Скальд Снорри, сын Стурлы

Сергей Николаевич Марков

Вечные следы

 

«Вечные следы»: Молодая гвардия; Москва; 1973

 

Аннотация

 

Книга является продолжением известного труда С. Маркова «Земной круг». «Вечные следы» – повествование о людях, открывавших новые земли, о международных связях русского народа.

В книге приводятся новые сведения о Семене Дежневе, Василии Пояркове, Никите Шалаурове, Гавриле Сарычеве и многих других землепроходцах и мореходах.

 

Сергей Марков

Вечные следы

 

 

Книга о землепроходцах и мореходах

 

Известный писатель и поэт С. Н. Марков является в то же время и большим ученым – историком‑географом. Он не пишет строго научных книг, но его научно‑художественные произведения дают большую пищу для раздумий, являются своеобразным источниковедческим материалом.

В новой книге С. Н Маркова действие русского народа, который является героем произведения, происходит на территориях многих стран и нескольких континентов на протяжении столетий: от средних веков до нашего времени. Приходится только удивляться тому, как такой громадный историко‑географический материал мог быть переработан и художественно изложен одним человеком. Впрочем, я удивляюсь творениям С. Н. Маркова не первый раз. Я знаю, что С. Н. Марков долгие годы скрупулезно собирал свою знаменитую картотеку, долгие годы «копался» во многих архивохранилищах страны.

Итак, перед нами новая большая работа С. Н. Маркова в области истории географических знаний и в области исторической географии. Большое научное, познавательное и воспитательное значение этой работы несомненно. Догадки, высказываемые С. Н. Марковым, очень интересны и наталкивают исследователей на дальнейшие размышления.

Доктор исторических наук А. И. АЛЕКСЕЕВ

 

ОТ АВТОРА

 

«Вечные следы» выходят в издательстве «Молодая гвардия» сразу же вслед за книгой «Земной круг». Обе книги посвящены русским землепроходцам и мореходам. Связаны ли эти произведения друг с другом?

Да, между ними существует преемственность и связь. Но построены они по‑разному.

«Земной круг», к примеру, ограничен определенными хронологическими рамками. События, рассмотренные в нем, намеренно доведены лишь до конца XVIII века.

Книга «Вечные следы» охватывает более широкий хронологический диапазон (X–XX вв.), рассказывает о подвигах русских путешественников и мореходов и заканчивается временем, в котором мы живем.

Если в «Земном круге» я рассказывал о том, как наши предки получили первые сведения о Тибете, то в «Вечных следах» я уже смог поведать не только о русских людях, проникших в XVII веке в Восточный Тибет («Золотые зерна истории»), но и о Филиппе Ефремове, Пржевальском, калмыке База Бакши, буряте Цыбикове, Роборовском, о гренадере И. Менухове – спутнике Пржевальского, дожившем до нашего времени.

В «Земном круге» я не мог уделить внимания истории русских путешествий в страны Африки. В «Вечных следах» читатель найдет рассказы о знаменитом путешественнике в Египет – Мисюре‑Мунехине, Егоре Ковалевском, исследователе Африки, об Иакинфе Бичурине, Михаиле Венюкове и др.

Индия, Китай, Корея, Восточный Туркестан, Малакка, Афганистан, Бразилия, Аравия, Флорида, Тибет, Индонезия и другие страны были исследованы русскими людьми – героями книги «Вечные следы». Среди этих людей есть и ученые представители других народов России, например, казах Чокан Валиханов, друг Достоевского, и бурят Гонбочжаб Цыбиков. Валиханов и Цыбиков обрели бессмертие исследованиями недоступных для европейцев сфан – Восточного Туркестана и Тибета. Я потратил немало труда для того, чтобы привлечь внимание наших современников к этим замечательным людям. У подножия хребта Алтын‑Эмель уже высится памятник Чокану Валиханову. На очереди – сооружение монумента в честь Г. Ц. Цыбикова в забайкальской Агинской степи.

Когда я писал «Вечные следы», мне приходилось работать не только над печатными первоисточниками, но и привлекать архивные данные, в ряде случаев впервые открытые мною. Об этом подробно рассказано в очерке «Клады Колумбов российских». Кроме того, некоторые архивные документы указаны в библиографии, приложенной к книге.

Я приобрел сотни бескорыстных друзей, помогавших мне в моих долгих поисках. Назвать их всех просто невозможно. Тут и мои земляки‑костромичи Белоруков, Магнитский и Белоруссов, красноярец Мамеев, пскович Творогов, камчатский житель Слободчиков, калужанин Маслов, кунгурцы Сашин и Лелюхов, уралец Захаров, омич Палашенков, читинец Петряев, Черницын из Тотьмы, архангелогородец Минкин и многие, многие другие люди…

Мне удалось напечатать немало очерков и сообщений в центральных журналах и газетах, в республиканских, областных и районных изданиях. Выступления в печати тоже очень помогли делу.

Мне оказывали помощь в работе академики Л. С. Берг, В. А. Обручев, М. П. Алексеев, И. Ю. Крачковский, Д. И. Щербаков, адмирал флота СССР И. С. Исаков и многие другие советские ученые, которым я приношу глубокую благодарность.

25 августа 1972 года

Москва

 

ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ

 

 

Вставали с плачем от ржаной земли,

Омытой неутешными слезами.

От Костромы до Нерчинска дошли

И улыбались ясными глазами.

 

Просторы открывались, как во сне,

От стужи камни дикие трещали,

В Даурской и Мунгальской стороне

Гремели раскаленные пищали.

 

Тревожно спали у глухой воды.

Им снег и хвоя сыпались на спины,

Им снились богдыханские сады,

Кричали златогорлые павлины.

 

Шли на восход… И утренний туман

Им уступал неведомые страны.

Для них шумел Восточный океан,

Захлебывались лавою вулканы.

 

Могилы неизвестные сочти!

И не ответят горные отроги,

Где на широкой суздальской кости

Построены камчатские остроги.

 

Хвала вам, покорители мечты.

Творцы отваги и суровой сказки!

В честь вас скрипят могучие кресты

На берегах оскаленных Аляски.

 

В земле не тлели строгие глаза,

Что были глубоки и величавы;

Из них росла упругая лоза,

Их выпили сверкающие травы.

 

И наяву скитальцы обрели

Перо Жар‑птицы в зарослях сандала.

Мне чудится – на гряды из коралла

Холщовые котомки полегли!

 

 

СКАЛЬД СНОРРИ, СЫН СТУРЛЫ

 

В 1178 году в Исландии родился скальд Снорри, сын Стурлы.

Он был воином, поэтом, философом, историком и верным сыном своего отечества.

В 1220–1230 годах, уединясь в укреплении «Валгалла», Снорри написал обширное сочинение – «Круг земной». Затем он создал правила стихосложения для скальдов и составил сборник исландских песен и саг, известный под названием «Младшей Эдды».

«Круг земной» – самое значительное из произведений Снорри. Груд этот представляет собою свод сказаний о норвежских конунгах с древнейших времен по 1177 год.

Уже в предисловии к «Кругу земному» содержится многозначительное упоминание:

«И так Лейф открыл Винланд хороший…»

Эти строки – рассказ о том, как скандинавы достигли берегов северо‑восточной Америки. Лейф Счастливый побывал на Лабрадоре и берегах теперешней реки Святого Лаврентия около 1000 года. С Лейфом были некие Биорн и Торвальд.

Но вот что приковывает внимание к этому свидетельству. В княжение Владимира, лет за двадцать до плавания норманнов в Винланд, на Руси жил некоторое время скальд Биорн, который служил по найму в дружине князя. Любопытно, что тогда же какой‑то Биорн совершил путешествие в Суздаль и Биармаланд – область близ устья Северной Двины, куда его отправлял отец Лейфа, Эрик Красный.

Наемник киевского князя и участник открытия северо‑восточного края Америки могут быть одним и тем же лицом. Добавим еще, что некий варяг Ждьберн, имя которого может звучать и как Биорн, помог Владимиру во время осады Корсуня‑Таврического.

Вот какой ряд неисследованных и неразъясненных событий возникает при чтении «Круга земного» скальда Снорри, сына Стурлы!

Интересно повествование Снорри о бегстве в русские пределы Олафа, одного из королей Норвегии, сына Триггви. После убийства Триггви его супруга Астрида, захватив младенца Олафа, бежала в Новгород, где жил ее брат Сигурд, служивший у Владимира.

Соображаясь с обстоятельствами, можно думать, что это произошло не ранее 970 года.

Где‑то в Прибалтике беглецы попали в руки разбойников. Олаф разлучился с матерью. Его продали в рабство, взяв за мальчика лишь кафтан и пояс.

Прошло шесть лет, и сын Триггви был выручен из рабства его дядей Сигурдом. Снорри сообщает, что Сигурд в то время собирал дань в Эстляндии от имени русского князя Владимира.

Сигурд увез мальчика в Новгород, где Олаф был обласкан Владимиром и впоследствии принят на русскую службу.

Надо учесть, что Владимир неплохо разбирался в иноземцах и оставлял у себя только «умных и смысленых» варягов, а остальных без стеснения высылал на родину.

Олаф пробыл у Владимира по меньшей мере до 995 года. Воспитанник русского князя мог присутствовать при взятии Корсуня. Он мог также помогать русским громить хозар, ходить в Сирию в составе русско‑византийских частей, осаждать Скутари или участвовать в стремительном набеге русов на берега Испании.

Из Киева и Новгорода Олаф направился в Англию, а оттуда возвратился в Скандинавию и был признан королем Норвегии. Воспитанник русских князей стал совершать дальние морские походы.

Я обнаружил совершенно неожиданный источник по истории жизни Олафа, сына Триггви. У Жюля Верна, певца увлекательнейших путешествий и приключений, мне удалось найти описание корабля «Долгий Змей», на котором сын Триггви пенил северные моря.

Жюль Берн пишет, что на «Долгом Змее» было 32 скамьи для гребцов, команда состояла из 90 человек. У «Долгого Змея» был огромный волнорез, а нос корабля походил на шею гигантского лебедя. Эти сведения Жюль Берн почерпнул из саг Снорри и других исландских скальдов.

Через пять лет после возвращения на родину Олаф, сын Триггви, побежденный в бою конунгами шведским и датским, бросился в море.

Снорри сложил саги и об Олафе Святом и его сыне Магнусе. Сказания эти тоже имеют отношение к Руси.

Олаф Святой, сын Гаральда Гренске из Гренландии, с юных лет пребывал в морских походах. Набеги Олафа приводили в трепет Англию и Испанию. В те времена его еще не звали Святым, он был известен под прозвищем «Толстый».

В 1016 году Олаф овладел престолом Норвегии и стал бороться с королем датским. Его дальнейшая судьба роковым образом переплелась с судьбой морского разбойника Торера Собаки.

Наделенный такой многообещающей кличкой викинг отправился однажды под предлогом торговли на Северную Двину. В Биармаланде, где‑то на двинском поморье, он отыскал обнесенный высокой стеной курган, рядом с которым высился идол Иомалы с ожерельем на шее. Алчный Торер убил своего спутника, чтобы безраздельно овладеть ожерельем двинского идола.

Возвратившись в Норвегию, Торер сбежал к королю Кнуту Датскому и вскоре выступил против Олафа Святого в отряде норвежских изменников и перебежчиков, посланных Кнутом в Норвегию.

Олаф Святой бежал на Русь и укрылся за надежными стенами Киева, получив приют у Ярослава Мудрого. Сын гренландца Гренске мог рассказывать киевлянам об Испании, Гренландии, Исландии и Винланде – Северо‑Восточной Америке, открытой лишь четверть века назад Лейфом и Торвальдом!

Меж тем изменник и грабитель Торер Собака был отмечен милостями Кнута.

Торера послали собирать дань с финнов. Но он продолжал питать злобу к Олафу Святому, и, когда волею судеб они встретились в бою при Стикластаде, он обрушил свою двуострую секиру на голову Олафа.

В тот год, когда это случилось, на Русь бежал известный викинг Гаральд, сын Сигурда, о котором мы уже упоминали. Олафу Святому Гаральд доводился сводным братом.

Гаральд был принят Ярославом Мудрым. Киевским хлебом викинга даром не кормили. Ему пришлось служить в войсках русского князя и в 1031 году принять участие в походе на польские земли. Так повествовал Снорри о Гаральде.

Скитания и приключения Гаральда Гардара удивительны.

Вместе с русским отрядом Гаральд отправился в Царьград на помощь византийцам. Киевляне и новгородцы, в числе которых находился и Гаральд со своими воинами, помогали грекам в Италии громить норманнских рыцарей, возглавляемых Вильгельмом Железная Рука.

Затем Сирия, Африка и снова Царьград. Викинг вернулся туда, кажется, в самое неподходящее для этого время. Русские воины под предводительством Владимира, князя новгородского, бились тогда с греками у Константинополя, мстя за гибель русского представителя, убитого византийцами. Вероятно, поэтому Гаральд Гардар, слуга киевлян и новгородцев, был заключен греками в темницу. Но ему удалось бежать оттуда, и он опять оказался в Киеве Снорри Стурлезон, как и другие скандинавские историки, писал о любви Гаральда к Елизавете – дочери Ярослава Мудрого. Саги О Гаральде говорят, что множество своих подвигов он совершил только ради того, чтобы его не презирала русская девушка, украшенная золотой гривной. Сам Гаральд сложил об этом песню – гимн в честь прекрасной дочери Ярослава. И он добился руки Елизаветы.

Снорри поведал далее о том, как в 1043 году Гаральд и Елизавета поехали из Руси в Скандинавию. В Ладоге, откуда начинался их путь, в то время было пристанище русских кораблей, плававших постоянно по Онеге и Северной Двине к Белому морю, а также в страны Скандинавии – через Ладожское озеро, Неву, Балтику и озеро Меларн. Снорри составил описание Ладоги.

Корону Норвегии викинг Гаральд получил только в 1047 году. Вскоре он основал город Осло. Киевская золотая гривна сияла под сводами замка, поднявшегося над гладью лазурного фиорда. В этом замке подрастали две внучки Ярослава Мудрого.

В Киеве, Ладоге и Новгороде не раз бывал и Рогнвальд, сын Бруси, выходец с Оркнейских островов.

Оркнейские острова были присоединены к норвежской короне в конце IX века, и ярл Рогнвальд принадлежал к одному из первых поколений оркнейских викингов.

Ему тоже было суждено служить по найму в войсках Ярослава, под знаменами которого он участвовал в десяти битвах. Уроженец далеких Оркнейских островов прожил на Руси не менее пяти лет.

Когда норвежским послам нужно было вывезти в Скандинавию сына Олафа Святого, Магнуса, оставленного отцом на Руси, Ярослав поручил это Рогнвальду. Оркнейский ярл встретил послов в Ладоге, посадил их на русские телеги и сопроводил гостей ко двору Ярослава. Затем он доставил в Ладогу Магнуса, а оттуда пошел вместе с послами и сыном Олафа на корабле в Норвегию. Киевский двор помог Магнусу Доброму – так же как ранее обоим Олафам, а позднее и Гаральду Гардару, – занять норвежский престол.

Снорри рассказал и о других посольствах Ярослава в Скандинавию.

«Круг земной» Снорри ясно свидетельствует о том, что Древняя Русь знала о Гренландии, Исландии, Северо‑Восточной Америке, Испании, Италии, Византии, Сирии и других странах несравненно больше, чем было известно о них в некоторых других европейских государствах. И значительная часть этих замечательных сведений была принесена на Русь викингами.

Эти люди, получая на Руси право убежища, были лишь слугами могущественной Киевской державы. Свидетельства Снорри говорят о том, что норманны никак не влияли на ее политическую жизнь. Наоборот, русские часто оказывали помощь викингам и давали им приют, когда норвежские конунги вынуждены были искать спасения то от мечей датчан и шведов, то от секир своих родовых вождей, боровшихся за власть.

Отсутствие в произведениях Снорри даже намека на имена Рюрика, Трувора и Синеуса подтверждает справедливое мнение о том, что лица эти легендарные и реально не существовали. Снорри никогда не встречал их имен ни в сагах, ни в скандинавских летописях, которые он так внимательно изучал.

Богатство и могущество славянской Киевской Руси, величие древнего Новгорода, сокровища русского Севера – вот о чем прежде всего писал скальд Снорри.

Снорри был очень образованным ученым. Он знал греческий язык и латынь, сочинения древних писателей, интересовался историей Руси, Германии, Англии, не говоря уже о прошлом Скандинавских стран.

Но жизнь его была беспокойной. Творец «Круга земного» изведал горечь изгнания. Он часто опасался не только за свой покой, но и за жизнь. Сумрачный замок «Валгалла», где трудился Снорри, охранялся почти тысячным отрядом его дружинников Но они не уберегли его…

В 1241 году Снорри был убит одним из своих родственников в самый разгар борьбы за независимость Исландии.

 

«ИНДИЯ» АЛЬ‑БИРУНИ

 

Великий сын Хорезма, известный ученый Абу‑л‑Райхан аль‑Бируни (973–1048) прожил мученическую жизнь. Родина его подвергалась частым набегам иноземных захватчиков. И когда в 1017 году на Хорезм напал Махмуд Газнийский, основатель огромного государства, простиравшегося от Багдада и Грузии до устьев Инда и Дели, аль‑Бируни оказался в числе пленников свирепого завоевателя.

Тринадцать лет томился в плену ученый, скитаясь по владениям Махмуда в Индии, и был невольным свидетелем того, как расправлялся тиран из Газны с индусами, грабил сокровища храмов, сокрушая индийских идолов и увозя с собой золотых истуканов с глазами из рубинов.

Поскольку Махмуд, семнадцать раз вторгавшийся в Индию, старался закрепить за собой Пенджаб, следы аль‑Бируни во время его индийской ссылки следует искать в Дели, Лахоре, Пешаваре.

Абу‑л‑Райхан аль‑Бируни мог рассказывать жителям Индии о чудесах северных стран. Едва ли не от него индостанцы впервые узнали о русах, с которыми ученый встречался в Хорезме и на Каспии. У себя на родине аль‑Бируни успел собрать довольно обширные географические сведения о нашей стране и ее людях – славянах, веси, югре, булгарах. Он знал о Ледовитом океане, Прибалтике, Байкале, Славянском море (море Саклабов), Арале, Ташкенте.

Аль‑Бируни составлял списки городов мира, распределяя их по климатическим поясам, указывал координаты крупных населенных пунктов.

В Индии аль‑Бируни изучил санскрит и живые наречия индусов, их науки, в частности географию.

Великий хорезмен измерял высоту гор Индии, собирал данные о реках этой страны, их истоках.

Около 1030 года аль‑Бируни закончил работу над сочинением «Разъяснение принадлежащих индусам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых», более известное под условным названием «Индия». Этот знаменитый энциклопедический труд, состоящий из 80 глав, проникнут уважением к народам Индии, их культуре и науке. Есть предание о том, что индийцы считали аль‑Бируни волшебником за его необыкновенную способность постигнуть суть вещей…

Аль‑Бируни в своей «Индии» привел, сопоставил и объяснил воззрения множества индийских ученых в самых разных отраслях знания. В частности, он подробно осветил состояние астрономической науки в Индии.

Сочинение аль‑Бируни об Индии, ее народах, их культуре, верованиях и обычаях справедливо считается непревзойденным для всей эпохи, в которой он жил.

Известный немецкий востоковед К. Э. Захау в 1887–1888 годах познакомил человечество с «Индией», издав текст и его перевод на английском языке в Лондоне.

Народам нашей страны имя аль‑Бируни стало известным благодаря трудам советского арабиста И. Ю. Крачковского.

Могила Абу‑л‑Райхана аль‑Бируни затерялась в далеком Афганистане. Он умер в Газне, куда его насильственно водворил беспощадный враг индийцев – первый мусульманский султан Индии Махмуд Газнийский.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: