Зарубежная литература – 50 час

 

Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской и родной литературы, отражение в них «вечных» проблем бытия. Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Представление о героическом, высокое назначение человека, его способность противостоять превратностям судьбы. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Бунтарские порывы людей и их воплощение в литературе. Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути. Высокое звучание темы любви как одной из высших ценностей человеческого бытия в европейской, американской и восточной литературе. Идеал и действительность. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Человек, природа и общество. Тема детства в зарубежной литературе.

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в., сатира и юмор, фантастика, сказка. Постановка острых проблем современной действительности в литературных произведениях.

Гомер (2 час)

Слово о Гомере.

«Илиада», «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»).

Человек и судьба в древнегреческой литературе. Главные герои поэмы, своеобразие гомеровского эпоса.

Античная лирика (3 час)

Катулл

Слово о поэте.

Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга...»

Щедрость души поэта, мотивы отчаянья и гнева в его лирике.

Гораций

Слово о поэте.

Ода «К Мельпомене» («Я памятник воздвиг...»)

Тема бессмертия поэтического творчества. Судьба произведения Горация в русской литературе.

О. Хайям (3 час)

Слово о поэте.

Цикл "Рубаийат" (3 рубаи по выбору).

Философские миниатюры Хайяма. Проблема жизни и смерти, любви и дружбы.

Данте (3 час)

Жизнь и творчество (обзор)

«Божественная комедия» «Ад», 5-я песня (история Паоло и Франчески).

Гуманистическая основа произведения. Столкновение права человека на свободу чувств с требованием христианского самоограничения.

М. Сервантес (3 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

Образ «глупого мудреца», его философский смысл. Рациональное и эмоциональное в человеке. Соотношение мечты и реальности в жизни. Дон Кихот как вечный образ.

У. Шекспир (6 час)

Жизнь и творчество (обзор)

ТРАГЕДИИ: «Ромео и Джульетта» (фрагменты), «Гамлет» (фрагменты)

Бессмысленная вражда, ненависть, несущие горе людям. Отражение «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Диалектика добра и зла в трагедии «Гамлет». Сложный, противоречивый образ главного героя. Гамлет в ряду «вечных образов».

СОНЕТЫ: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж...»); № 130 («Ее глаза на звезды непохожи...»)

Художественное своеобразие лирики Шекспира.

Ж.-Б. Мольер (4 час)

Жизнь и творчество (обзор)

КОМЕДИЯ «Мещанин во дворянстве» (фрагменты).

Проблема подлинной и мнимой культуры. Особенности сатиры и юмора у Мольера. Особенности классицистической драматургии.

И.-В. Гете (4 час)

Жизнь и творчество (обзор)

ТРАГЕДИЯ «Фауст»: Пролог на небе, сцена договора (фрагменты).

Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Поиск смысла жизни в трагедии. Диалектика добра и зла. Проблема разума и сердца, образы Фауста и Маргариты. Жажда познания как свойство человеческой природы.

Ф. Шиллер (2 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения).

Идея чести и человеческого достоинства в балладе. Напряженностью сюжета и неожиданность развязки.

Дж. Г. Байрон (4 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (возможен выбор другого произведения)

Образ главного героя, его странствия, знакомство с бытом и жизнью различных народов, восхищение их красотой и самобытностью. Своеобразие «байронического» героя.

П. Мериме (2 час)

Слово о писателе

НОВЕЛЛА «Маттео Фальконе» (Возможен выбор другого произведения)

Характер главного героя как двигатель сюжета.

Э.А. По (2 час)

Слово о писателе

НОВЕЛЛА «Падение дома Ашеров» (Возможен выбор другого произведения)

Фантастические события и реальное их объяснение. Образ главного героя. Романтический пейзаж.

О. Генри (2 час)

Слово о писателе

РАССКАЗ «Дары волхвов» (Возможен выбор другого произведения)

Смысл названия рассказа. Любовь как дар; жертвенная сущность любви. Неожиданность и закономерность финала.

Дж. Лондон (2 час)

Жизнь и творчество (обзор)

РАССКАЗ «Любовь к жизни» (Возможен выбор другого произведения)

Северные рассказы Дж. Лондона. Изображение мира мужественных, сильных, волевых людей. Север как мерило истинной ценности человека, силы его духа.

А. Сент-Экзюпери (2 час)

Слово о писателе

Сказка «Маленький принц»

Жанр философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений.

Х.К. Андерсен, Р. Бернс, Р. Брэдбери, У. Блейк. Ж. Верн, Ф. Вийон, Г. Гейне, У. Голдинг, В. Гюго, Д. Дефо, А.К. Дойл, Р. Киплинг, Л. Кэррол, Ф. Купер, Дж. Свифт, Л. Стивенсон, Дж. Сэлинджер, М. Твен, Э. Хемингуэй. (8 час)

Возможен выбор трех авторов из указанного списка, например:

Дж. Свифт (2 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Роман «Путешествие...Гулливера»

Сатирическое изображение пороков современного общества. Особенности сатиры Свифта.

Х.К. Андерсен (2 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Сказка «Снежная королева»

Нравственная основа сказки. Тема верности и мужества, добра и зла. Символические образы в сказке.

М. Твен (2 час)

Жизнь и творчество (обзор)

«Приключения Тома Сойера» (фрагменты)

Мир подростков, полный поэзии и романтических приключений.

Развитие речи (V-IX классы) – 30 час.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: