Структура проведения интервью

 

Какой тип интервью будет использован, иногда решается в ходе со-беседования, хотя квалифицированный специалист по менеджменту обяза-тельно готовится к разговору, продумывает структуру беседы исходя из тре-бований вакансии.

 

Интервью может проходить различным образом. Каждый интервью-ер имеет свой стиль проведения беседы с претендентом. Тем не менее, как бы ни складывалась беседа, она имеет три основных части: вступление, основ-ную часть и завершение. Каждая из этих частей содержит различное соче-


 

85


тание вопросов для обсуждения. В общем виде структуру собеседования мож-но представить следующим образом.

 

Вступление. Приветствие. Общение соискателя и работодателя начи-нается с краткого ознакомления претендента на вакансию с функциями и пол-номочиями интервьюера, его должностью и порядком проведения интер-вью и т. п.

 

Установление контакта претендента с интервьюером. В это время бу-дет задано несколько вопросов общего характера, чтобы снять напряжение: «Как Вы доехали?», «Не было пробок на дороге?», «Быстро нашли здание компании (или дорогу)?».

 

Деловой этикет требует того, чтобы предоставить краткую информа-цию о компании и той позиции, на которую производится подбор, поэтому интервьюер компании кратко коснется этой темы.

 

Интервьюер будет отслеживать в своей работе по отношению к кан-дидату следующие психологические моменты:

 

● визуальный контакт (выдерживает ли кандидат взляд собеседника во время разговора);

 

● язык жестов (кандидату следует сидеть со слегка наклоненным впе-ред корпусом, при приветствии будет уместно доброжелательное рукопо-жатие, во время разговора рекомендуется избегать скрещивания рук, ног);

 

● громкость, интонации и скорость речи (для интервью оптимальны средняя скорость, меняющийся тон с некоторой эмоциональностью);

 

● физическое расстояние (его может установить сам претендент, этот момент также определенным образом может характеризовать кандидата);

 

● дыхание (по дыханию претендента можно определить, волнуется он или нет, и с чем это связано) и т. д.

 

Хотя вопросы задаются для того, чтобы дать претенденту почувство-вать себя спокойно, последнему нужно помнить, что впечатление, которое он произведет в начале беседы, сохранится во время всего собеседования.

 

Для успешного прохождения интервью специалисты рекомендуют кан-дидатам соблюдать следующие правила.

 

● Не жевать жевательную резинку, не теребить в руках посторонние предметы, отключить мобильный телефон.

 

● Быть в контакте с собеседником, следить за его логикой, не преры-вать, давать ему лидировать.

 

● Оперативно реагировать на вопросы, говорить кратко и по делу.

 

● Сохранять вежливый тон, не нервничать.


 

86


● Избегать сленга, говорить доступным и чистым языком.

 

● Избегать упоминания о личных, семейных и финансовых проблемах, разговоров о политике и религии, фактах из «желтой» прессы.

 

● Улыбаться интервьюеру, быть искренним и оставаться самим собой. Основная часть. В этой части уточняется информация о соискателе,

 

указанная в его резюме, задаются вопросы, позволяющие выяснить его про-фессионализм и мотивацию, принимается решение принять или отклонить кандидатуру претендента. В общем виде вопросы касаются профессиона-лизма соискателя и затрагивают его профессиональные выбор, опыт, дости-жения, личностные и деловые качества.

 

Профессиональный выбор. Достаточно часто вопросы собеседованиякасаются профессионального выбора претендента: «Как Вы выбрали универ-ситет (колледж, курсы), который Вы окончили?», «Почему Вам понадобилось дополнительное образование (профпереподготовка, квалификационный атте-стат и т. д.)?», «Чем Вас привлекает эта профессия (работа)?» и др. Помимо фактической информации интервьюер получает возможность узнать осознан-ность профессионального выбора, способность претендента к получению об-разования, его стремление к самообразованию и т. п. Выпускники вузов, от-вечая на подобные вопросы, могут показать престижность и уникальность по-лученного образования, подчеркнуть познавательные способности.

 

Профессиональный опыт. Часто интервьюер начинает основную частьсобеседования с прямого вопроса, например: «Какие навыки, необходимые для этой позиции, у Вас есть?». Цель этих вопросов состоит в том, чтобы по-нять, как претендент намерен использовать свои знания, навыки и способнос-ти в будущей работе.

 

Вопросы, касающиеся профессионального опыта, могут быть следую-щими: «Расскажите подробнее, какие обязанности Вам приходилось выпол-нять? Каких результатов удалось достичь?», «Какие аспекты работы в долж-ности… Вы считаете наиболее важными?», «В каких областях, необходимых для данной работы, Вы считаете себя наиболее подготовленным? Каковы ос-нования для такой оценки?», «Какими полезными навыками, кроме необхо-димых для работы, Вы владеете? Чем они могут быть полезны?», «Приходи-лось ли Вам совершать ошибки? Какие?», «Опишите привычный вам рабо-чий день: что и как Вы делаете?», «В каком окружении Вам нравится рабо-тать? С каким руководителем Вам было комфортнее всего работать?», «Ка-кие вопросы Вам приходилось решать в ходе работы?».


 

87


 

Такие вопросы преследуют цель лучше узнать профессиональный опыт претендента на вакансию, а также оценить его способность «адаптировать» свой профессиональный опыт к требованиям вакансии. При этом ответы на подобные вопросы помогают оценить адекватность представлений канди-дата о будущей работе, отсутствие которых всегда может служить причи-ной для отказа соискателю в вакантной должности.

 

Для выпускников вузов, не имеющих, как правило, профессиональ-ного опыта, имеют значение требуемые для вакансии знания, практические умения и навыки, полученные в результате прохождения учебных практик. Любой опыт работы будет характеризовать выпускника как человека, об-ладающего необходимыми для работы качествами. Выпускник как соиска-тель должен знать, что если приглашен на собеседование, значит компания считает, что у него есть потенциал.

 

Профессиональные достижения. Соискателю следует понимать,чтоинтервьюеру важно не только получить достоверную информацию о профес-сиональных навыках претендента, но и узнать, добивался ли кандидат ка-ких-либо высоких результатов на прежней работе и какие достижения он имел в предыдущем опыте работы или учебе. Вопросы, касающиеся этой темы, будут звучать следующим образом: «Какие успехи были достигнуты? Что было критерием успеха?», «Соответствовали достигнутые результаты Вашим ожиданиям, ожиданиям руководства?», «Возникали ранее трудности, связанные с установленными сроками или требованиями руководства? Как Вы их решали?», «Инициатором каких идей Вы были? Использовались они в работе? Если нет, то почему?».

 

Выпускнику вуза за неимением практического опыта следует расска-зывать о достижениях, полученных в годы учебы. Это могут быть особые за-дания и обязанности, которые приходилось выполнять, или внеучебная дея-тельность, сопряженная с проявлением инициативы и самостоятельности.

 

Личностные и деловые качества. Работодатели,как правило,заинтере-сованы в получении в штат человека, обладающего необходимыми им лично-стными и деловыми качествами. Особенно ценятся такие качества, как уме-ние работать в команде, лояльность к компании, культура общения и др. Во-просы для определения перечисленных качеств могут быть следующими: «Ка-ковы Ваши сильные и слабые стороны?», «Приходилось Вам в прошлом применять лидерские качества?», «Какие инициативы исходили от Вас и к ка-ким результатам это привело?», «В каких случаях Вы готовы брать на себя


 

88


ответственность?», «Какие из деловых или личностных качеств Вы больше всего цените в других людях?», «Нравится ли Вам учиться? Какие формы обу-чения Вы предпочитаете?».

 

С помощью ответов на эти вопросы соискатель сможет рассказать о се-бе, показав свои преимущества. Выпускнику-соискателю следует действовать точно таким же образом, но с удвоенными усилиями демонстрируя свое же-лание работать, открытость и энтузиазм, т. е. те качества, которые выгодно вы-делят его на рынке труда.

 

Специалисты отмечают, что обычно профессиональные и личностные вопросы на собеседовании выстраиваются в строгой последовательности.

 

Однако к концу беседы интервьюер может попросить дать дополнительную информацию по какому-то вопросу, обсуждавшемуся ранее, или уточнить что-либо. К этому нужно быть готовым соискателю с любым профессио-нальным опытом.

 

В основной части после обсуждения вышеописанной информации ин-тервьюер может заострить свое внимание на вопросах о заработной плате,

о семье и на других личных вопросах.

 

Вопросы о заработной плате обсуждаются в конце основной частиинтервью. Интервьюер может задать следующий вопрос: «На какую зарпла-ту вы рассчитываете?».

 

Не нужно отвечать на этот вопрос уклончиво, как делают многие: «Указанная в объявлении сумма меня вполне устроит», или отвечать во-просом на вопрос: «А сколько Вы планируете платить?». Специалисты ре-комендуют соискателю изучить вилку заработной платы по данной профес-сиональной деятельности на рынке труда и называть сумму сообразно сво-ему опыту и профессиональным критериям.

 

Вопросы о семье и другие личные вопросы (о возрасте,месте житель-ства кандидата) обычно задаются только при действительной их значимо-сти для будущей работы. Аналогичная ситуация с вопросами о возможнос-ти ездить в командировки. Если вопросы заданы, а соискатель не видит свя-зи этих вопросов с требованиями вакансии, он может успокоить интервью-ера, пояснив, что данные сведения о его личной жизни никак не повлияют на выполнение им служебных обязанностей.

 

Вопросы о семье часто звучат следующим образом: «Расскажите о сво-ей семье», «Как члены Вашей семьи оценивают Ваши профессиональные успехи?», «Удается ли Вам сочетать профессиональные и семейные де-


 

89


ла?». Молодым людям могут быть заданы вопросы о способах проведения свободного времени, хобби и их общественной деятельности.

 

Завершение. Это итоговая часть разговора,которая должна прохо-дить в неторопливой манере. Обычно вопросы в этой части беседы имеют обобщенный характер или касаются особенностей будущего взаимодей-ствия и выполнения должностных обязанностей: «Почему Вы хотите по-лучить именно эту работу?», «Как долго Вы планируете проработать в на-шей компании?», «Как быстро Вы можете приступить к работе в случае положительного решения?»

 

В конце собеседования кандидату могут предложить задать любые возникшие у него вопросы. При этом соискателю всегда нужно помнить,

 

что его оценивают на протяжении всего разговора и впечатление о нем бу-дет зависеть и от того, как он завершит общение с интервьюером.

 

Вопросы кандидата. У кандидата обязательно должно быть заготов-лено несколько вопросов для того, чтобы у интервьюера не создалось впе-чатления, что перед ним поверхностный человек. Лучше, если вопросы бу-дут предполагать положительные ответы от интервьюера. Задавая подго-товленные хорошо обдуманные вопросы, можно убедить интервьюера, в серь-езности намерений кандидата. Также вопросами можно показать, что соис-катель заинтересован в вакансии и много знает о компании.

 

Специалисты рекомендуют соискателям задавать работодателю во время интервью следующие вопросы.

 

● Каковы текущие задачи бизнеса и особенности корпоративной куль-

 

туры компании?

 

● В чем заключаются главные должностные обязанности и задачи по-

 

зиции (нужно узнать, какие обязанности возлагаются на сотрудника этой по-зиции, чтобы сопоставить свои интересы и профессиональные качества с тем, что на самом деле требуется)?

 

● Каковы специальные требования к должности (сертификаты, язык,

 

знание специальных программ)?

 

● Какие качества и навыки требуются для данной вакансии?

 

● Какие основные трудности и проблемы в достижении целей на этой

 

работе?

 

● Какова причина увольнения предыдущего работника с этой должности?

 

● Как часто меняются люди на этой должности?


 

 

90


● Какой уровень подчиненности по должности (сколько начальников

 

«выше» Вас?)?

 

● Кто является непосредственным руководителем (ФИО, должность)?

 

● Сколько человек будет в подчинении?

 

● Как происходит продвижение по служебной лестнице?

 

● В каком месте придется работать и часто ли нужно будет ездить

 

в командировки?

 

● Сколько длится испытательный срок?

 

● Каковы перспективы и программы поддержки карьерного роста, есть ли курсы повышения квалификации?

 

● Приняты ли в компании переработки (оплачиваемые или нет), су-

 

ществует ли система штрафов?

 

При выяснении интересующих сведений соискатель должен следить за реакцией собеседника: если последнему не комфортно отвечать, не нуж-но на него «давить», но следует сделать определенные выводы по поводу предлагаемой вакансии, организации и др. Многое может сказать о собесед-нике принятая им поза: сложенные руки и перекрещенные ноги означают, что человек напряжен и недоволен вопросами. В таком случае кандидату не-обходимо переключиться на какую-то другую тему, например, похвалить компанию или офис, смягчить тон, снять напряжение шуткой.

 

Признаками недовольства и ухудшения контакта являются следующие:

 

● изменение позы после неудобного вопроса;

 

● отведение в сторону глаз при разговоре, прикрытие рта рукой;

 

● невербальные жесты: касание кончика носа, мочки уха или потира-

 

ние бровей или глаз;

 

● нахмуривание (движение) бровей с одновременным взглядом вниз

 

«першение» в горле, покашливание;

 

● мгновенное изменение размера зрачков (чаще – сужение);

 

● возникновение определенной агрессии в поведении, недовольные замечания или высказывания.

 

Окончание собеседования. Интервьюер обычно завершает собеседо-вание, рассказывая о том, что будет дальше – последует ли продолжение (еще одно собеседование, тестирование и т. д.), после которого соискателя проинформируют об окончательном решении, позвонив по телефону или отправив ему письмо.


 

91

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: