Теоретико-методические основы физической культуры

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Кафедра физического воспитания

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ

 

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург

СПбГИК

2017

УДК

796(075.8)

ББК

75.110я73

 
 

Учебно-методическое пособие издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного института культуры.

 

Рекомендовано к печати учебно-методическим советом СПбГИК № 3 от 18.04.2017 г. в качестве учебно-методического пособия

 

 

 

Рецензенты:

И. о. зав. кафедрой физического воспитания и спорта Балтийского государственного университета «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный работник высшей школы РФ Е. Н. Кораблева;

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания СПбГИК М. И. Шепелева.

 

 В. Н. Бледнова, В. Г. Васильков, Е. А. Камачева

Б68    

Оздоровительная культура студентов: учебно-методическое пособие / В. Н. Бледнова, В. Г. Васильков, Е. А. Камачева. – СПб: Изд-во СПбГИК, 2017. – 66 с.

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по дисциплине «Физическая культура и спорт» для студентов высших учебных заведений.

В пособии представлены теоретические и методические основы оздоровительной физической культуры и методики проектирования индивидуальных программ оздоровительной направленности.

 

УДК

796(075.8)

ББК

75.110

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2017

       

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................. 4

Теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры в здоровом образе жизни....................................................................................................... 7

1.1. Физическая культура и здоровье................................................................ 7

1.2. Нормы двигательной активности студентов............................................. 10

1.3. Основные виды оздоровительной физической культуры....................... 11

1.4. Выбор физических нагрузок и физических упражнений для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности................................................... 13

1.5. Методика составления программ занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности.................................................................... 22

1.6. Характеристика основных средств физкультурно-оздоровительной направленности................................................................................................. 27

1.7. Контрольные вопросы............................................................................... 43

1.8. Методико-практические задания............................................................... 44

Заключение........................................................................................................ 61

Список литературы........................................................................................... 63

ВВЕДЕНИЕ

Развитие человека происходило в процессе эволюции на фоне активной двигательной деятельности. Сам человек, все его органы и системы тысячелетиями формировались в движении. В отличие от социальных, биологические процессы меняются очень медленно. Генетики полагают, что за 10 000 лет существования человеческой цивилизации генотип человека не изменился ни на йоту, а условия жизни изменились до неузнаваемости. Именно из-за этого между быстрыми меняющими социальными условиями и относительно медленно меняющимися биологическими процессами возникает противоречие, о котором еще в начале века писал великий русский физиолог И. П. Павлов: «Тело человека состоит из массы мускулов. Следовательно, оставить эту часть тела, исторически тренированную, в покое, не дать работы - это огромный ущерб. Это должно привести к резкому неравновесию всего существа, эмоций». 

Условия современной жизни заставили людей вести малоподвижный образ жизни. Человек, однако, создан для движения. Он может полноценно развиваться и поддерживаться на должном уровне, только при наличии достаточной систематической мышечной нагрузки. С точки зрения физиологии, человек недостаточно хорошо адаптируется к малоподвижному образу жизни. Человеческий организм в ходе своего эволюционного развития запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность с раннего детства должна быть не в какой-то период жизни, а на всем ее протяжении с раннего детства до глубокой старости.

Сотни и сотни веков человек послушно следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Например, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на энергию мышц, то сегодня 99 % энергии приходится на долю машин. За этот же срок работы мышечная активность в быту также уменьшились более чем в 20 раз.

Конечно, научно-технический прогресс (НТП) сделал многое для здоровья и блага человека: увеличилась средняя продолжительность жизни, практически ликвидированы многие инфекционные заболевания (оспа, тиф и др.), стали несравненно лучше условия труда и особенно быта. В то же время НТП принес с собой и целый ряд негативных явлений — пребывание человека на современном производстве сопряжено с очень быстрыми ритмами, высоким эмоциональным напряжением, внезапными переключениями на другие виды деятельности и, главное — естественная потребность человека в движении сейчас в должной степени не удовлетворяется.

Научно-технический прогресс влияет на соотношение физической и умственной активности человека не только в процессе самого труда, но и на различных этапах подготовки к нему, начиная с детского возраста. Например, расширяется и усложняется содержание учебных программ, растут объемы домашних занятий. Это приводит к тому, что у студентов резко сокращается двигательная активность, доходя по некоторым данным только до 50% нормы. Защитных сил, сформированных в ходе эволюции человека, становиться уже недостаточно для нейтрализации отрицательных влияний. В последней четверти 20 века резко увеличилось число хронических неинфекционных заболеваний, таких, как сердечно-сосудистые, нервно-психические, онкологические и органов дыхания, на которые падает около 90% смертности и более 70 % временной нетрудоспособности.

Как показывают результаты многочисленных исследований, для сохранения нормального состояния здоровья большинству людей необходимы дополнительные занятия физическими упражнениями в дополнение к их повседневной деятельности.

В настоящее время физическую активность, в виде выполнения различных физических упражнений необходимо рассматривать как жизненную биологическую потребность современного человека. Биологическая потребность организма человека в систематической мышечной тренировке, является одним из важнейших аргументов для обоснования необходимости внедрения физической культуры в современных условиях в режим жизни каждого студента независимо от его возраста и пола. При этом необходимо учитывать, что положительные результаты очень быстро утрачиваются при прекращении этих занятий. 

Многочисленными проведенными исследованиями установлено, что регулярная физическая активность в виде использования различных физических упражнений позволяет человеку:

- справиться с физиологическими требованиями повседневной жизни без дополнительной усталости;

- активно отдыхать, получая максимум удовольствия;

- нормализовать эмоциональный тонус и успешно преодолеть крайние физические напряжения и различные стрессы;

- преодолевать в организме различные дисфункции, что, в конечном счете, повышает творческую активность человека, его работоспособность и положительно сказывается на успешной сдаче экзаменов;

- повышать расход энергии, компенсировать избыток питания, улучшить обмен холестерина, снизить, таким образом, риск заболевания атеросклерозом, а с ним гипертонической болезни и ишемической болезни сердца, тем самым помогает контролировать вес и бороться с ожирением;

- быстрее восстанавливать силы;

- создавать тренирующий эффект (повышается умственная и физическая работоспособность), а также формирует и совершенствует физические качества и жизненно важные умения и навыки;

- предотвращать возникновение различных заболеваний и лечить различные заболевания. Физические упражнения являются основными средствами лечения таких заболеваний как ожирение, некоторые формы диабета и астмы, пояснично-болевых синдромов (радикулиты, остеопорозы, неврозы и некоторые виды психологических заболеваний).

Физически активные люди меньше подвержены стрессу и напряжению. Они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны легче расслабляться, но и умеют снимать напряжение с помощью определенных физических упражнений, у них меньше проблем со здоровьем.

В основе оздоровительного влияния физической тренировки лежит развитие таких изменений в организме, которые способствуют развертыванию механизма общей адаптации и эффективности функционирования всего организма человека. Исследования, проведенные на животных и людях, позволили установить, что физическая тренировка повышает сопротивляемость организма к ряду таких неблагоприятных факторов, как недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, действие высоких и низких температур, различных ядов и токсинов, радиоактивное излучение и т.д. В результате физических тренировок происходит повышение иммунитета и устойчивость к простудным заболеваниям. 

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: