Меры по противодействию коррупции в сфере культуры

Мерами по противодействию коррупции в сфере культуры являются:

1. совершенствование законодательства с учетом особенностей национальной культуры России, ее духовности. Неполнота, бессистемность правовой базы, наличие пробелов в действующем законодательстве отрицательно влияют на возможность эффективной борьбы с коррупцией.

Проблемой в научно-правовом плане является проблема трактовки самого определения коррупция. В уже представленном определении Федерального закона «О противодействии коррупции» дается ограниченная трактовка коррупции, так как коррупция уже давно не сводится к взяточничеству и разного рода злоупотреблениям. Она охватывает такие виды правонарушений, как коррупционный лоббизм, коррупционный фаворитизм, коррупционный протекционизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконная поддержка и финансирование политических структур, вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, корыстное злоупотребление властью или должностным положением.

 

2. установление ограничений для работников-родственников на осуществление трудовой деятельности в одних организациях, созданных для решения задач, стоящих перед федеральными государственными органами. В данном случае учреждения культуры, подпадая по данный вид организаций и рассматриваются как объект антикоррупционных мероприятий. Данный запрет вызвал множество протестов, так как именно в сфере культуры характерны семейные династии. Позже Министерство культуры Российской Федерации внесло поправки, запрещающие увольнения творческих династий, пояснив при этом, что в первую очередь рассматривается прямое соподчинение ("отец - сын", "муж - жена" и т.п.) – в части распоряжений финансами, администрирования.

 

3. использование принципов «эффективного контракта», то есть организация профессиональной переподготовки, совершенствование системы оплаты труда, разработка систем оценки эффективности деятельности работников. Введение «эффективного контракта» подразумевает качественное совершенствование трудовых отношений в рамках трудовых договоров, так как в них уточняются все трудовые функции работника, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, устанавливаются размер вознаграждений и поощрений.

Система оплаты труда должна совершенствоваться путем создание прозрачного ее механизма, то есть представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, граждан, претендующих на замещение должности руководителя государственного учреждения культуры; установлением предельного (не превышающего более чем в 8 раз) уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений культуры и средней заработной платы работников учреждений за отчетный год.

 

4. работа воспитательного характера в учебных заведениях разного уровня, основанная на исследовании природы коррупции и форм ее проявления в современном российском обществе; влияния этических и нравственных норм на соблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции также является мерой по противодействию коррупции.

Государству, институтам гражданского общества необходимо планомерно работать над искоренением правового нигилизма, неверия граждан в возможность реализовать свои интересы. Дефекты массового сознания, низкая правовая культура государственных, муниципальных служащих и граждан связана с отсутствием в стране системы правового просвещения и воспитания. С целью искоренения коррупции основным способом борьбы с коррупцией должно стать повышение уровня культурно-нравственного развития и правовой культуры каждого гражданина в рамках его образования и воспитания.

Без формирования правосознания, основанного на духовно-нравственном воспитании, невозможно пресекать правонарушения, особенно коррупционные, так как существующие этические и нравственные нормы не ориентирую на порицание коррупции. Велика роль отрицательных социальных стереотипов, упрощенного представления. Стереотипы сродни менталитету могут либо способствовать коррупции, либо противодействовать ей. Стереотипы и социальное равнодушие, апатия перекликаются друг с другом. В России известны такие негативные стереотипы, как «моя хата с краю, ничего не знаю», «рука руку моет», «не подмажешь – не поедешь» и другие, которые мешают повышению антикоррупционной активности граждан.

 

Необходимо понимать то, что, не смотря на наличие некоторых антикоррупционных мер, принимаемых в России, многие не реализованы, а выполненные не дали ощутимого эффекта. Предпринимаемые органами прокуратуры Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности и органами внутренних дел Российской Федерации усилия не способны устранить главные причины коррупции, так как основные факторы, порождающие коррупцию, находятся в области функционирования государственного и хозяйственно-экономического механизмов, а также в социальной и культурной сферах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: