Дети расставляют цифры, обозначающие числа второго десятка.

5. Угадай.

Дидактическая цель: закрепить знание состава чисел первого десятка.
Содержание: учитель говорит, что задумала 2 числа, сложила их, получилось 5. Какие числа сложила? Дети: 0 и 5, 5 и 0, 4 и 1, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2. На первом этапе дети иллюстрируют состав чисел на палочках, на геометрических фигурах.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: