Служение на полное время

 

Помните известные слова Иисуса: «блаженнее давать, нежели принимать». Но в каком контексте это было сказано? Эти слова Иисуса не находятся ни в одном из Евангелий. Эти слова Господа цитировал апостол Павел, когда он говорил на пасторской конференции (Деян 20:32-35). Удивительно, но Павел наставляет пастырей отдавать серебро, золото и одежду церкви, вместо того, чтобы получать это от нее!

 

Деяния 20

         

В свете того, что сказал Иисус, должны ли пасторы жить за счет церкви? В Деян 20 Павел дал конкретные наставления пресвитерам Ефеской церкви об их непосредственных обязанностях. Касаясь финансов, Павел сказал, что он не пожелал ни серебра, ни золота, ни одежды, но оплачивал свои нужды, сказав: «нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян 20:34; Сравните это с 18:3). Следуя примеру Павла, пресвитеры должны были сами зарабатывать для себя обычной работой, чтобы иметь возможность помогать нуждающимся и жить словами Иисуса: «блаженнее давать, нежели принимать». Из этого (Деян 20:32-35) ясно следует, что пресвитеры в основном находятся в положении даяния церкви, а не получения от нее.

 

Коринфянам 9

      

Но как быть с 1Кор 9:14, где говорится что те, которые проповедуют Евангелие, должны жить от благовествования? Мы можем отметить, по крайней мере, три группы людей, которые во времена Нового завета жили за счет служения. Это апостолы (9:1-6), братья Господа (9:5) и евангелисты (9:14). Согласно словам Павла, есть факторы, которые подтверждают эту истину:

· с человеческой точки зрения (солдат, виноградарь, пастух).

· согласно закону Моисея (волы, священники храма).

· духовный принцип/логика (духовное семя/ материальная жатва), 9:11.

· слова Иисуса, 9:14.

С человеческой точки зрения (9:8) Павел просто спрашивает: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании. Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» (9:7). Ответ очевиден. Все они живут за счет своей работы и также должны жить апостолы/миссионеры.

Из Закона Моисея Павел выводит ту же истину: «не заграждай рта у вола молотящего» (9:9) Применяя это к апостолам, Павел спрашивает: «О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас гово-рится?» (9:9-10). Если волы могут питаться от своей работы, то тем более апостолы! В 9:13 Павел приводит пример из Ветхого завета: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?» (9:13).

  Павел подчеркивает также важный духовный принцип сеяния и жатвы: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (9:11). Павел подчеркивает, что он достоин такой «власти не работать» (9:12).

Окончательный аргумент Павла находится в словах Иисуса, который «повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (9:14). Это является истиной, как для евангелистов, так и для апостолов

1Кор 9 особенно рассматривает права апостола, который послан Господом или церковью странствовать, евангелизируя и устанавливая церкви (слово «миссионер» никогда не используется в Библии. Этих людей называли апостолами и евангелистами). Как ясно видно из текста, все эти люди имели «право» (9:12 НЗ пер. еп. Кассиана) на финансовую поддержку. Правильно ли было бы применять этот отрывок к пресвитерам? Так как Павел отказался от его апостольского «права» жить от Евангелия, пример, который он показал пресвитерам из Ефеса, становится все более неоспоримым (см. 1Фесс 2:9; 2Фесс 3:7-9).

  Странно, но после столь убедительного объяснения права апостола в 1Кор 9, Павел затем добавляет: «Но я не пользовался ничем таковым» (1Кор 9:15). Если Павел не писал все это в надежде получить помощь от коринфян (9:15), то для чего он это написал им? Удивительно, но 1Кор 9 является дополнительным разъяснением. Главная тема Павла начинается в 1Кор 8, и рассматривает его отношение не стать преткновением для других (идоложертвенное, 8:9). Его отказ от постоянной финансовой поддержки (1Кор 9:15) показывает на какие решения идет Павел, чтобы «дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1Кор 9:12, 15). Затем, в 1Кор 10 Павел продолжает свою главную тему, делая вывод: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» (1Кор 10:31-32). Таким образом, цель Павла в 1Кор 9 не была ограни-чить или расширить категорию людей, имеющих право на поддержку церкви. Это было скорее иллюстрацией. Также это показывает, насколько либеральным был подход Павла к вопросу поддержки служителей церковью: «О волах ли печется Бог?» и «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?»

Определенно, в 1Кор 9 рассматривается право апостолов, а не пресвитеров. Но, основываясь на принципах, раскрытых в 1Кор 9, было бы непростительным грехом для пресвитеров жить за счет церкви? Согласно Деян 20, пасторы (пресвитеры), в основном, не должны были получать финансовую поддержку от церкви. Но Деяния 20 не единственное место, которое рассматривает этот вопрос. 1Кор 9 нужно принять во внимание так же, как и 1Тим 5 (ниже).

Тимофея 5

        

Тимофей, соратник Павла по походам и также апостол (1Фесс 1:1; 2:6), остался на время в Ефесе, чтобы разобраться с ложным учением (1Тим 1:3). Касаясь тех же самых пресвитеров в Ефесе (Деян 20), Павел пишет, что те пресвитеры, которые трудятся в церкви в «слове и учении» достойны чего-то, называемого «сугубая честь» (1Тим 5:17). Затем, используя те же самые аргументы, как в 1Кор 9, он пишет: «Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1Тим 5:18).

Значение этих параллельных мест достаточно ясно и не может быть приуменьшено.

Но означает ли «честь» оплату? Нет. Греческое слово, исполь-зуемое здесь «тиме» означает буквально «честь». Есть специальное греческое слово «мистос», и оно используется в 1Тим 5:18 (говорится об оплате работника), но не в 5:17 (о пресвитерах). Слово «тиме» в определенном смысле может означать цену, Но так как цена обозначает количество одной вещи, необходимой для покупки другой, это с трудом может подойти для данного отрывка (ведь пресвитеры не продаются). Это же самое слово «тиме» опять употребляется в 1Тим 6:1. «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести (тиме)». Разве рабы платят своим владельцам? Одно практическое применение этой «чести», заключается в том, что обвинение на пресвитера должно было быть подтверждено двумя или тремя свидетелями (1Тим 5:19). 1Тим 5:19 логически следует за 1Тим 5:17-18, если «честь» означает уважение (обвинение означает бесчестие), но оно выглядит неуклюже, если «честь» означает плату. Хорошая параллель находится в 1Фесс 5:12-13, где церковь просят «… уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою».

Однако, слово «тиме» также используется непосредственно перед отрывком о пресвитерах. В 1Тим 5:3 честь должна быть оказана вдовам, которые действительно нуждаются. Это появление слова «тиме» явно означает оказать вдовам более чем уважение! Идея в том, чтобы помочь ей с жильем, помочь в саду, посетить ее и, конечно, помочь финансово. Честь также ясно понималась Иисусом, как материальная поддержка в Мк 7:10. Закон Моисея указывал: «почитай отца своего и мать свою». Недовольный религиозными лидерами иудаизма, Иисус сказал: «А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня Поль-зовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Мк 7:11-13).

Таким образом, из всех возможных значений, «честь» для пресвитеров могло также быть и пожертвование любви, деньги.

И все же, почему Павел использовал слово «тиме» (честь), а не слово «мистос» (оплата) в 1Тим 5:17? Наверное для того, чтобы пресвитеры в церкви не чувствовали себя наемниками. И чтобы они не требовали за свое служение оплаты. Джонатан Кембелл мудро заметил: «Есть разница между: быть оплачиваемым делать работу, и быть свободным делать работу». Касаясь добровольных пожертво-ваний вместо оплачиваемого положения в церкви, Дан Троттер предупреждает: «Вдовы в 1Тим 5:3-16 не зарабатывали оплату, но принимали дары милосердия. И слова «трудящийся достоин награды за труды свои», цитируемые в Лк 10, означали для учеников получать не зарплату, а гостеприимство (ешьте и пейте, что у них есть). Слово «награда» в цитировании Ветхого Завета (1Тим 5:18) очевидно является метафорой (также как волы, питающиеся колосьями, являя-ется метафорой). Если развивать эту метафору дальше, то мы получим христианских служителей, питающихся колосьями! Другой пример метафоры, описывающей оплату, используется Павлом в 2Кор 11:8, где он пишет: «другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал».

Словари утверждают, что слово «содержание» (плата) во 2Кор 11:8 явно метафорическое (образное). Я думаю это нормально, если христианин в служении (будь то апостол, пророк, пресвитер, учитель, и т.д.) получает добровольные пожертвования от кого-либо в церкви по какой-либо причине. Но как только дело заходит о зарплате кому-то, то нарушается принцип добровольных пожертвований на служе-ние церкви, нарушается принцип христианства без священников, также нарушается принцип священства всех членов тела и т.д. Я не стал бы садиться в этот поезд, потому что он столкнется со скалой. Зловоние номер один в институциональной церкви – это деньги, просто и ясно. Это бесчестие не только для Бога, но и для всей человеческой расы. Как только мы открываем дверь наемному священничеству, это конец всему. В заключение, если Павел подра-зумевал оплату в 1Тим 5:17, почему он не употребил слово «мистос» или слово «опсонион», что ясно означает оплату за труд, и просто объяснило бы суть? И если он подразумевал зарплату, то почему ранняя церковь не последовала его примеру?

Пастор из Лондона Бересфорд Джоб считает: «Я думаю, что нет особой необходимости иметь в церкви пресвитера на полное время, если только его служение не выходит за рамки служения домашней церкви, в которой он находится. Когда Павел рассматривал этот воп-рос, обращаясь к Тимофею, он предполагал пресвитеров, нужда-ющихся в поддержке, занятых в учении и проповедовании, являя-ющихся, по сути, апостолами, пророками, евангелистами и пасто-рами-учителями (Еф 4:11). Поэтому, я думаю, что есть люди, которые служат более, чем в одной церкви, и у которых бы не было времени заниматься обычной работой. Предполагая, что они не миллионеры и не имеют бизнеса, поддерживающего их и не требующего их постоянного внимания, они имеют необходимость получать откуда-нибудь финансовую поддержку.

Несмотря на то, что трудящийся действительно достоин платы (такой человек должен тоже оплачивать счета и поддерживать семью) служение всегда было добровольным и бесплатным, и мы не находим где-либо в Новом Завете служения за зарплату. Действительно, идея нанимать за зарплату кого-либо в церковь совершенно противоречит всему учению Нового Завета в целом. Если же кто-то имеет служение, которое не позволяет ему зарабатывать деньги на обычной работе, то он должен полностью довериться Господу, что Он обес-печит все его нужды. Это, конечно, будет через добровольные пожер-твования Божьих людей. Но человек, который призван в служение на полное время, не должен просить деньги за служение. Так как это противоречило бы учению Писания о том, что все служение добровольно и бесплатно.

Я сам нахожусь в служении на полное время уже двадцать пять лет и никогда не просил платы, не собирал пожертвований, никогда не просил, чтобы такие сборы были сделаны для меня, никогда не говорил о моих затратах при людях, и никогда не посылал письма с просьбой молитвы о моих финансовых нуждах. Все, что я делаю, я оплачиваю сам. Я просто полагаюсь на волю Господа для меня, будь то местная поездка для учения или покупка билетов на самолет для меня, моей жены и дочери для поездки в Штаты по приглашению церквей. Я делаю это все в вере, что если я служу бесплатно, то Господь обеспечит меня и мою семью в ответ на молитву. Я называю это ‘жить по вере’ в отличие от ‘жизни по вере’ с намеками на пожер-твования и письмами с молитвенными финансовыми нуждами».

 

Петра 5

        

Что подразумевал Петр в 1Пт 5:2, когда он увещевал пресвитеров пасти Божье стадо не для гнусной корысти («не ища постыдной наживы» пер. еп. Кассиана)? Выражение «гнусной корысти» являя-ется переводом греческого слова «айсхрокердос». Слово «айсхрос» означает стыд и бесчестие, а слово «кердос» - иметь выгоду, пре-имущества. Такое же слово «айсхрокердос» используется в Тит 1:7, где пресвитеров церкви призывают не быть корыстолюбцами («не искал бы постыдной наживы», пер. еп. Кассиана). В 1Тим 3:3 встре-чаем требование к пресвитерам быть не сребролюбивыми. Таким образом, «айсхрокердос» - это иметь жадность до денег. Так как пре-свитеры были не профессиональными священниками, Петр увещевает их не смотреть на служение в церкви, как на выгодную профессию. В этом увещевании Петр допускает, что служение пре-свитера иногда связано с деньгами, и если у кого-то есть тяга к деньгам, такому человеку не следует становиться пресвитером! Еще один взгляд на увещевание Петра, это предостережение пресвитерам, чтобы они не увлекались возможными прибыльными предприятиями в ущерб своего служения церкви, как пресвитеров.

Выводы

      

Первое, Иисус заповедал проповедующим Евангелие (евангелистам) жить от благовествования. Павел, как иллюстрацию, применил этот принцип к апостолам (1Кор 9). Наконец, это было применено к пресвитерам (1Тим 5), используя те же доводы из 1Кор 9. В основном, пресвитеры несут добровольное служение (не за зарплату) и находятся в положении даяния церкви, а не получения от нее. Исключение из основного правила в 1Тим 5, где указываются пре-свитеры, которые не только «достойно начальствующие» (5:17), но и которые трудятся в слове и учении. Хотя все пресвитеры достойны чести (1Фесс 5:12-13), некоторые пресвитеры достойны «сугубой» чести. Эта «сугубая честь», вероятно, указывает на финансовую поддержку от церкви. Независимо от того, как пресвитер получает доход (от работы или от церкви), он должен щедро давать нужда-ющимся. Рассматривая Деян 20 и 1Тим 5, мы видим, что хотя пресвитеры и достойны «сугубой чести», они должны были зарабатывать на проживание обычной работой, если условия требуют этого (иными словами, во время экономической депрессии, маленькая церковь и т.д.).

 

Предостережения

1. Предложение церкви поддерживать тех пресвитеров, которые достойны «сугубой чести», не означает, что эти пресвитеры выше рангом, чем другие пресвитеры. Один пресвитер может быть более одаренным, другой может оказывать большее влияя-ние. Но в Новом Завете нет ничего похожего на звание «старший пресвитер» или иерархию пресвитеров.

2. Следует избегать ситуации доминирования пресвитеров (осо-бенно тех, кто достоин сугубой чести) на собраниях церкви (1Кор 14). Если пресвитер получает поддержку, которая позво-ляет ему изучать Слово, и у него есть много учения для церкви, и это ожидается от него в церкви, то у других братьев может исчезнуть чувство свободы тоже учить на собраниях. Это бы нарушало понимание священства всех верующих и их участия в собраниях (1Кор 14:26). Такие собрания на должны акценти-роваться на служении пастора. Вместо этого пресвитеры с даром учения могут проводить изучение слова для церкви на специи-альном собрании среди недели.

3. Пастор-учитель, упоминающийся в Еф 4, не находится в положении над всеми церквями в городе. Наоборот, он слуга для всех церквей в городе. Как говорит Бересфорд Джоб, в церкви нет места для «важной персоны».

4. Несмотря на очевидность возможности для пресвитеров жить за счет служения, в церкви не должно возникать разделение на священников и прихожан. Власть лежит на церкви в целом, а не на ее лидерах. Лидеры должны быть кроткими слугами, а не господами. Хотя мы знаем, что пасторы-учители не являются классом священников, остальные верующие склонны думать о них как о священниках, и особенно из-за понимания наших современных институциональных церквей, которые думают о них, как о пасторах-профессионалах. И если даже пастор-учитель не думает о себе таким образом, и если он не будет бодрствовать, то он может постепенно принять это мнение. Так как благочестивые, искренние и трепетные верующие конца первого и начала второго века пали жертвой такого мышления, насколько легче принять это нам с нашим традиционным мышлением, веками религиозных традиций и тепленькой духовностью, побуждающей нас сделать это. Мы должны быть осторожны, чтобы не только не отобрать у лидеров их Богом данные права, но и не вознести их над церковью.

 

Заключение

      

Какое можно сделать заключение относительно идеи служителей церкви на полное время?

 

1. Нет никакого исторического примера в Новом Завете ни в пользу, ни против пресвитеров на полное время. Тишина.

2. Есть основная заповедь в Деян 20, данная пресвитерам, следо-вать примеру Павла, обеспечивая свои нужды своими руками, чтобы быть способным жертвовать церкви золото, серебро и одежду, а не получать это от нее.

3. Все пресвитеры достойны уважения (1Фесс 5).

4. Пресвитеры, которые хорошо служат и трудятся в Слове и учении, достойны особой чести (добровольных пожертвований от верующих, 1Тим 5).

5. Пресвитеры не должны быть мотивируемы корыстью в их служении церкви (не служить за зарплату или особые возможности в бизнесе и т.д.).

6. Мы должны поддерживать финансово тех, кто служат как евангелисты, апостолы, пасторы-учители и пресвитеры согласно 1Кор 9. Это принцип Нового Завета жертвовать для поддержки людей, а не собственности.

7. Давайте свои деньги туда, куда Бог считает важным.

 

Стив Аткерсон

 

Проповедь Евангелия

       

Мы все полагаем, что последние слова человека всегда самые важные. Члены семьи собираются возле кровати умирающего и ловят каждое его слово и потом, через годы, не раз вспоминают сказанное. Итак, я полагаю, что последние слова Иисуса, сказанные Им перед вознесением, были самыми важными. Он дал нам их, и это записано в каждом из четырех Евангелий и в книге Деяний.  

 

Мтф 28:18-20: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Мк 16:15-16: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».

Лк 24:46-48: «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 48 Вы же свидетели сему».

Ин 20:21: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас».

Деян 1:8: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

       

Заметьте, что в каждом случае Иисус делает ударение на ответственности апостолов расширять Его Царство. Они должны были проповедовать Евангелие всем народам, провозглашать покаяние и прошение грехов, будучи посланными Иисусом так же, как и Он был послан Отцом, и быть Его свидетелями до края земли. Иисус дал им послание, выразив его пятью различными путями, для того, чтобы апостолы не сомневались в том, чем им придется заниматься после вознесения Господа. Он хотел, чтобы это послание запечатлелось в их разуме. Как будто Он хотел им сказать: «Если вы и забудете то, чему Я вас учил, то это вы не забудете никогда». Это послание Христа церкви действительно до Его возвращения.

Те из нас, которые собираются в домашних церквях, должны чув-ствовать ответственность перед этими последними словами Иисуса Христа. Теоретически мы должны иметь преимущество перед теми, кто собирается более традиционным способом. Так как мы не тратим свои деньги на зарплату пастору и постройку здания, мы можем все это употребить на проповедь Евангелия в нашем городе. В дополнение модель домашней церкви легче воспроизвести, чем модель традиционной церкви. Для начала новой домашней церкви нам не надо нанимать обученного в семинарии пастора, строить здание со шпилем и крестом и т.д. Все что нам нужно, это небольшая группа людей, любящих Иисуса и желающих следовать за Ним вместе. С другой стороны, вся динамика домашней церкви может действовать против заповеди Иисуса распространять Евангелие. Часто, когда люди приходят в домашнюю церковь, они наслаждаются обстановкой дружбы и близости с другими верующими и начинают пренебрегать другими важными аспектами, как евангелизм, ученичество и начало новых церквей. Мы не должны позволять, чтобы это произошло с нами. Наши церкви не должны сосредотачиваться только на заботе внутри церкви, но быть ответственными за спасение людей в мире.

 Очень часто церковь приобретает менталитет крепости. Мы видим силу сатаны и его демонов и, желая защитить себя от силы и нечистоты греха, мы запираемся в монастырь обороны. Но, вместо того, чтобы обороняться, нам надо нападать. Иисус сказал, что врата ада не одолеют Его церковь (Мтф 16:18). В этом отрывке церковь наступает, а ад обороняется. Я понимаю смысл слов Иисуса. Когда церковь смело вторгается с Евангелием Иисуса Христа в царство тьмы, враг не может эффективно противостоять нам. Мы победим. У нас есть сила и власть вторгаться в царство тьмы, и ад не может нас остановить. Пусть эта истина слов Христа ободрит вас к новым евангелистским походам!

Если все это правда, то как наши домашние церкви должны преуспевать в достижении погибающих и насаждении новых церквей? Давайте посмотрим, как ранняя церковь проповедовала Евангелие, чтобы нам получить правильное направление в этом служении для наших церквей.

 

Где ранняя церковь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: