Тактика ведения спора

1. Инициатива. Решили вступить в драку – бейте первым. Захватить инициативу, предложить свою формулировку спорного вопроса, зафиксировать пункт разногласий, предложить место и время спора, оговорить наличие или отсутствие зрителей

2. Бремя доказывания. Огромное, порой решающее преимущество получает в споре тот, кому удастся возложить бремя доказывания на оппонента. (например: «Вы утверждаете то-то и то, а как вы можете обосновать своё утверждение?» или «Откуда следует то, что вы сейчас сказали?). Строить всегда труднее, чем разрушать. Позиция критика всегда выгодней, чем позиция деятеля, созидателя

3. Концентрация. Не следует пытаться нападать на все звенья аргументации противника. Нужно определить наиболее слабый пункт в его обороне и сконцентрировать всё внимание и силы именно на нём. Если в ходе полемики вы подмечаете, что противник начинает нервничать, когда вы касаетесь какого-то пункта в его рассуждениях, напирайте именно на этот пункт

4. Неожиданный резерв. Не спешите выкладывать все свои аргументы. Спор догорает, противник расслабляется, и вот тут – удар

5. Обращение аргументов противника против него самого. Нужно внимательно прислушиваться к аргументам противника

6. Отложенный ответ. Не спешите отвечать.

7. Манера держаться. Выдержка, спокойствие, хладнокровие. Ваше спокойствие начнёт раздражать оппонента, он занервничает, сделает ошибку.

Запрещённые приёмы спора

Запрещённые общие приёмы

2. Запрещённые аргументы

Запрещённые приёмы

1. Подмена тезиса:

А) опровергают аргументы, вскрывают ошибку в рассуждениях, а выдают это за опровержение тезиса (Например: «Воровство – есть преступление» - слабый аргумент: «Все люди виновные в воровстве подвергаются наказанию»…)

Б) расширение или сужение тезиса (например: «Как жаль, что многим молодым людям сегодня трудно найти работу» - подмена «Вы утверждаете, что всем…» - увеличение)

В) усиление или смягчение (Например: «Среди наших демократов немало некомпетентных людей» - «Вы считаете, что все наши демократы идиоты?»)

Г) от сказанного с условием, к сказанному безусловно. То есть утверждают, что мысль верна с оговорками, при определённых условиях, потом происходит подмена той же мыслью, но без оговорок.

2. Использование эмоционально окрашенных понятий. Всё что используется в поддержку оппонента, произносится с негативным или пренебрежительным оттенком, а собственные аргументы – в возвышенных выражениях. Разновидность этого - навешивание ярлыков (например: Ну, это марксизм, фашизм) Выход – переложить бремя доказывания.

3. Поспешное обобщение. На основе согласия оппонента с 2-3 фактами, делается вывод о согласии его с общим утверждением (Например: «Вы согласны, что Иванов спекулянт» - «Да» - «И, Сидоров» - «Да» - «Ну вот, вы сами признаёте, что все они там спекулянты»)

4. Пари. Если противник не очень уверенный в себе человек. (Например: «Пусть будет по твоему. Сделаем так, как ты предлагаешь, но за последствия отвечаешь ты один»)

Чрезмерно быстрая речь

Диверсия. Резкое изменение темы разговора

Затягивание разговора

8. Отвлекающие вопросы. Придирки к значению слов

9. Замещение. Свою слабую позицию прикрывают ещё более слабой позицией другого человека и направляют критику в сторону от себя (одновременно подмена тезиса и диверсия).

10. Срывание спора. Не давать говорить, перебивать

11. Двойная бухгалтерия. Одни и те же явления характеризуются прямо противоположным образом

12. Уловка артиста. (Например: перед спором сказать оппоненту гадость или неприятную новость)

13. Мимика

Интонация

15. Заноза. Внешне безобидная фраза, содержащая второй – обидный смысл (Например: «Какой на вас прекрасный костюм. Вы носите его уже 20 лет, а он всё как новенький»)

Оскорбления

Запрещённые аргументы:

1. Аргумент к авторитету – ссылка на высказывания или мнения великих учёных, общественных деятелей и т.д. (возможна только в случае, если оба признают авторитетность этого человека в данном вопросе)

2. Аргумент к публике

3. Аргумент к силе

4. Аргумент к жалости

5. Аргумент к тщеславию (Например: «У вас, я знаю, достанет ума и благородства признать, что…»)

6. Аргумент невежеству – использование таких фактов и положений, о которых противник ничего не знает, ссылка на сочинения, которые он заведомо не читал

7. Аргумент к личности. Предмет спора оставляют совсем уже в стороне и нападают на личные особенности оппонента

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое дебаты?

2. Перечислите виды дебатов по цели и по  форме.

3. Что такое эффективность дебатов, в чем она выражается?

4. Назовите основные правила проведения публичных дискуссий.

5. Охарактеризуйте схему и правила проведения оксфордских дебатов. Что такое оксфордские дебаты?

6. Опишите регламент проведения дебатов; оксфордских дебатов.?

7. Перечислите общие требования к аргументации при проведении дебатов.

 

 

                                                       Список литературы

Основная:

1 Захарова Л. Л.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / Томск:Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,2012. -198с. - 978-5-4332-0047-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208666

2 Крылова М. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Директ-Медиа,2014. -242с. - 978-5-4458-8818-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235641

3 Крюков Р. В.. Риторика: конспект лекций [Электронный ресурс] / М.:А-Приор,2007. -176с. - 5-9030-4732-7     http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56370

4 Кузнецов И. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2012. -560с. - 978-5-394-01590-8 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112208

5   Крылова М. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Директ-Медиа,2014. -242с. - 978-5-4458-8818-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235641

6   Крюков Р. В.. Риторика: конспект лекций [Электронный ресурс] / М.:А-Приор,2007. -176с. - 5-9030-4732-7     http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56370

7 Кузнецов И. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2012. -560с. - 978-5-394-01590-8 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112208

8   Малинина М. Г., Позднякова И. Б.. Риторика и основы ораторского искусства: учебное пособие, Ч. 2 [Электронный ресурс] / Новосибирск:НГТУ,2012. -104с. - 978-5-7782-1930-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228853

9   Шубина И. В., Завражин А. В., Медведев Ю. В.. Общая риторика. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / М.:Евразийский открытый институт,2010. -320с. - 978-5-374-00382-6 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90651

10  Риторика. Деловое общение. Деловой этикет. Сборник студенческих работ [Электронный ресурс] / М.:Студенческая наука,2012. -1637с. - 978-5-00046-206-5  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228058

11 Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2014. -559с. - 978-5-394-02149-7 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255812

    Дополнительная::

1. Основы публичной речи = Learning to Speak in Public: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Дубна:Феникс+,2007. -136с. - 978-5-9279-0070-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256483

2. Реферативный журнал. Серия 7. Литературоведение. 2012. № 4 [Электронный ресурс] / М.:РАН ИНИОН,2012. -204с. - 2219-8784       http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=133164

3. Рузавин Г. И.. Методологические проблемы аргументации [Электронный ресурс] / М.:ИФ РАН,1997. -353с. - 5-201-01919-6   http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42113

4. Силантьев И. В.. Газета и роман. Риторика дискурсных смешений [Электронный ресурс] / М.:Языки славянской культуры,2006. -223с. - 5-9551-0117-9  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73247

5. Соснова М. Л.. Тренинг коммуникативного мастерства: учебно-практическое пособие [Электронный ресурс] / М.:Академический проект,2010. -272с. - 978-5-8291-1185-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223534

6. Суспицына И. Н., Ворошилова М. Б., Дзюба Е. В., Еремина С. А., Попова Э. Ю.. Русский язык. Культура речи. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / Екатеринбург:Уральский государственный педагогический университет,2012. -223с. - 5-7186-0261-1 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137755

7. Филиппова О. А.. Обучение эмоциональному речевому воздействию: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Флинта,2012. -142с. - 9785976512306 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114481

8. Хазагеров Г. Г.. Убеждающая речь: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ростов-н/Д:Издательство Южного федерального университета,2010. -70с. - 978-5-9275-0758-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241099


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: