Строитель «судоходных рвов»

 

В XIII веке на Руси жил Глеб Василькович, князь Белозерский и Ростовский (1237–1278). Жизнь его была сравнительно недолгой, но он оставил свой след в истории как первый в нашей стране строитель каналов. Это обстоятельство заставляет рассказать о Глебе Васильковиче все то, что нам известно к настоящему времени.

Он был сыном Василька Ростовского, героя страшной битвы на берегах Сити. В марте 1238 года отец Глеба был взят в плен и замучен татарами за отказ изменить родине.

В удел мальчику‑князю досталось Белозеро, но жил он в Ростове. Глебу покровительствовал отец Александра Невского Ярослав, великий князь Владимирский. Еще в семилетнем возрасте Глеб совершил первое путешествие в Сарай, куда его заставил поехать Батый. Затем Глеба вместе со старым Ярославом вызвали к сыну Батыя – Сартаку.

В то время должен был взойти на престол новый властелин Монгольской империи – верховный хан Гуюк. Сартак послал Глеба и Ярослава в юрт Гуюк‑хана.

Юный князь и его седой опекун были одними из первых европейцев, посетивших Центральную Азию. Волга, Яик, Иртыш, Зайсан, горные проходы между Тарбагатаем и Алтаем лежали на их пути.

Где‑то на территории нынешнего Западного Китая, а по другим сведениям – на Орхоне в Монголии, Гуюк‑хан с почетом принял русских князей. На обратном пути во Владимир Ярослав умер, и Глеб Василькович сопровождал на родину тело старого князя.

Один за другим следовали долгие и утомительные походы Глеба. Только в одном 1249 году он дважды побывал в Золотой орде у Сартака.

В 1251 году Глеб перешел из Ростова на Белозеро. Самостоятельное Белозерское княжество объединяло тогда вместе с Белозером Вологду, Устюг Великий, крупные села Каргополь, Андому, Вадболы.

В 1257 году татары заставили князя взять себе в жены Батыеву внучку, дочь Сартака. Она приняла русское имя Феодора.

Через два года Глеб Василькович, находясь у своего брата Бориса в Ростове, вместе с ним оказывал почести гостю из Новгорода – Александру Невскому.

В 1268 и 1271 годах Глеб вновь посетил Золотую орду. Он узнал там, что столица империи монголов перенесена в Ханбалык (Пекин), а в числе гостей Сарая стали нередко появляться послы из Египта.

В Сарае к тому времени жило много русских.

Беспощадно грабя и притесняя Русь, ордынцы вместе с тем знали силу, выдержку и уменье русских и потому набирали значительные русские отряды «с собою воинствовать», как выразился об этом древнерусский историк. Один из таких больших русских отрядов, с которым ходил Глеб Василькович, взял в 1277 году аланский город Дедяков в Южном Дагестане. Жители Ростова, Устюга, Вологды, вероятно, впервые увидели пленных аланов. (Впоследствии аланы наравне с русскими сторожили мраморные дворцы Пекина.)

В 1277 году умер брат Глеба, князь Борис Ростовский, книжник и летописец, весьма ученый для того времени человек. Тогда Глеб Василькович соединил Белозерское и Ростовское княжества, но вскоре, осенью 1278 года, умер в Ростове.

Такова краткая история, по существу, трагической жизни сына героя битвы на Сити, поневоле породнившегося с родом убийцы его отца.

Вернемся, однако, к тому времени, когда Глеб Василькович стал самостоятельным владельцем Белозерского княжества (1251 год).

Однажды, как повествует летописец, князь Глеб Василькович шел из Белозера к Устюгу Великому. Когда его ладья миновала Кубенское озеро и поплыла по Сухоне, он заметил, что река делает большой изгиб. Излучина эта значительно удлиняла речной путь. Глеб Василькович приказал перекопать землю у Святой. Луки. Сухона пошла по новому руслу!

Так был сделан первый на Руси опыт прокладки речного канала – «судоходного рва» в верховьях Сухоны.

Второй канал, или «перекоп», на Сухоне был сделан позднее – гам, где Окольная Сухона (так издревле назывался участок реки от Вологды до юга) сгибалась почти в кольцо.

Один из «судоходных рвов» долго назывался Княже‑Глебовой простью.

Теперь, когда Дон и Волга – главные реки России, тысячелетиями разделенные друг от друга, соединены волей и трудом советского народа, нелишне вспомнить первого на Руси строителя речных каналов и одного из первых русских путешественников в Монголию и Западный Китай – Глеба, князя Белозерского и Ростовского.

 

ГЕТУМ I В КАРАКОРУМЕ

 

В 1254 году Гетум (Гайтон) I, властитель Малой Армении и Киликии, отправился в Каракорум ко двору верховного хана монголов – Мангу, повторив путешествие своего брата Смбата – начальника конницы Малой Армении, который известен также и как летописец.

Столицей Армянского царства, существовавшего с 1080 года в Киликии, был тогда город Сис, стоявший на краю цветущей Киликийской равнины, между реками Сейгуном и Джейханом. Неподалеку от устья Джейхана, к слову сказать, находился богатейший город Айаз (Айяццо), связанный торговыми путями с Багдадом, Басрой, Индией и средиземноморскими странами.

К Черному морю Гетум прошел из Сиса по «землям султана Румского», то есть через владения турок‑сельджуков.

Путь Гетума от северного побережья Черного моря до Дона, как и вся дальнейшая его дорога в глубины Центральной Азии, совпадал с маршрутом посла Людовика IX Гильома де Рубрука, который должен был ожидать Гетума в Каракоруме.

Как и Рубрук, Гетум побывал в области за Доном, где княжил Сартак, сын Батыев.

Летом Сартак кочевал между Доном и Волгой. Здесь проходили дороги, ведущие из Крыма, с Кавказа, из Руси и мордовских лесов. Все эти пути сходились в новой столице Золотой орды – Сарае, находившейся в низовьях Волги.

Русские люди, беспощадно угнетаемые татаро‑монголами, все же сумели сохранить свои обычаи и привычные занятия. Они везли к Черному морю меха, а оттуда доставляли соль. На переправах через Дон и Волгу работали русские перевозчики.

Не покоренные захватчиками русские люди, соединившись с аланами, или асами, и венграми, бродили в степях, не расставаясь с оружием.

Из Сарая Гетум со свитой, воинами и сопровождавшим его армянским епископом двинулся к устью большой реки, впадающей в Каспий. Это был Яик.

Оттуда пошли на юго‑восток. Гетум мог видеть синее Аральское море, но мог, как и Рубрук, пройти несколько севернее аральских берегов. Властитель Малой Армении, вероятно, не миновал гор Каратау и берегов Чу и мутной Или. Далее дорога в Каракорум проходила мимо громад Джунгарского Алатау, озера Ала‑куль – к Черному Иртышу.

Оставив за собой землю Чагатайского улуса, пройдя земли найманов, киликийские конники вышли на просторы Монголии.

Так завершилось это долгое путешествие из Средиземноморья в Центральную Азию.

В своих записках Рубрук обмолвился, что Гетум в августе 1254 года встретился с Сартаком, тоже ехавшим ко двору Мангу. Отсюда можно предположить, что сын Батыя и Гетум прибыли в Каракорум вместе.

Город Каракорум стоял за земляным валом и стеной с четырьмя воротами. Возле ворот располагались скотный, конный и другие рынки.

На улицах города можно было видеть русских людей из Галича, Суздаля или Владимира, венгров и китайцев, индусов, арабов и даже англичан и французов, захваченных монголами в Венгрии.

Были здесь и армяне. Гетум должен был видеть монаха Сергия, былого ткача из Армении, носившего шапку с павлиньими перьями. В долине Орхона жил также и один выходец с острова Кипра.

Хан Мангу, облаченный в одежду из тюленьей шкуры, с большим почетом принял Гетума и его свиту. Армянский историк Гайтон, потомок нашего путешественника, впоследствии уверял, что Гетум убедил великого хана Мангу… креститься. Для этого Гетум и привез с собою епископа. Если верить такому известию, то армянский духовник крестил всю семью монгольского императора.

Известно, что дочь Сартака около этого времени вышла замуж за русского князя Ростовского Глеба Васильковича и приняла русское имя. Молва приписывала принятие крещения и самому Сартаку.

Ничего удивительного в этом нет. Дикие монгольские орды, поработив половину мира, часто подпадали под влияние более культурных народов – в том числе и в вопросе выбора веры.

В Каракоруме в 1254 году насчитывалось до 12 храмов различных народов, в том числе – русский. Даже дворец Мангу тоже имел вид христианского храма, и построить его мог русский зодчий, живший тогда в столице великого хана.

В какой‑то связи с обращением Мангу в христианство находится то обстоятельство, что Гетум в Каракоруме собирал сведения о верованиях восточных народов. Так, ему рассказали о стране, обитатели которой чтят больших идолов «Шакмония» и бога Майтрейю и где жрецы облачены в желтые одежды. Гетум мог встретиться в Каракоруме с прибывшими туда в 1254 году послами из Индии и людьми, принесшими сведения о Тибете.

Рассказ Гетума о буддистах попал в «Историю монголов» инока Магакии Апеги.

Лишь через год Гетум I возвратился из угрюмой монгольской‑пустыни в цветущую Киликию.

Можно думать, что он ехал новым путем – через теперешний Западный Китай, Ташкент, Отрар, Самарканд, Тегеран и Тавриз.

Есть отрывочные сведения, что в 1268 году Гетум снова побывал в «царстве Татарском».

Сказание о скитаниях киликийского царя было включено в «Историю Армении» Киракоса. Современник Гетума, этот писатель был в плену у монголов. Путешествие Гетума привлекло также внимание сирийского историка и врача Григория Абуль‑Фараджа, жившего в Алеппо.

Но полностью поход царя Киликии не был освещен и изучен историками.

Он был одним из первых людей, проделавших едва ли не самый длинный путь в Центральную Азию. Гетума следует поставить в ряд с Константином, князем Галича‑Костромского, Ярославом Всеволодовичем, Александром Невским, Глебом Васильковичем, Андре Лонжюмо, Плано Карпини, Гильомом Рубруком, Алауддином Джувейни… Они первыми побывали в загадочном Каракоруме.

 

ЗА ТРЕМЯ МОРЯМИ

 

Тверской купец Афанасий Никитин, вся жизнь которого нам до сих пор в подробностях неизвестна, был не просто грамотным, но и образованным человеком. В этом убеждаешься, перечитывая его путевые записки, в которых он рассказывал о климатах земного шара, сравнивая зной Багдада с жарой в Дамаске, писал о природном изобилии грузинской земли, Подолии и Валахии. Из другого места его записок видно, что он читал заметки о русских путешествиях в Царьград (Константинополь) в те годы, когда столица Византии еще не была завоевана турками.

Можно предположить, что до похода в Индию Афанасий Никитин встречался с людьми, приезжавшими из стран Востока, или ездил туда сам.

В его сочинении есть следы знакомства с восточными языками. Он знал тюркское наречие, на котором говорили купцы, бывавшие в Хорезме, в Чагатайской земле – теперешней Средней Азии. Знал Никитин немного по‑арабски и по‑персидски. В Индии его одно время даже называли Юсуфом Хорасани (Юсуфом Хорасанским), будто он и в самом деле был выходцем из Северо‑Восточной Персии (Ирана).

Уже в те времена русские люди хорошо знали страны Востока. В 1404 году наши предки встречались в Самарканде с купцами и водителями караванов из Индии и Китая.

Лет за тридцать до начала путешествия Афанасия Никитина в Индию по Руси стали ходить списки древней книги «Сказание об Индии богатой». Она была переведена на русский язык еще в XIII веке и включалась в сборники, которые время от времени переписывались заново.

О чем рассказывали пергаментные свитки, украшенные причудливыми заглавными буквами? О чудесах, которыми славилась богатая Индия, о золотых дворцах, стоявших на червонных столпах‑колоннах, о камне карбункуле, царе самоцветов, пылавшем по ночам таинственным огнем, о сказочной птице Феникс, способной после своей гибели в огне снова возрождаться из пепла; о великанах ростом в девять саженей, о людях с песьими головами, о рогатых, шестируких и трехногих уродах. Вот какие диковины были в восточной стране – родине алмазов и жемчуга!

Так гласило «Сказание об Индии богатой», возникшее в XII веке в Византии и дошедшее затем до Руси.

Русские сведения об Индии были куда достовернее старых византийских, легенд. Об этом свидетельствует, в частности, такой случай. Когда «черная смерть» – чума – опустошила страны Западной Европы, новгородская летопись уверенно сообщила (под 1352 годом), что «тот мор пошел из Индейских стран от Солнце‑града». При этом указывалось, что о Солнцеграде на Руси узнали из устных сообщений. Следовательно, русские люди встречались с путешественниками, бывавшими в те годы в Индии (Солнце‑град – дословный перевод названия города Сринагара в области Кашмир).

Золотая орда, собиравшая на Руси огромную дань, гнала из наших степей в Индию табуны дорогих боевых коней. Взамен золотоордынцы получали в Индии самоцветы, жемчуга, кораллы, а вернувшись назад, делились впечатлениями от увиденного в этой стране. Вести об Индии доходили до русских людей и через татарских торговцев степными скакунами.

Афанасий Никитин прекрасно знал о том, что в Индии всегда охотно покупают хороших коней.

…В 1466 году великий князь Московский Иван III отправил своего посла Василия Папина ко двору шаха страны Ширван.

В Ширван входили Баку, Дербент, Шемаха и другие богатые прикаспийские города. Афанасий Никитин, живший тогда в Твери, стал хлопотать, чтобы его отпустили на Восток с посольством великого князя.

Собирался Никитин очень тщательно: достал проезжие грамоты от великого князя Московского и от князя Тверского, запасся бумагами к нижегородскому наместнику.

Прибыв в Нижний Новгород, Никитин узнал, что Василий Папин уже проплыл мимо города к низовьям Волги. Тогда тверской купец решил дождаться посла страны Ширван. Хасан‑бек, так звали посла, возвращался ко двору своего государя. Он вез в Ширван драгоценный подарок князя Московского – 90 ловчих кречетов, охотничьих птиц Севера, слава о которых долетала до Египта и Испании.

Вместе со свитой Хасан‑бека и кречетниками Афанасий Никитин пустился в путь к Ширвану. С Никитиным ехали более 20 русских, в числе которых были и москвичи и тверичи. У большой мели в устье Волги караван ширванского посла нагнали люди астраханского хана Касима. Целой ордой напали они на путников, убили одного из русских и отняли у них малый корабль, на котором были все товары и имущество Никитина. В устье Волги ордынцы захватили второе судно. У путешественников осталось два корабля. Никитин плыл теперь вместе с послом на большом судне. Когда они шли вдоль западного берега Каспия к Дербенту, вдруг налетела буря. Меньший корабль выкинуло на берег и разбило у дагестанской крепости Тарки. Кайтаки, жители этих мест, не помогли пострадавшим, а, наоборот, разграбили грузы с кораблика, москвичей же и тверичей увели с собой в полон…

Единственный уцелевший корабль продолжал плавание.

Наконец вдали показались обветшавшие стены и башни когда‑то грозного Дербента. В Дербенте, пользуясь короткой передышкой, Никитин попросил Василия Папина и ширванского посла, чтобы они помогли выручить русских, угнанных кайтаками в дагестанские ущелья. Его послушали. Дербентский скороход тут же побежал в ставку государя Ширвана, и тот отправил посла к князю кайтаков. Вскоре Афанасий Никитин приветствовал освобожденных русских пленников в Дербенте.

Фаррух‑Ясар, шах Ширвана, любитель русских кречетов, был скуповат. Получив драгоценную соколиную стаю из Москвы, он пожалел горсти золота, чтобы помочь русским людям, раздетым и голодным, вернуться обратно на Русь. Никитин пишет, что его товарищи заплакали «да и разошлись кои куды». Те, у кого не было долгов за товары, взятые на Руси, побрели домой, другие ушли работать в Баку, а некоторые так и остались в старой Шемахе с ее знаменитыми шелковыми базарами и стенами, осевшими от частых подземных толчков.

Афанасий Никитин отправился вдоль морского берега в Баку.

Из Баку он двинулся «за море», в Чапакур, откуда начиналась иранская область Мазендаран. В этом цветущем крае Никитин прожил семь месяцев, а затем пошел на юг через Эльбрус. Миновав дышавшую вулканическими газами гору Демавенд и развалины великого города Рея, разрушенного когда‑то монголами, он поднялся на Иранское нагорье и достиг города Кашана – родины цветных изразцов и шелковых тканей, где пробыл целый месяц.

Следующий месяц Афанасий Никитин провел в оазисе, центром которого был город Йезд. Здесь сходились большие торговые дороги, по которым двигались караваны с грузами шелковых тканей для рынков Индии, Туркестана, Китая, Турции и Сирии.

Покинув Йезд, тверской странник добрел до города Дара, населенного купцами‑мореходами. Даром правили местные владетели, но они зависели от государя могущественной Белобаранной Туркменской державы.

«И тут есть пристанище Гурмызьское и тут есть море Индейское», – записал Афанасий Никитин весной 1469 года в своем путевом дневнике. Он пришел в Бендер, или старый Ормуз, на берегу Персидского залива. В Ормузе наш странник сделал ценное приобретение. Он достал, коня которого надеялся выгодно продать в Индии. Вскоре Никитин вместе со своим конем был уже на таве – корабле, перевозившем через море живой груз.

Шесть недель шло в морском просторе судно, пока не бросило якорь в гавани Чаул на Малабарском берегу, на западе Индии.

«И тут есть Индейская страна, и люди ходят наги все…» – записывал Афанасий Никитин. Он упомянул о том, как всюду индийцы дивились ему – белому человеку и ходили за ним толпами.

Около месяца ехал на своем коне Афанасий Никитин в город Джунир, делая, видимо, частые остановки в пути. Он указывал в дневнике расстояния между городами и значительными селениями. Джунир, вероятно, входил в состав мусульманского государства. Городом правил наместник Асад‑хан, который, по словам Никитина, имея много слонов и коней, тем не менее «ездил на людях». Джунир не понравился путнику – всюду «была вода и грязь».

Пока Афанасий Никитин изучал Джунир, Асад‑хан отнял у него ормузского жеребца, а затем стал принуждать его принять мусульманскую веру. Но Никитин обнаружил стойкость в религиозных убеждениях. В конце концов джунирский хан оставил его в покое и даже вернул ему коня.

Никитин продолжил свое путешествие и прибыл в столицу мусульманского государства Декан – город Бидар. Здесь торговали рабами, конями, золотистыми тканями. «На Русскую землю товара нет», – заключил путешественник. Он был огорчен тем, что Индия не так богата, как думали о ней в Европе. Осматривая Бидар, он наблюдал боевых слонов деканского султана, его конницу и пехоту, трубачей и плясунов, коней в золотых сбруях и ручных обезьян. Ему бросились в глаза роскошь жизни деканских «бояр» и нищета сельских тружеников. Знакомясь с индийцами, путешественник открывал им, что он не мусульманин, а русский. Индийцы сами вызвались проводить Никитина к их святыне – храмам Шрипарваты. Русского странника поразили огромные изображения бога Шивы и священного быка Найди. Встречи с богомольцами у кумирен Шрипарваты дали Никитину возможность подробно описать жизнь и обряды поклонников бога Шивы.

Он вернулся в Бидар. Тоскуя по родине, тверитянин отыскивал среди светил индийского неба созвездия родной стороны. В его дневнике в то время появился путеводитель с указанием расстояний до Каликута, Цейлона, Бирмы, Китая. Никитин знал, какие товары вывозятся через индийские порты Камбай, Дабул, Каликут. Самоцветы, ткани, соль, пряности были перечислены в списке путешественника. Он сообщал о хрустале и рубинах Цейлона, яхонтах Бирмы.

«Пути не знаю. И куда я пойду из Индостана; из Ормуза пойти, а из Ормуза на Хорасан – пути нет, и на Чагатай пути ист, и на Бахрейн пути нет, и на Йезд пути нет», – горевал Никитин.

Кругом шли войны между азиатскими властителями. Тверитянин описывал в дневнике их жестокие походы, указывал численность войск мусульманских и индийских князей и количество боевых слонов, попиравших окровавленную землю.

…Весной 1472 года Афанасий Никитин твердо «надумал пойти на Русь». Он вышел из ворот Бидара и вскоре очутился в стране алмазов. Пять месяцев провел он в городе Кулуре, где находились знаменитые алмазные копи и где сотни мастеров украшали драгоценными камнями ножны и рукоятки кривых мечей. Побывал он и в Голконде, которая уже тогда славилась на весь мир своими сокровищами, в былой столице Декана – Гульбарге с ее огромными мавзолеями и наконец вышел на берег моря в Дабуле, где белели паруса кораблей индийского и африканского поморья.

Корабельщик, отправлявшийся в Ормуз, взял с Никитина два золотых и дал ему место на конской таве. Бури и течения снесли корабль далеко к югу, и только через месяц наш тверитянин увидел сушу. Это была Абиссиния. Индийская утлая тава подошла к ее гористому берегу. Около недели пробыл Афанасий Никитин в эфиопской земле и, знакомясь с черными людьми, делился с ними своими скудными припасами. 20 дней он провел на острове Ормузе, а затем пошел на Шираз, Испагань, Султанию и Тавриз.

В Тавризе Никитин решил посетить ставку Узун‑Хасана. Это был государь Белобаранной Туркменской державы. Он властвовал тогда почти над всем Ираном, Месопотамией, Арменией и частью Азербайджана. В его руках были подступы к Персидскому заливу и участки великих путей в Индию.

О чем беседовал Узун‑Хасан с тверским гостем, навсегда осталось тайной. При дворе туркменского властителя путешественник пробыл десять дней. На Русь он шел новым путем, через Черное море. Когда‑то богатый город Трапезунд, подпавший под власть турок, выглядел запущенным и опустевшим.

Много надругательств перенес Никитин от турок. Они перевернули все его скудные пожитки и унесли их «на гору», в крепость, где находились наместник и комендант Трапезунда. Роясь в имуществе путешественника, турки искали грамоты, очевидно, принимая Афанасия Никитина за московского посла ко двору Узун‑Хасана. Кстати сказать, неизвестно, когда и где исчезли путевые грамоты, которые наш странник получил на Руси, отправляясь в Ширван.

Через третье по счету море поплыл Афанасий Никитин к городу Кафе (Феодосия), в то время еще колонии генуэзских купцов, позднее изгнанных оттуда турками. Ветры носили корабль по морю, отбрасывали его назад, к Трапезунду, прибивали к берегам Балаклавы и Гурзуфа. Наконец в ноябре 1472 года Никитин высадился в Кафе. Но на этом не закончились его скитания. Русь для него начиналась лишь за Смоленском, и тверитянину надо было пройти через литовские земли, где правил тогда великий князь Литовский, извечный враг Руси. Литва была охвачена военными приготовлениями к походу на Русь, и потому ничего, кроме ненависти, не мог встретить в Литве русский человек, совершивший удивительное путешествие за три моря.

Киев Афанасий Никитин, кажется, миновал благополучно, но по пути к Смоленску его следы затерялись навсегда. Где и при каких обстоятельствах он погиб? Ответить на этот вопрос невозможно.

О возвращении русского путешественника из далекой Индии не могли не знать в Западной Европе. Литва, Польша, Венеция, Генуя, папский Рим были звеньями единой цепи. Заключая военный союз с Золотой ордой, венецианцы тогда рассчитывали приобрести союзника и в лице туркменского владыки Узун‑Хасана, в шатре которого незадолго перед тем побывал Афанасий Никитин. Как раз в то время, когда Никитин гостил у повелителя Белобаранной державы, там находился постоянный представитель Венеции, знаток русских дел, Иосафат Барбаро. Кто‑то нашел драгоценные записки Афанасия Никитина и доставил их в Москву. В 1475 году они были включены в русскую летопись.

Через год после гибели Афанасия Никитина ко двору Узун‑Хасана отправились венецианское и литовское посольства, а чуть позже и московский посол. Впоследствии знаменитый историк II. М. Карамзин открыл список «Хожения за три моря» Афанасия Никитина, и весь мир узнал об отважном тверитянине, совершившем невиданное для того времени путешествие в Индию и рассказавшем правду о ней в своем путевом дневнике.

В июне 1955 года на родине Афанасия Никитина – в городе Калинине, древней Твери, – в присутствии посла Индийской республики К. П. Шиваншакара Менона был открыт памятник отважному русскому путешественнику.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: