Понятие и основные принципы противодействия коррупции

Во все времена влияния коррупции на жизнь общества существовали и разрабатывались меры по предотвращению столь сложного негативного социального явления. Противодействие коррупции – основной метод воздействия на неправомерное поведение представителей органов власти, предпринимателей, иных субъектов права.

Под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Правовую основу противодействия коррупции составляют:

Конституция Российской Федерации;

общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;

федеральные законы;

подзаконные нормативные правовые акты (Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти), нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Основным источником права по противодействию коррупции в РФ является Федеральный закон «О противодействии коррупции» N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года, устанавливающий основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации, а также ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

· 1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

В ряду основ конституционного строя Российской Федерации и конституционных принципов организации и функционирования правового государства положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, первенством. В современном демократическом обществе, определяющими являются интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев граждан и т. д.). Возникающие между ними реальные противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека, в целях осуществления его прав и свобод.

Принцип приоритетности ценности человека, его прав и свобод пронизывает буквально все содержание Конституции Российской Федерации. Это конституционная реальность, которая должна определять практику законотворчества и применения законодательства. Все остальные конституционные принципы, такие как равноправие и самоопределение народов, государственного суверенитета и безопасности, государственной целостности и территориального единства могут рассматриваться как однопорядковые, но подчиненные конституционному принципу признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности.

 

2. законность;

В современной теории права законность неизменно трактуется двояко. Во-первых, как один из основополагающих принципов организации государственной и общественной жизни, где законность — один из элементов демократии и правового государства. Во-вторых — в качестве законности, как особого режима, обеспечивающего неуклонное исполнение законов всеми субъектами правоотношений. При этом законность (верховенство закона) рассматривается как неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.

Противодействие коррупции носит законный характер. Это состояние постоянного и точного выполнения качественного и справедливого законодательства, которое обеспечивается неотвратимостью применения мер государственного принуждения в случае его нарушения. Направлениями реализации данного принципа являются:

- точное исполнение закона государственными и муниципальными служащими, исключающее коррупционные проявления;

- точное исполнение закона гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения;

- точное соблюдение и исполнение закона правоохранительными и другими органами в процессе противодействия коррупции.

В итоге деятельность по противодействию коррупции имеет целью восстановление состояния законности.

 

3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

Правовую основу информационной открытости власти составляют:

- Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ,

- О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ,

- Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ,

- Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ,

- О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Федеральный закон от 13 января 1995 года № 7-ФЗ,

- Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 года № 953.

Открытость деятельности власти сокращает коррупционные возможности, демонстрируя любые отклонения и нарушения, помогая работе правоохранительных органов, а также позволяет гражданам и организациям включиться в процесс противодействия коррупции. В целях реализации данного принципа разработаны следующие мероприятия:

— размещение в сети Интернет информации о деятельности федеральных органов государственной власти (например, о планируемых контрольных мероприятиях, об их результатах, о кадровом обеспечении, о работе с обращениями граждан). Их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»;

— размещение проектов нормативных правовых актов в сети Интернет для проведения независимой антикоррупционной экспертизы;

— размещение перечня закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе их результатов на официальном сайте сети Интернет;

— организация «телефонов доверия», где заинтересованные лица могут сообщить о фактах подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний, в том числе коррупционной направленности;

— участие представителей общественности в создаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления комиссиях, группах и другие.

 

4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

Принцип подчеркивает серьезность антикоррупционной политики и ориентацию на конкретные итоги деятельности по противодействию коррупции. За каждый факт коррупционного нарушения при условии доказательства вины должно назначаться соответствующее наказание.

 

5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

Коррупция — это сложное комплексное явление. Поэтому и противодействие коррупции должно быть системой комплексных мероприятий. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие аспекты государственного управления.

Комплексность использования мер противодействия коррупции ориентирована и на профилактическую работу, на непосредственную борьбу с коррупционными проявлениями и ликвидацию их последствий. Реализация данного принципа помогает избежать перегибов и показательных процессов, тем самым превращая рассматриваемую деятельность в один из компонентов государственного управления. Комплексный характер имеет больший охват различных сфер интересов человека в окружающем мире с целью уведомления его о коррупции и взывая к противодействию ей.

 

6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

Стратегическим приоритетом первичной профилактики коррупции следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на формирование у членов российского общества позитивных личных качеств, правильных мировоззренческих представлений о духовном и физическом здоровье, семейных ценностей, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения, развитие позитивных качеств личности являются одними из основных духовных и морально-этических барьеров, препятствующих появлению коррупционных факторов.

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, разработанных и реализуемых в образовательных учреждениях среднего общего и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.

Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ, укрепление доверия к власти.

Мониторинг коррупции и коррупциогенных факторов, заинтересованными в противодействии коррупции субъектами — важнейшее средство профилактики, которое проводится в целях обеспечения разработки и реализации антикоррупционных программ путем учета коррупционных правонарушений, анализа документов, проведения опросов и экспериментов, обработки, оценки и интерпретации данных о проявлениях коррупции.

Таким образом, принцип ориентирует на организацию повседневной работы, воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих.

 

7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Гражданское общество как определенный тип государственно-организованного общества и своеобразный идеал будущего общественного устройства должно отвечать ряду требований, которые могут рассматриваться в качестве его признаков. К наиболее важным признакам гражданского общества может быть отнесено то, что:

во-первых. гражданское общество — это общество, основу которого составляет частная собственность и многоукладная рыночная экономика. Именно частная собственность и многоукладная рыночная экономика являются необходимыми условиями для свободы предпринимательской деятельности, экономической и социальной свободы членов общества;

во-вторых, гражданское общество – это обязательно демократическое общество, т. е. общество с достаточно развитыми институтами как непосредственной, так и представительной демократии. Все важнейшие вопросы государственной и общественной жизни должны в таком обществе решаться либо непосредственно народом, либо при его широком и активном участии через различные общественные институты (объединения). Это общество, в котором высшие представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны избираться непосредственно народом и быть ему подконтрольны;

в-третьих, гражданское общество – это правовое общество, т. е. общество, в котором господствует право, признаются и обеспечиваются естественные права человека, действуют законы. Государство в таком обществе в своей деятельности связано правом, подчиняется ему и является правовым государством;

в-четвертых, гражданское общество — это общество, которое характеризуется самоорганизованностью, широко развитым самоуправлением народа. Это общество, в котором граждане сами решают текущие вопросы, а роль государства сведена до необходимого минимума;

в-пятых, гражданское общество — это общество, в котором центральное место занимает человек, выступающий как свободная личность и подлинный гражданин своей страны. Это общество свободных индивидов. В таком обществе люди взаимодействуют друг с другом свободно, без непосредственного вмешательства государства;

в-шестых, гражданское общество — это общество, в котором все равны перед законом и правосудием. Это общество с равными возможностями.

Государственная поддержка формирования и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях профилактики коррупции, представляет собой совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, направленных на укрепление и развитие общественных объединений и некоммерческих организаций, имеющих и реализующих в качестве уставных целей и задач профилактику коррупции.

Государственная поддержка формирования и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях профилактики коррупции, регулируется законодательством.

Субъекты антикоррупционной политики могут создавать совещательные и экспертные органы из числа представителей заинтересованных государственных органов, общественных объединений, научных, образовательных учреждений и иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: