Ее форма и фокус: праздничная трапеза и будущее

 

Самую первую Вечерю Господа также называют Последней Вечерей, потому что это была последняя трапеза, которую Иисус разделил со своими учениками перед Его распятием на кресте. Причиной для вечери была Пасха. На этой Пасхальной трапезе, Иисус и Его ученики расположились вокруг стола, полного еды (Исх 12, Вт 16). Еврейская традиция говорит нам, что эта трапеза обыкновенно продолжалась в течение многих часов. Во время трапезы, «И когда они ели» (Мтф 26:26), Иисус взял хлеб и привел сравнение со Своим телом. Он уже поднимал кубок и разделил его со всеми. Позже, «… после вечери» (Лк 22:20), Иисус взял кубок снова и привел сравнение со Своей кровью, которая должна была скоро быть пролита. Таким образом, хлеб и вино Вечери Господней были представлены в контексте настоящей (пасхальной) трапезы. Разве эти двенадцать, так или иначе, не уяснили бы, что недавно установленная Вечеря Господа должна была быть настоящей трапезой? Естественно, они поняли бы, что это является праздничной трапезой, точно так же, как Пасха.

«Во время Пасхи праздновалось два события - избавление из Египта и ожидаемое будущее - Мессианское избавление» (Reinecker, Linguistic Key to the Greek NT, p. 207). Вскоре, после той Последней Вечери, Иисус стал окончательным жертвенным Агнцем Пасхи, страдающим на кресте, чтобы освободить Его людей от их грехов. Иисус очень хотел есть ту Пасху с Его учениками, говоря, что Он не будет «есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк 22:16).

Обратите внимание, что Иисус с нетерпением ждал времени, когда Он сможет «есть» Пасху «снова» в Царстве Божьем. Исполнение (Лк 22:16) этого было позже описано Иоанном в Отк 19:7-9. Там ангел провозгласил: «Блаженны званные на брачную вечерю Агнца». Пос-ледняя Вечеря и Вечеря Господа в ранней церкви были полны ожидания исполнения обетования их участия в Брачной Вечере Агнца. (И какой лучший способ символизировать праздничную трапезу, как не проведением праздничной трапезы?)

Его будущая Брачная Вечеря (свадебный пир) и подразумевался в сердце нашего Господа той ночью. Он упоминал это сначала в начале празднования Пасхи (Лк 22:16). Он упоминал это снова, когда поднял чашу, говоря: «Не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк 22:18). Затем, в конце трапезы, Он упомянул об этом снова, говоря: «И Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем…» (Лк 22:29-30).

Принимая во внимание, что язычники двадцать первого столетия связывают небеса с облаками и арфами, евреи первого столетия думали о небесах как о времени пиршествования за столом Мессии. Эта идея есть и пить за столом Мессии была широко распростра-ненной в еврейской мысли первого столетия. Например, еврейский лидер однажды сказал Иисусу: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк 14:15). В Мтф 8:11 Иисус сам сказал: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном».

Трапеза, которая ассоциируется с приближающимся Царством Христа, находит отражение в образце молитвы предложенном Ии-сусом в Лк 11. Ссылаясь на Царство, Иисус учил нас молиться: «Да приидет Царствие Твое…» (Лк 11:2). И следующее предложение: «хлеб наш насущный дай нам на сей день». Интересно, что греческое выражение, лежащее в основе Лк 11:3 весьма трудно перевести. Буквально, это можно прочесть, как: «хлеб наш, который принад-лежит будущему, дай нам сегодня». Соединяя Лк 11:2 с 11:3, Иисус, возможно, учил нас просить, чтобы хлеб Мессианской (да приидет Царствие Твое) трапезы, был дан нам сегодня. То есть, пусть придет Твое Царство, и праздничная трапеза начинается сегодня! Афанасий истолковывал это так: «хлеб мира прийди» (Godet, Commentary on Luke, Kregel Publications, 1981, p. 314).

 

Самое широкое рассмотрение Вечери Господней мы находим в 1 Кор 10 - 11. Глубокие разногласия верующих в Коринфе выражались на собраниях Вечери Господа, приносящих больше вреда, чем пользы (11:17-18). Они принимали участие в Вечере Господней «недос-тойно» (11:27). Очевидно, богатые, не желая есть с представителями более низких социальных слоев, приходили на собрание несколько раньше и оставались там так долго, что некоторые становились пьяными. Ухудшалось положение еще и тем, что к тому времени, когда приходили другие верующие, задержавшиеся на работе, вся пища на столе заканчивалась, и они уходили домой голодными (11:21-22).

  Некоторые из коринфян были не в состоянии понять, что Вечеря Господня является священной трапезой Завета (11:23-32). Злоупот-ребления были настолько плохи, что это перестало быть похожим на Вечерю Господа и вместо этого превратилось в их «собственную вечерю» (11:21, перевод Кассиана). Таким образом, Павел спросил: «Разве нет у вас домов, чтобы есть и пить?» Если бы целью было просто съесть свою еду, то это бы все делали у себя дома. Их грехов-ный эгоизм абсолютно игнорировал саму сущность того, чем являя-ется Вечеря Господня.

Исследуя сам характер злоупотребления вечерей, очевидно, что коринфская церковь регулярно принимала участие в Вечере Господа, как в настоящей трапезе. Напротив, никто сегодня из пришедших на типичную Вечерю Господа не ожидал бы, что его физический голод был бы удовлетворен, и при этом он имел бы возможности напиться вина (или возможно сока) из крошечной чаши величиной с наперсток. Однако ошибка церкви в Коринфе не состояла в том, что церковь перестала есть Вечерю, как настоящую трапезу.

Наоборот, Павел пишет: «Поэтому, братья мои, собираясь, чтобы есть, друг друга ждите». Только те, кто так голодны или недисципли-нированы или эгоистичны, что они не могли ждать других, проин-структированы, чтобы «есть дома» (1Кор 11:34). Павел написал коринфской церкви спустя приблизительно двадцать лет после того, как Иисус от начала превратил Его Последнюю Вечерю в Вечерю Господню. Так же, как Последняя Вечеря была настоящей трапезой, так и коринфяне понимали, что Вечеря Господня – это настоящая трапеза.

  Слово, обозначающее «вечерю» (1Кор 11:20) - deipnon, означает «обед, главная пища к вечеру, банкету». Это никогда не относится к чему-то меньшему, чем настоящая еда (это не закуска и т.п.). Как же авторы Нового Завета использовали слово deipnon, чтобы отнести его к «Вечере Господней», если это не предполагалось быть настоящей трапезой (насыщенным ужином)? Вечеря Господня первоначально имела в себе множество устремляющихся в будущее аспектов. Как настоящая трапеза, она служила прототипом праздничной трапезой приближающегося Царства, Брачной Вечере Агнца.

  Мнение экспертов ясно подводит к заключению, что Вечеря Господня принималась первоначально как настоящая трапеза. Дональд Гатри (The Lion Handbook of the Bible) заявляет, что «в ранние дни Вечеря Господа имела место в ходе всеобщей трапезы. Все принесенное продовольствие разделялось между всеми». Доктор Джон Дрэйн (The New Lion Encyclopedia) комментирует: «Иисус установил эту общую трапезу во время Пасхи, в последнем ужине, разделенном с Его учениками перед Его смертью... Вечеря Господня напоминает о прошлом, о смерти Иисуса, и устремлена вперед ко времени, когда Он возвратится снова. В течение периода Нового Завета Вечеря Господня была настоящей трапезой, проходящей в домах христиан. Это случилось намного позднее, что Вечеря Господня была перемещена в специальные здания, где к этому добавились христианские молитвы и восхваления, которые развились по примеру богослужений в синагогах и других дополнительных источников, чтобы создать величественную церемонию».

Д. Г. Симпсон, в записках о Евхаристии (The Dictionary of the Bible) заметил, что «название Вечеря Господня, вполне правомерно взятая из 1Кор 11:20, там не применяется к причастию непосредственно, но к Вечере Любви или Агапе, к трапезе, торжественно напоминающей Последнюю Вечерю, и еще тогда не отделенную от непосредственно Евхаристии. И. Говард Маршалл (Christian Beliefs) отметил, что Ве-черя Господня «изначально соблюдалась Его учениками, как вступи-тельная часть совместной трапезы от воскресенья к воскресенью».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: