Для разработки стратегии развития гостиничного предприятия используются различные апробированные маркетинговые модели. В рамках таких моделей можно оценить как свои возможности, так и возможности конкурентов. Строятся они на основе SWOT- и PEST-анализов. Гостиницы рассматривают различные стратегии дальнейшего поведения и соответствующим образом распределяют собственные усилия и ресурсы для их реализации на рынке.
Известный специалист И. Ансофф выделяет четыре модели поведения на рынке для улучшения существующих сфер бизнеса (рис. 2).
Рынок | Продукт (услуга) | |
Существующий | Новый | |
Существующий | Глубокое проникновение на рынок | Разработка продукта (услуги) |
Новый | Развитие рынка | Диверсификация |
Рис. 2.Матрица «продукт — рынок»
Завоевание большей доли на этом же рынке этих же услуг с этим же товаром эффективно, когда гостиница уже достаточно известна на существующем рынке; стратегия действенна, когда рынок еще растет и недостаточно насыщен, а сама стратегия направлена на увеличение объемов продаж путем интенсивной рекламы и использования разнообразных методов стимулирования сбыта.
|
|
Выход на этот же рынок с новой услугой (развитие существующего рынка) позволяет выявить новые сегменты рынка услуг.
Предложение новой услуги на существующем рынке. Наиболее выгодно для гостиницы предлагать новые услуги хорошо известным постоянным лояльным клиентам с использованием традиционных методов сбыта и активной рекламы.
Диверсификация используется при необходимости расширения сфер деятельности гостиницы.
Выбор той или иной стратегии зависит от ресурсов гостиницы и степени готовности рисковать. Величина риска неодинакова. Например, немецкие специалисты определяют вероятность успеха различных стратегий следующим образом (табл. 1).
Таблица 1. Оценка альтернативных стратегий
Стратегия | Вероятность успеха, % | Расходы |
Глубокое проникновение на рынок | 50 | Обычные |
Разработка продукта (услуги) | 33 | Увеличение в 4 раза |
Развитие рынка | 20 | Увеличение в 4 раза |
Диверсификация | 5 | Увеличение в 12-16 paз |
Некоторые маркетинговые стратегии могут быть разработаны на основе матрицы «рост — рыночная доля», разработанной Бостонской консалтинговой группой, иллюстрирующей зависимость относительной доли рынка от темпов его роста (рис. 3). Продукты и услуги, занимающие в матрице аналогичное исходное положение, объединяются в однородные группы, а положение предприятия в матрице соотносится с темпом роста рынка и долей этого предприятия на рынке.
Рис.3 Матрица Бостонской консалтинговой группы (матрица БКГ)
|
|
На вертикальной оси показан ежегодный прирост рынка, на котором действует предприятие, и для него можно определить базисные образцы действий или так называемые нормативные стратегии, используемые для целевого стратегического планирования и распределения ресурсов гостиницы. Популярность матрицы обусловлена выразительностью названий ее секторов:
- «дойные коровы» — большая доля на медленно развивающемся рынке; эти продукты (услуги) — основной источник доходов гостиницы;
- «звезды» — услуги, занимающие значительную долю рынка с растущими высокими темпами спроса на них. Со временем, если услуга займет большую долю на рынке, «звезда» становится для гостиницы «дойной коровой» и приносит компании большой доход;
- «знаки вопроса» («дикие кошки», «вопросительные знаки») — это услуги, незначительно воздействующие на рынок и имеющие небольшую долю в общем объеме услуг. Термин «вопрос» весьма удачен, так как гостинице приходится постоянно думать, стоит ли данная услуга (продукт) вложенных денег;
- «собаки» («изгоняемые собаки», «хромые утки») — продукты (услуги) с ограниченным объемом сбыта (низкая доля на рынке) в сокращающейся отрасли. Обычно они дают мало прибыли, но могут привести к потере значительных сумм.
Точное определение места услуг гостиницы на рынке позволяет узнать перспективы ее дальнейшего развития. Несбалансированная компания имеет слишком много «собак» и слишком мало «звезд» и «дойных коров».
Следующим шагом для гостиничного предприятия является определение маркетинговой стратегии развития. В практике гостиничного бизнеса выделяют следующие стратегии:
1. Наращивание — увеличение доли на рынке путем отказа от краткосрочной прибыли ради достижения этой цели, которое нередко уместно с «вопросами», имеющими потенциал для развития и способными стать «звездами» при увеличении их доли на рынке.
2.Удерживание. Основная цель этой стратегии — сохранить долю на рынке, которая объективно необходима для сильных «дойных коров», приносящих гостиничному предприятию большие прибыли и обладающих значительным потенциалом для поддержания такого положения и в будущем.
3.Пожинание плодов — увеличение сиюминутного потока наличности без должного внимания к долгосрочному эффекту. Данное поведение гостиничного предприятия уместно для продуктов, которых можно охарактеризовать как слабые «дойные коровы», чьи перспективы и будущее туманно и сомнительно, а средство размещения заинтересовано в получении дополнительной прибыли. В условиях высокой конкуренции иногда целесообразно применять данную стратегию к гостиничным продуктам категории «вопросы» и «собаки».
4. Избавление — продать или ликвидировать услугу.
Выбор определенной маркетинговой стратегии осуществляется руководством с учетом определенных факторов:
-конкурентные преимущества гостиницы, которые могут решать определяющую роль при выборе маркетинговой стратегии;
-цели гостиницы;
-интересы руководства;
-финансовые ресурсы;
-квалификация персонала;
-временной фактор и др.
Для гостиничного бизнеса в целом характерна высокая степень конкуренции. Уровень развития рынка и сложность работы на нем зависят от особенностей конкурентной среды гостиницы. Борьба усиливается, когда число конкурирующих гостиниц увеличивается, и они становятся сравнимы с точки зрения размеров и возможностей. Число гостиниц — важный фактор, так как чем больше конкурирующих гостиниц на рынке, тем выше вероятность использования стратегических инициатив. Если гостиницы-конкуренты равны, то они могут конкурировать на равных. Если кому-то из них становится тяжело, это значит, что на рынке появилась гостиница-лидер, которая частично или полностью контролирует рынок. Конкурентная борьба усиливается на вялом, малоактивном рынке, где спрос растет медленно. На быстро развивающемся рынке конкуренция слабее, так как места хватает всем.
|
|
В стратегическом планировании гостиничная индустрия обладает специфическими возможностями. Предприятия гостиничной сферы имеют специфику в управлении и организационной структуре, и это осложняет процесс планирования.
К специфическим чертам гостиниц относятся, в частности, следующие:
1.Крупные предприятия обычно не владеют всей собственностью, которой управляют.
2.Владельцы отелей не часто интересуются своей собственностью и мало знают о ней. Во всем мире существует практика покупки отелей ради налоговых льгот.
3.Предприятия, которые занимаются управлением отелями, нередко имеют незначительную власть для разработки и предложения эффективной стратегии развития гостиничного предприятия, что ограничивает возможности в инициативном и единоличном принятии решений о необходимости инвестирования в средство размещения, внедрения инноваций или стратегических новшеств (т. е. управляющие таких отелей не могут самостоятельно принимать сложные и финансово затратные решения).
4. Отели могут и не управлять предприятиями, так называемой вторичной собственности (ресторан, магазин, ночные клубы). Это создает дополнительные трудности в стратегическом планировании.
Контрольные вопросы:
В чем заключается миссия гостиничного предприятия?
2.Приведите примеры того, как стратегическое планирование может сказаться:
- на конкретном отеле;
- региональной сети отелей;
- национальной сети отелей.
3.Каким образом на основе метода SWOT-анализа можно определить миссию гостиницы с использованием ее сильных сторон?
4.В чем заключается суть анализа матрицы И. Ансоффа «продукт — рынок»?