Лекция 13: «эффективность публичного выступления»

Эффективность отдельных форм публичного выступления

В качестве таких форм существуют и активно используются лекция-диалог, беседа в малой аудитории, реплика, публичная лекция, радиовыступление, лекция-беседа, лекция-диалог, беседа, встреча за круглым столом и др. Какие из этих форм публичного выступления наиболее эффективны?

Разумеется, эффективность той или иной формы связана с содержанием выступления, размером и характером аудитории. Однако есть исследования, которые показывают, что при прочих равных условиях слушатели отдают предпочтение вполне определенным формам общения с оратором. Исследование, проведенное авторами журнала «Слово лектора», показало, что по ряду параметров самыми эффективными формами публичного выступления следует считать беседу в малой аудитории и л е к ц и ю-д и а л о г.

Приведем некоторые данные.

  Усвоение материала. % Заинтересованность слушателей, %
Лекция-диалог 83 91
Беседа в малой аудитории 89 95
Публичная лекция 55 81
Радиовыступление 66 39
«Круглый стол» 67 89

Эффективность отдельных видов публичного выступления

Какое выступление можно считать эффективным? Конечно, для разных типов публичных выступлений эффективность может и должна пониматься по-разному. П.Сопер считает эффективным такое агитационное выступление, когда удалось убедить двух-трех сторонников оппозиционной партии.

В информационных речах, видимо, эффективность определяется понятностью и запоминаемостью материала. В протокольно- этикетных и развлекательных речах эффективность определяется тем, приятно ли было слушать, смотреть на выступавшего, остроумно ли он говорил, все ли правила этикета были соблюдены лектором.

Проводились исследования по определению популярности лектора. Популярность определялась как желание аудитории вновь встретиться с тем или иным лектором. Исследование показало, что популярны те, кто дает слушателям: не менее 30 % новой ин­формации; не менее 40 % обязательной; не более 30 % ненужной

У популярных лекторов усвоение материала, по данным исследования, составляло 52 — 67 %.

Непопулярными были признаны лекторы, которые дают: новой информации менее 30%, ненужной — более 30%. Усвоение материала у таких лекторов составляет около 30 %. Таким образом, можно сказать, что эффективны лекции, в которых правильно дозирована необходимая для слушателей информация, т.е. информативные лекции.

Лектор или оратор всегда пытается заинтересовать аудиторию, создать в ней установку на слушание. Исследования показывают, что в среднестатистической аудитории около 35 % слушателей поддаются установке оратора, 54% не поддаются, т.е. остаются индифферентными, а 10—11 % активно сопротивляются установке на слушание, внимание. Эффективным в связи со сказанным можно, видимо, считать выступление, которое заинтересовало более половины аудитории.

Эффективность выступления в различных аудиториях

Типы аудитории

Аудитории можно разделить на типы по многим основаниям. Наиболее существенные для практики следующие:

по возрасту — детская, молодежная, среднего и старшего возраста;

по отношению к оратору — благожелательная, равнодушная, неблагожелательная;

по уровню подготовленности — хорошо подготовленная, подготовленная и малоподготовленная;

по уровню образованности — высокообразованная, малообразованная;

по профессиональному признаку — представители точных наук, гуманитарии, учащиеся, работающие и т.д.;

по размеру —- большая, небольшая;

по степени однородности — однородная, разнородная;

по типу психики — ригидная (не склонная менять своё мнение) и гибкая;

по тендерному признаку — мужская и женская;

по национальному признаку — аудитория различной национальности;

по уровню понимания — слушатели, воспринимающие без понимания, понимающие тему и предмет сообщения, понимающие содержание и овладевающие им;

по отношению к воспринимаемой информации — сверхактивные, сопереживающие, потенциальные и негативные;

по умению понять смысл сообщения.

- аудитория с разным уровнем понимания

Исследования восприятия людьми информации, поступающей к ним в языковой форме, показали, что можно выделить несколько уровней понимания:

1.Восприятие без понимания

Человек слышит речь, но не понимает ее смысла. Например, так мы воспринимаем песню на незнакомом языке. К этой же категории относится так называемое “шумовое восприятие” языка, то есть восприятие некоторого сообщения или чужой речи как шума, отвлекающего от какой-либо деятельности (например, “шумовое восприятие” телевизора во время общего разговора).

2.Уровень понимания предмета речи, темы

В таком случае слушатель может ответить на вопрос “о чем?”, но не может сообщить никаких подробностей. Например, филолог на лекции по квантовой физике поймет, возможно, только то, что речь шла о квантовой физике. В данном случае слушатели оценивают, как это ни странно, форму изложения – у них всегда есть мнение, интересным ли было выступление; но данная оценка не содержательна, а чисто эмоциональна.

3.Уровень понимания содержания сообщения

Здесь выделяют три подуровня:

А) Слежение за общим содержанием. Слушатель способен ответить на вопрос “о чем?” и частично – на вопрос “что?”. В данном случае запоминаются совершенно бессистемно отдельные факты, чисто случайно привлекшие внимание слушателей. Так, на одной из лекций о международном положении слушательницыдоярки поняли и запомнили из всего выступ

ления оратора только то, что бывший президент США Д. Картер 11 лет командовал подводной лодкой.

Б) Понимание фактов и их последовательности. Слушатель способен ответить на вопросы “о чем? что?” На таком уровне понимания находится рассказчик, передающий содержание “Евгения Онегина”: Сперва она его любила, а после он ее любил.

В) Сопоставление фактов, оценка логики изложения, новизны и степени вызываемого интереса.

Слушатель ответит на вопросы “о чем? что? как?”. Например, переживания слушательницы по поводу трагедии В. Шекспира “Гамлет”: “Ой, ведь если Гамлет убьет дядю, его мать совсем одна останется, а у нее и так второй муж...”.

Все три подуровня объединяет то, что при понимании на любом из них слушатели оценивают только содержание информации, но не ее форму. Подуровни Б и В являются в восприятии сообщений преобладающими, они свойственны основной массе людей. Существуют даже целые жанры литературы и искусства, предназначенные для восприятия на этом уровне – мюзиклы, мемуарная литература, детективы, отчасти – фантастика. Другого уровня понимания, кроме “фактов и их последовательности”, они, в общем-то, и не требуют.

4.Уровень овладения содержанием

Это высший уровень понимания языкового сообщения, слушатель в состоянии ответить на вопросы “о чем? что? как? зачем?”. В таком случае оценивается тема, содержание, форма и сверхзадача (“Что за позицию защищает оратор?”, “Для чего он об этом говорит?”).

Уровни восприятия очень трудно учесть при публичном выступлении, так как объективных особенностей слушателей, по которым можно было бы определить, на каком уровне они воспринимают информацию, выделить не удается. Уровень понимания сообщений зависит от возраста, опыта и индивидуальных особенностей человека, его образования, навыков мыслительной деятельности.

Можно сделать следующий общий вывод: воздействуя на ту или иную аудиторию, нельзя переоценивать ее способности понять сообщение, целесообразно ориентироваться на средний уровень и не требовать от аудитории полного понимания.

Типы реципиентов по умению понять смысл сообщения

Т. М. Дридзе в результате своих многолетних исследований установила, что аудитория делится на семь рельефных групп, различающихся по умению понимать смысл сообщения, которое им предъявляется.

Она положила в основу своей классификации три критерия – знание слов и выражений, употребленных в сообщении; понимание текста сообщения в целом; умение определить главную мысль сообщения. По каждому из этих критериев можно охарактеризовать конкретного человека, воспринимающего то или иное сообщение, с точки зрения уровня его навыка – высокий, средний, низкий. Получившаяся в результате исследования классификация довольно сложна, но для нас важны в основном первые четыре группы, выделенные исследовательницей.

Первая группа: люди хорошо знают слова сообщения, хорошо поняли текст и хорошо выделили главную мысль. Это значит, что они хорошо поняли сообщение. Такие люди в среднестатистической аудитории составляют 12 %.

Вторая группа: люди удовлетворительно знают слова сообщения, удовлетворительно поняли текст и удовлетворительно выделили главную мысль. Сообщение они поняли удовлетворительно.

Таких 17 %.

Третья группа: все показатели на низком уровне, сообщение понято плохо. Таких 19 %.

Четвертая группа: люди хорошо знают слова, хорошо поняли текст, но плохо выделили главную мысль. Таких 32 %.

Какие же выводы мы можем сделать на основании данных этого исследования?

Сообщения понимает хорошо и удовлетворительно 29 % слушателей (первая плюс вторая группы), а треть всех слушателей не поняли сообщения только из-за того, что не смогли выделить главную мысль (32 %). Что это означает? Это означает, что надо учить людей выделять главную мысль в воспринимаемых письменных и устных сообщениях, это позволит на треть улучшить понимание. А для оратора это значит: надо очень следить за тем, чтобы главная мысль была преподнесена слушателям четко и ясно, тогда число понявших выступление составит две трети аудитории, а это вполне достаточно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: