Пресвитеры ведут церковь к согласию

 

Все согласны, что Господь Иисус - глава церкви (Кол 1:15-20). Таким образом, церковь, в конечном счете – это диктатура (или теократия), управляемая Христом через Его написанное слово (Библию) и влияние Святого Духа (Ин 14:25-27; 16:12-15; Деян 2:42; Еф 2:19-22; 1Тим 3:14-15). Если мы будем следовать за организационной диа-граммой сверху вниз от головы, куда нас приведет линия власти?

В разговоре с пресвитерами Ефесской церкви (Деян 20:17), Павел сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (20:28). Присутствие терминов «блюстители» и «пасти», конечно, подразумевает контролирующее положение пресвитеров. Когда Павел пишет Тимофею о квалифика-циях для пресвитеров, он указывает: «ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1Тим 3:5).

Это снова подразумевает управляющую роль пресвитеров. Петр просил пресвитеров: «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно» (1Птр 5:2), и опять указывается на лидерскую роль пресвитеров. В1Тим 5:17 пишется о пресвитерах: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». В 1Фесс 5:12 говорится: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумля-ющих вас». В Евр 13:7 сказано: «Повинуйтесь наставникам вашим». После этого, Евр 13:17 говорит: «и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет».

Все это указывает на то, что в церкви должны быть и «человеческие лидеры». Эти лидеры наиболее часто упоминаются, как «пресвитеры» или «епископы». (Пресвитер, епископ и пастырь (пастор) являются синонимичными словами. Исследование Деян 20:17, 28-30; Тит 1:5-7; и 1Птр 5:1-3 показывает использование этих слов, как описание функций одного и того же служения лидера. Любое современное различие между ними просто выдумано людьми и не имеет подтвер-ждения в Библии.)

Но, вышеупомянутые ссылки могут привести к неправильному представлению о функционировании пресвитеров, если не учитывать и другие ссылки из Библии. Писание приводит нас к балансу в этом вопросе. Давайте рассмотрим этапы практикования дисциплины в церкви в Мтф 18:15-17. Кажется, принятие решений в церкви не простой процесс (см. также1Кор 5:1-5; Гал 6:1). Заметьте, что вся община, как оказалось, вовлечена в решение вопроса дисциплины. Заметьте также, что лидеры не удалялись для обсуждения пред-варительного варианта решения прежде, чем вопрос будет обсуж-даться на собрании всей церкви. Это всеобщее решение.

На этот корпоративный процесс также указывает Деян 1:15-26. Апостол Петр возлагает бремя избрания замены для Иуды на церковь в целом. В Деян 6:1-6, апостолы, «созвав множество учеников» (6:2), попросили их выбирать диаконов для системы обеспечения нужда-ющихся в церкви. Оба этих примера указывают на то, что вся церковь участвует в принятии решения.

Павел написал «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим» (Рим 1:7) и не сделал никакого специального упоминания о пресвитерах. В письмах в Коринф написано обращение ко всей «церкви» (1Кор 1:2, и 2Кор 1:1). Снова не было никакого акцента на епископах. Приветствие в Гал 1:2 сосредотачивается на «церкви» в Галатии. Послание не было адресовано лидерам для их первона-чального изучения! «Находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» было адресовано послание в Ефес (Еф 1:1). В Фил 1:1 святые стоят первыми в списке на одном уровне с епископами и диаконами. В Кол 1:2 приветствие адресовано «святым и верным братиям во Христе Иисусе» Все это подразумевает, что пресвитеры были такими же овцами, как и все остальные в церкви. Не было никакого разделения на служителей (священников) и прихожан!

Этот недостаток акцента на лидерстве также замечен в 1Фесс 1:1; 2Фесс 1:1; Иак 1:1; 1Птр 1:1; 2Птр 1:1; 1Ин 2:1, 7, и Иуд 1:1. Фактически, книга к Евреям была написана подгруппе верующих и только в самой последней главе, автор попросил их: «Приветствуйте всех наставников ваших» (13:24). Он даже не приветствовал лидеров непосредственно! В Евр 13:17, верующих поощряют «повиноваться» лидерам церкви.

Интересно, греческое слово, переведенное как «повинуйтесь» - peitho переведено не совсем верно, так как оно буквально означает «убеждать» или «быть убежденным».

Таким образом, Евр 13:17 должен быть переведен как «позвольте вам быть убежденными». Тот же самый стих также инструктирует верующих быть «покорными» их лидерам церкви. Как и с «пови-нуйтесь», обычное греческое слово для «покорны» здесь не используется. Вместо этого автор выбрал слово hupeiko, которое означает «сдаваться после борьбы, уступить». Это использовалось в процессе воюющих сторон. Эта идея в слове hupeiko иллюстрируется генералом Южной Армии Роберте Э.Ли в его письме к обороняя-ющимся отрядам относительно их сдачи в Аппомадоксе: «После че-тырех лет упорной службы, отмеченной непревзойденной храб-ростью и силой духа, армия Северной Виргинии была вынуждена уступить подавляющему числу солдат и ресурсов противника».

Таким образом, Божья паства должна быть открыта к тому, чтобы быть «убежденной» (peitho) ее пастырями. В ходе продолжающегося обсуждения и учения паства должна быть «убеждена» (peitho) ее лидерами. Бессмысленное рабское повиновение - это не те отношения, которые изображены в Новом Завете между пресвите-рами и церковью. Конечно, будут и такие случаи, когда некоторые в церкви не смогут быть полностью убежденными в чем-то и тогда ситуация заходит в тупик. Что бы прорвать затор, община должна «сдаться, уступить» (hupeiko) мудрости ее лидеров.

Очень много полезного можно найти от того, как авторы Нового Завета обращались ко всей церкви. Они пускались в долгие объя-снения, чтобы повлиять на обычных «рядовых» верующих. Апостолы не просто отдавали распоряжения и запретные решения возникших проблем (как это мог бы сделать командир в армии). Вместо этого, они рассматривали других верующих как равных и обращались непосредственно к ним также. Без сомнения местные лидеры церкви вели себя почти таким же образом. Их основная власть была зало-жена в их способности влиять на других. Уважение, которое им оказывали, было честно заслуженным. Это была противоположность власти в армии, когда солдаты уважают звание, но не обязательно самого человека.

Евр 13:7 отражает тот факт, что «стиль» лидерства, используемый лидерами церкви – это, прежде всего, влияние собственным при-мером: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».

Точно так же, 1Фесс 5:12-13 указывает, что лидеры должны быть уважаемы из-за ценности их служения – «И почитать их преимуще-ственно с любовью за дело их». Иисус сказал: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мтф 20:25-28).

Как указано в Новом Завете, слово «церковь» используется для обозначения всемирной церкви, общегородских, а также домашних церквей.

Никакая организованная церковь не вырастала за рамки отдельного города и не имела никакого должностного лица с юрисдикцией или властью над любой другой церковью (хотя там естественно существовало межцерковное сотрудничество и помощь). Каждая цер-ковь, в идеале, должна иметь несколько лидеров. Каждый пресвитер равен во власти всем другим пресвитерам, и здесь нет никакого «старшего» пастора. Их основная власть базируется на их способ-ности убеждать в истине. Они должны вести собственным примером, не «помыкая» церковью. Правление церкви, таким образом, - это динамичный процесс взаимодействия, убеждения и согласованности между пастырями и овцами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: