Опирайтесь на наглядность

Известно, что около 80 % информации человек получает через зрение. Отсюда важнейшая роль зрительной стороны восприятия устного выступления. Мы говорим слушать лекцию, прослушать выступление. Но на самом деле слушатели не сводят глаз с оратора, они смотрят его выступление.

Английский психолог Р. Гаррис писал: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок, — это совершенно то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению». Наглядность создается в речи оратора как примерами, о которых мы уже говорили, так и прямым применением наглядных средств. Оба средства наглядности ведут к запоминанию содержания речи.

Наглядность не только помогает запоминанию, но и в большой степени способствует повышению убедительности речи, так как обеспечивает взаимодействие левого (логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

Около 20 % информации публичного выступления усваивается аудиторией только за счет аудиовизуальных приемов (таблицы, схемы, графики, видеоматериалы и др.).

Использование наглядных средств в процессе устного выступления требует соблюдения ряда правил:

1. Если наглядный материал не является существенно необходимым для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно.

2. Заранее ничего не выставляйте, делайте это только в нужный момент.

3. Не включайте в таблицы и графики слова, которые не будут всем видны.

4. Не говорите аудитории: Тут, правда, плохо видно... — лучше в таком случае вообще не вешать таблицу.

5. Каждая таблица должна иметь крупно написанное название, все надписи должны быть выполнены горизонтально.

6. Статистическим таблицам придавайте вид диаграмм, отражающих размеры, тенденции. Самые эффектные графики, как показывают исследования, — в форме разноцветных прямоугольников разной высоты.

7. Обязательно словесно увязывайте ваши суждения с изображением на таблицах и графиках.

8. Обращайтесь к слушателям, а не к пособиям.

9. Пособия уберите, таблицы снимите, с доски сотрите как только это станет ненужным, чтобы в дальнейшем это не отвлекало слушателей.

10. Не раздавайте слушателям никаких пособий и изображений — это отвлекает аудиторию, снижает уровень внимания. Все пособия держите при себе.

11. Если слушатели разглядывают пособие, которое вы повесили, сделайте паузу, дайте им закончить.

12. Если вы демонстрируете слушателям какой-либо предмет, держа его в руке, держите его на уровне плеч либо на 5 см выше.

Используйте юмор.

Юмор любит любая аудитория. Шутки хорошо запоминаются, они поднимают престиж оратора, располагают к нему аудиторию, снимают усталость и напряжение. Однако юмор — очень тонкое оружие в руках оратора, и надо умело им пользоваться.

Нельзя превращать ваше выступление целиком в юмористическое, если только оно не относится к жанру развлекательных выступлений. Юмор должен использоваться в меру.

Ф.Снелл сформулировал для ораторов ряд правил рассказывания смешных историй.

1. Рассказывайте только то, что хорошо знаете.

2. Ваша шутка должна быть понятна всем присутствующим.

3. Шутка должна развивать тему вашей речи.

4. Шутка должна быть короткой.

5. Не пользуйтесь старыми остротами — хуже всего, если аудитория скажет «Старо!».

7. Не делайте больших пауз для смеха и аплодисментов.

Можно также рекомендовать некоторые практические, чисто «технические» приемы усиления выступления независимо от его содержания.

Приемы усиления текста выступления требуют еще специального исследования и систематизации. Назовем лишь некоторые из них, позволяющие повысить доверие к тому или иному сообщаемому факту или выдвигаемому положению (это так называемые сигналы достоверности, т.е. сигналы, повышающие достоверность сообщения, как бы гарантирующие ее).

1) Подача факта как нового (недавно установили1, я только что прочитал, что...', вчера стало известно, что...).

2) Подача факта так, как если бы он не сразу был осознан оратором (я сам долгое время в это не верил; я долго сомневался в этом сам... и т.д.).

3) Подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов {экспериментально установлено...-, эксперименты показали, что... и т.д.). Аудитория очень верит фактам, если указано, что они получены или проверены экспериментально.

4) Подача факта как установленного психологами.

5) Подача факта как установленного американскими или японскими учеными, естественно, если это соответствует действительности (если сказать, что факт установлен французами, венграми, финнами и др., ожидаемый эффект в русской аудитории достигнут не будет).

6) Подача факта как установленного молодыми учеными.

7) Подача факта как установленного московскими или петербургскими учеными.

8) Упоминание о том, что факт установлен профессором или академиком.

9) Упоминание фамилий ученых, установивших этот факт, особенно если это иностранные ученые.

10) Ссылка на то, что об этом говорил еще Петр 1, Иван Грозный, Ярослав Мудрый, Лев Толстой.

11) Подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас (еще в XVI в. использовали этот метод...', об этом знали еще в XIX в... и т.д.).

Список подобных приемов может быть дополнен. Отметим, что эти приемы имеют яркую национальную окраску: они «работают» в русской аудитории, но будут во многом иными в американской, японской и др. например, в европе эффективна ссылка на библию, в нашей аудитории – нет т.д. 

 

                                         Вопросы для самопроверки:

1. Назовите варианты концовок при завершении публичного выступления?

2. Как построить концовку выступления?.

3. Как не надо заканчивать выступление?

4. Назовите основные аргументации тезиса. Дайте определения терминов.

5. Перечислите правила аргументации.

 

Список литературы

Основная:

1 Захарова Л. Л.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / Томск:Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,2012. -198с. - 978-5-4332-0047-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208666

2 Крылова М. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Директ-Медиа,2014. -242с. - 978-5-4458-8818-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235641

3 Крюков Р. В.. Риторика: конспект лекций [Электронный ресурс] / М.:А-Приор,2007. -176с. - 5-9030-4732-7     http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56370

4 Кузнецов И. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2012. -560с. - 978-5-394-01590-8 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112208

5 Будильцева М. Б., Варламова И. Ю., Пугачёв И. А.. Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Российский университет дружбы народов,2013. -118с. - 978-5-209-05484-9 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226458

6 Голуб И. Б., Неклюдов В. Д.. Русская риторика и культура речи: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Логос,2011. -328с. - 978-5-98704-603-6 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84998

7 Захарова Л. Л.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / Томск:Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,2012. -198с. - 978-5-4332-0047-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208666

      Дополнительная:

 

1 Гофман В.. Слово оратора. Риторика и политика [Электронный ресурс] / Л.:Издательство Писателей в Ленинграде,1932. -265с. - 978-5-4460-3819-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116357

2 Гричененко Т. И.. Русский язык и культура речи: практикум для студентов вузов экономического профиля: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ростов-н/Д:Издательство Южного федерального университета,2011. -112с. - 978-5-9275-0828-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241040

3 Гуманитарный вектор. Филология. Востоковедение. 2012. № 4(32) [Электронный ресурс] / Чита:Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет,2012. -296с. - 1996-7853 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235740

4 Зубра А. С.. Ораторское искусство - ключи к Успеху [Электронный ресурс] / Минск:Дикта,2011. -294с. - 978-985-494-572-9

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: