Урок №67
Тема: Решение упражнений по теме «Правила вычисления первообразных»
А) Сформулируйте определение первообразной
Б) Сформулируйте признак постоянства функции
В) Сформулируйте основное свойство первообразных
Г) Продолжи фразу «Дифференцирование – это ….»
Д) Графики любых двух первообразных для функции f получаются друг из друга …….
Е) В этом заключается?…
2. Найти общий вид первообразных для функции:
А) f(x) = 1
Б) g(x) = x +1
В) f (x) = сos (3x + 4)
Г) g (x) = 2 cosx + 4
Д) g (x) =sin x + cos x
Е) F (x) = (x + 1)³
3. Среди заданных функций выберите первообразную для функций у = - 7х ³
G(x) = - 21x²
F(x) = - 7x 4
H(x) = - 7/4x4
f(x) = 2 /x - 2 | f (x) = x +1 | f (x) = (x + 1)4 | f (x) = 2x5- 3x2 | f(x) = cos (3x +4) |
f(x) = (7x – 2)8 | f(x) = x4-x2+x-1 | f(x) =5 | f(x) = -7x + 4 | f(x) = 1 – cos3x |
Составить кроссворд по предложенным вопросам:
Ваш
2. Что является графиком функции у = ах + b.
3. Самая низкая школьная оценка.
4. Какой урок обычно проходит перед зачетом.
5. Синоним слова дюжина.
6. Есть в каждом слове, у уравнений и может быть у уравнений.
7. Что можно вычислить по формуле a b.
8. Одно из важнейших понятий математики.
9. Форма урока, на котором проводится проверка знаний.
10. Немецкий ученый, который ввел интегральное исчисление.
11. Множество точек плоскости с координатами (х; у), где х пробегает область определения функции f.
12. Соответствия между множествами Х и У, при котором каждому значению множества Х поставлено в соответствие единственное значение из множества У, носит название…
При правильном разгадывании кроссворда под цифрой 1 по вертикали прочитайте ключевое слово.
Укажите первообразную F функции f(x) = 3sin x, если известно, что F(П) = 1.. Самостоятельная работа.
Часть А
А1. Среди данных функций выберите ту, производная которой равна f(x) = 20x4.
1). F(x) = 4x2
2). F(x) =5x5
3).F(x) = x5
4). F(x) = 80x3
A2. Найдите общий вид первообразных для функции f(x) = 4x3 – 6
1). F(x) = x4 -6x + 5
2).F(x) = x4 - 6x + C
3).F(x) = 12x2 + C
4). F(x) = 12x2 – 6
5. Для функции f(x) = 10 sin 2x найдите первообразную, график которой проходит через точку М (-3/2П; 0)
Домашнее задание
Для функции f(x) = 6/cos23x + 1найддите первообразную, график которой проходит через точку М (П/3; П/3).
1) F(x) = 2 tg 3x + x +П/3
2) F(x) = 2 tg 3x + x
3) F(x) = - 6tg 3x + x + П/3
4) F(x) = 6 tg 3x + x
2.. Функция F(x) является первообразной для функции f(x) = x5 – 3x2 – 2. Найдите F(1), если F(- 1) = 0.
В2. Исправить ошибку:
а) F(x) = x5, a f(x) = 1/6x6
б) F(x) = 4x – х3, a f(x) = 1/6x6
в) F(x) = sin x, a f(x) = - cos x
г) F(x) = 15 cos x, a f(x) = - 15 cos x
д) F(x) = x/3 + 6/x – 1, a f(x) = 1/3 – 6/x2 на (0; +)
ж) Для функции f(x) = 10 sin 2x найдите первообразную, график которой проходит через точку М (-3/2П; 0)
Объяснение нового материала:
1.: sin'x=cosx; (x2)'= 2x. Вопрос: можно ли исходя из этих равенств, указать какие -либо первообразные функции cosx и 2x?.
(sinx + x2)'= sin'x+(x2)'=cosx+2x.
Вопрос: укажите хотя бы одну из первообразных функции cosx+2x.
Оказалось, что в качестве первообразной для суммы функций cosx и 2x можно взять №342, 343, 345
Вариант 1. Найдите первообразную функции h(x)= x5+3x3. Сделайте проверку путем дифференцирования полученной в ответе функции.
Примерное оформление решения:
1. h(x) =x5+3x3= f(x)+ 3g(x), где f(x)= х5, g(x)=х3.
2. Функция Одна из первообразных
х5 х6/6
х3 х4/4
3х3 3х4/4
х5+х3 х6/6+3х4/4.
3. H(x) = х6/6+3х4/4.
4. Проверка: H'(x) = (х6/6+3х4/4)' = 6 х 5 +4 х3 = х5+х3. H'(x)=h(x).
Аналогично найдите первообразную функции f(x)= 2x+x2.
3.. Для функции g(x) =4x3+x найдите какую — либо первообразную.
Примерное оформление решения:
1. g(x) =4x3+x = 4 f(x)+h(x), где f(x)= x3, h(x)=x.
2. Функция Одна из первообразных
х3 х4/4
4х3 4х4/4= х4
х х2/2
4х3+х х4+х2/2
3. G(x)= x4+ x2/2
Аналогично найдите первообразную для функции g(x) = 3x5 -x.
4. Найдите первообразную функции f(x) = 13x4 -7х6.
Примерное оформление решения:
1)f(x)= 13x4 -7x6= 13g(x)- 7h(x), где g(x) =x4, h(x)=x6.
2) Функция Одна из первообразных
х4 х5/5
13х4 13х5/5
х6 х7/7
-7х6 -7х7/7= - х7
13х4 — 7х6 13х5/5 - х7
3) F(x)= 13х5/5 — х7
Аналогично найдите первообразную функции t(x)= 4x6 -15x9.
5. Найдите первообразную функции g(x) =
. 6. Найдите одну из первообразных функции f(x)= x/√x+8x и запишите общий вид первообразных этой функции.
Примерное оформление решения:
1. f(x)= x/√x+8x = g(x)+8h(x), g(x)= x/√x= x/x1/2 = x1/2, h(x)=8x
2. Функция Одна из первообразных
х1/2 х3/2 = 2х3/2
3/2 3
х х2/2
8х 8х2 /2=4х2
х1/2+ 8х = 2/3х3/2+4х2
1. F(x) = 2/3х3/2+4х2
2. Общий вид: F(x) = 2/3х3/2+4х2+С
3. Найдите аналогично первообразную функции g(x)= 5 + x 2/√x и запишите общий вид первообразных этой функции.
4. Найдите общий вид первообразных функции f(x) = x2/√x -2x2.
Примерное оформление решения:
1) f(x)= x2/√x -2x2 = g(x) – 2h(x), где g(x) = x2/√x = x2/x1/2= x1,5, h(x) =x2.
2) Функция Одна из первообразных
х1,5 х2,5/2,5
х2 х3/3
-2х2 -2х3/3
х1,5-2х2 х2,5/2,5- 2х3/3
3) Общий вид: х2,5/2,5- 2х3/3+С
Аналогично найдите общий вид первообразных функции g(x)= 1/√x-2√x/x
Вариант 1.
1. Найдите первообразную функции f(x)= (2x+9)5.
План и примерное оформление решения:
1) Представьте функцию f как композицию двух функций: g(x)= 2x+9; h(x) = (2x+9)5.
2) Задайте с помощью формулы функцию h (внешнюю): h(x)=x5.
3) Найдите первообразную функции h: H(x) =х6/6.
4) Найдите коэффициент k линейной функции и составьте первообразную сложной функции, у которой внешняя функция h, внутренняя — g(x) =2x+9: k=2, F(x)= 1/2(2x+9)6/6=(2x+9)6:12.
2. Найдите первообразную функции g(x)= (4x-6)4.
Вариант 2.
1) Найдите первообразную функции g(x)= (-4x+13)7.
План и примерное оформление решения:
1) Представьте функцию g как композицию двух функций: h(x)= -4x+13; f(x) = (-4x+13)7.
2) Задайте с помощью формулы функцию f (внешнюю): f(x)=x7.
3) Найдите первообразную внешней функции f(x)= x7: F(x) =х8/8.
4) Найдите коэффициент k линейной функции и составьте первообразную сложной функции, у которой внешняя функция f, внутренняя — h(x) =-4x+13: k=-4, G(x)= -1/4(-4x+13)8/8=
(-4x+13)8:32.
2. Найдите первообразную функции fx)= (-7x+3).
Задания для любознательных:
Вариант 1. Найдите первообразную:
1. f(x) = 4x3+1,5x-3 Варианты ответа: х4+3х2; х4+3х2- 3х; х4+3х2/4-3х.
2.g(x)= (4-7x)5 Варианты ответа: -1/42(4-7х)6; 1/42(4-7х)6; 1/6(4-7х)6.
Вариант 2.
1.f(x) = 2x5-8x3+1 Варианты ответа: 1/3х6-2х4+х; 10х4-24х2; х6/3-2х4
2.g(x)= x-2+√x. Варианты ответа: х-1+ 3/2х3/2; х-1+ 2/3х3/2; -х-1+2/3х3/2.
Вариант 3. Найдите первообразную:
1. h(x)= 0,1x +2/3x2-5. Варианты ответа: 0,1+2х2; 0,05х2+1/6х4-5х; 0,025х2+8/3х4-5х.
2. t(x)= (5+2x)3. Варианты ответа: 1/8(5+2х)4; 1/2(5+2х)4; 1/4(5+2х)4.
3. Решить самостоятельно:
1. f(x) = х5
2. f(x)= х2- х5
3. f(x) = Зх2 - 7
4. f(x)= sin х + 3
5. f(x) = cos x -6x
6. f(x)= (2х-7)6
Домашнее задание. Решить:
1. 1. f(x) = -3 х6
2. 2. f(x) = cos х - 3
3. 3. f(x) = sin (2x+3)
4. 4. f(x)= 5x /sin2x
5. 5. f(x)= 2х3 + 5х
6. 6. f(x)= (3х-5)(3х+1)
7. §55; стр. 296 № 990 (2, 4, 6), № 991 (2, 4, 6, 8), №993 (2;4) ( прокомментировать);
Рефлексия результативности
Что сегодня изучали?
Чему научились?
Что повторили?
Есть ли чувство удовлетворения от урока?
Урок № 68
Тема: Интеграл. Формула Ньютона – Лейбница.
«Высшее назначение математики … состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает» (Норберт Винер)
Обратную операцию нахождения первообразной для данной функции называют интегрированием (от латинского слова integrare – восстанавливать). Таблицу первообразных для некоторых функций можно составить, используя таблицу производных
Мы продолжаем изучение темы «Интеграл». Что мы знаем и умеем на данный момент? Мы знаем определение первообразной, ее свойство, умеем применять таблицу и правила первообразных. Если провести аналогию с изучением производной, то, как вы считаете, какую тему, связанную с первообразной мы еще недостаточно закрепили? Конечно, правила нахождения первообразных. Поэтому, это и будет темой нашего урока. Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? (находить первообразные с помощью правил). Что нам для закрепления необходимо повторить? (определение и таблицу первообразных). Поэтому план урока сегодня такой: мы повторим пройденный материал, закрепим его, и в конце урока проверим уровень усвоения материала.