ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Виды информационных выступлений
Наиболее распространенными видами информационных выступлений являются: информация; объяснение, инструкция; объявление; аннотация; лекция; доклад, сообщение; устный ответ; автобиография.
Информация — это короткое устное сообщение о каких- либо событиях, которые произошли. Она должна быть краткой, содержать факты и быть новой, интересной для слушателей. При выступлении с информацией нужно поставить себе задачу — интересно рассказать о факте.
Типичные названия для информационных выступлений: «Это интересно», «В мире интересного», «Интересные факты».
О б ъ я с н е н и е или инструкция должны быть короткими и понятными. Например, надо объяснить тому, кто этого не знает, как проехать по городу до того или иного места, как кормить собаку, как ухаживать за аквариумными рыбками, как записать передачу на видеомагнитофон, как пользоваться электрическим прибором. Объяснять надо шаг за шагом и переходить к следующему шагу, только если убедились, что предыдущий шаг ваш собеседник понял.
|
|
Объяснение может быть и учебным: так, преподаватель или учитель использует объяснение для краткого изложения учебного материала на уроке или занятии.
Объявление — это сообщение о том, что предстоит, что произойдет. Выступая с объявлением, надо говорить медленно, четко, повторяя самые важные места: например, время и место сбора (если вы делаете объявление о воскресной поездке за город); в объявлении надо предусмотреть все трудности, которые могут возникнуть у людей, пожелавших воспользоваться этим объявлением, сказать, что нужно обязательно взять с собой, когда предполагаете вернуться, что делать тем, кто опоздает к назначенному сроку (такие будут обязательно).
Если вы делаете объявление о предстоящем празднике или концерте, надо закончить приглашением всем прийти на этот праздник, повторив место проведения и время начала. Особенно важно повторять объявления, в которых сообщается об отмене ранее объявленного мероприятия или о его переносе.
Помните, что при устном объявлении слушатели плохо понимают и запоминают даты, время, цифры, их надо несколько раз повторить под запись или даже лучше записать на доске.
Анн о т а ц и я — это краткое изложение содержания книги или фильма. Аннотации содержания книг часто печатаются в самих этих книгах, а аннотации фильмов можно иногда увидеть на коробках видеокассет. Это делается для того, чтобы покупатель мог сразу узнать, о чем книга или фильм. Устная аннотация обычно делается в информационных или рекламных целях.
|
|
Ле_к ц и я — это учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема.
Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему. После доклада проблема обсуждается, докладчику задают вопросы. Доклады могут длиться от 15 — 20 мин до 1 ч и более.
Cооб щ е н и е — это маленький доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу. Сообщения могут дополнять чей-либо основной доклад.
Устный ответ — это рассказ об изученном в присутствии учителя или преподавателя. Устный ответ должен показать, что вы знаете самое главное по тому вопросу, который вам задан. В нем надо определить термины, назвать основные факты и привести примеры, а также сделать вывод.
Особый тип информационного выступления —автобиография. Это сообщение человека об основных этапах его жизненного пути. Обычно автобиографию пишут письменно, но бывают случаи, когда человека просят (например, когда с ним знакомятся или принимают на собрании в какую-либо общественную организацию) рассказать автобиографию.
Общие правила подготовки информационных выступлений
1. Информационное выступление должно содержать новую для слушателей информацию.
42. Оно должно быть актуально для слушателей, т.е. интересно для них сейчас, в данный момент.
43. Оно должно дать полную информацию.
44. Оно должно заинтересовать слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме.
45. Оно должно содержать несколько конкретных фактов.
46. Такое выступление должно содержать два-три раздела (пункта плана), не больше.
47. Оно должно быть кратким.
48. Четко переходить от одного пункта к другому.
49. Не использовать много жестов.
9. Не говорить слишком эмоционально.
РЕКЛАМНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Что такое реклама?
Сегодня трудно представить нашу жизнь без рекламы. Реклама всюду — и по телевидению, и по радио, и в газетах, и на улицах города. А для чего нужна реклама?
Реклама нужна для того, чтобы:
- производитель мог сообщить покупателю о наличии того или иного товара, услуги, о его отличительных качествах и особенностях, о том, как получить этот товар или услугу;
- потребитель мог узнать об этом товаре или услуге, выбрать из имеющихся товаров и услуг то, что ему нужно, то, что лучше по качеству, а также то, что ему по средствам.
Реклама — это информация, которая имеет целью привлечь внимание людей к товару и продать его; побудить людей воспользоваться какой-либо услугой, принять участие в чем- либо, поддержать кого-либо, проголосовать за кого-либо.
Реклама бывает нескольких видов:
- печатная (в газетах, на афишах, плакатах, стендах);
- телевизионная',
- радиореклама',
- устная (непосредственное выступление перед людьми).
Некоторые виды информационных выступлений могут сочетать в себе информационную цель (дать информацию о факте, событии) и убеждающую или побуждающую цель (например, убедить прийти на концерт, поехать на экскурсию, прочитать книгу, купить тот или иной товар). В таком случае подобное выступление будет отчасти и рекламным: реклама сочетает в себе информацию, убеждение и побуждение. Например, может быть рекламное объявление, рекламная аннотация, рекламное сообщение.
Можно следующим образом определить разницу между обычной информацией и рекламой:
Информация | Реклама |
Рассказывает о предмете, событии | Рассказывает о предмете, событии |
Подробная | Не обязательно подробная |
Не обязательно образная | Яркая, образная |
Ник чему не призывает | Призывает купить, использовать, поддержать |