Лидерство в Новом Завете

 

     

Некоторые церкви управляются одним лицом (пастор, папа или архиепископ); возможно, такие церкви могут быть отмечены, как слегка «диктаторские». Другие церкви управляются абсолютной властью голосования всей общины; и это может означать «демо-кратию». Наконец, много церквей функционирует под водительством нескольких пресвитеров. Какая же система та самая, которую Бог определил для Его Тела?

Фактически, Новый Завет специально не указывает какой-либо конкретной формы правления церкви. Хотя некоторые определенные образцы очевидны в Писании. Один взгляд на важность этих образцов играет роль в том, как, например, Фи и Стюарт в своей книге «Как читать Библию и видеть всю ее ценность» определяют: «до тех пор, пока Писание не говорит явно, что мы должны что-то определенным образом делать, это не может функционировать нормативным путем». Проблема с этим предположением состоит в том, что Библия явно говорит нам, что мы должны следовать за апостольскими образцами, примерами, и традициями (1Кор 4:16-17; 11:1-2; Фил 4:9; 2 Фесс 2:15). Каков же тогда образец правления церкви Нового Завета?

Все согласны в том, что Господь Иисус есть Глава церкви (Кол 1:15-20). Таким образом, церковь, в конечном счете, есть диктатура (или теократия), управляемая Христом, через Его написанное слово и вли-яние Святого Духа (Ин 14:25-27; 16:12-15; Деян 2:42; Еф 2:19-22; 1 Тим 3:14-15). Следуя за спадающей вниз от головы организационной диаграммой, куда ведет линия власти? Обращаясь к «пресвитерам» Ефесской церкви, Павел сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян 20:28).

Термины «блюстителями» и «пасти» определенно наводят на мысль о контролирующем положении. Затем, обращаясь к Тимофею с описанием квалификации для пресвитеров, Павел спрашивает: «ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией» (1-е Тимофею 3:5). Здесь опять предполагается управ-ляяющая роль пресвитера. Петр просит пастырей (англ. пресвитеров): «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним …» (1Птр 5:2); снова пресвитеры показаны, как лидерство. 1Тим 5:17 относит нас к пресвитерам, которые начальствуют: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь». 1Фесс 5:12 просит братьев «уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас…».

В Евр 13:7 указывается: «Поминайте наставников ваших (Помните начальников ваших ред. Кассиана)». В Евр 13:17 читаем: «Повинуй-тесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет». Все это указывает, что существует человеческое лидерство в церкви. Это лидерство, чаще всего, называется как «пресвитеры» (рус. старейшины) и «епископы».

Если рассматривать разницу терминов: пресвитеры, епископы и пастыри (пасторы), то, исследуя Деян 20:17, 28-30; Тит 1:5-7; и 1Пет 5:1-3 указывают нам, что все это синонимичное использование слов. Все три относятся к одному и тому же человеку. Любое современное различие между ними просто искусственно и без всякого библейского основания. Должен ли тогда быть один пресвитер в церкви, или несколько пресвитеров в церкви, или несколько церквей на одного пресвитера? В Деян 14:23 Павел и Варнава рукоположили пресви-теров «к каждой церкви» (Иак 5:14). Библейское свидетельство, кажется, поддерживает множество пресвитеров в каждой церкви. Хотя частичное замешательство возникает и с новозаветным образ-цом существования нескольких пресвитеров для каждой церкви. Глядя с перспективы Нового Завета, в каждом городе была только одна церковь!

В Деян 8:1 упоминается «церковь в Иерусалиме», Павел писал к «церкви Божией, находящейся в Коринфе» (1Кор 1:2) и к «церкви Фессалоникской» (1Фесс 1:1).

Иисус сказал Иоанну написать церкви в Ефесе, церкви в Смирне, церкви в Пергаме, и т.д. (Отк 2:1,8,12,18; 3:1,7,14). Таким образом, говоря языком Писания, есть всего лишь одна церковь в Атланте, одна в Чикаго, одна в Канзас-Сити и т.д. Как входящие в одну город-скую церковь, были церкви, которые собирались в разных домах в каждом городе (Рим 16:5; 1Кор 16:19; Фил 2; Кол 4:15). В «Нормальной Христианской Церковной Жизни» Вочман Ни делает замечание: «в Слове Божьем мы видим, что ни одна церковь не простирается за пределы территории города». Когда говорится о большой географической области, Библия использует слово «церковь» во множественном числе. Например: «и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви» (Деян 15:41), «Приветствуют вас церкви Асийские» (1Кор 16:19), «церквам Македонским» (2Кор 8:1), «церквам Галатийским» (Галл 1:2), «Церквам Христовым в Иудее» (Гал 1:22) и т.д. Таким образом, в Новом Завете нет ничего похожего на национальную церковь, на региональную церковь; там просто городские церкви и домашние церкви. Единственная причина для границ между церквями это их географическое расположение. Конечно, указывается и вселенская церковь (Еф 1:22-23; 3:10,21; 5:23-32; Кол 1:18), к которой принадлежат все верующие всех времен, но вселенская церковь духовная и невидимая, без вселенской земной организации. Исследование Нового Завета показывает, что хотя все церкви объединены под главенством Христа, не было никакой внешней церковной организации, объединяющей их.

Участвуя в добровольном сотрудничестве, каждая церковь была автономна. Были сильные внутренние связи, духовная принад-лежность жизни в Господе. Имея независимость от внешнего руководства, они были взаимозависимы друг перед другом.

(см. 2Кор 8-9). Итак, множество пресвитеров городской церкви вели церковь, как одну, или каждую домашнюю церковь в отдельности? В том, что пресвитера трудились вместе ясно из 1Тим 4:14, но нет ни одного указания на географическое распространение их власти.

В Фил 1:1 и в Тит 1:5 делается намек на общегородское пресвитерство, но не окончательно.

Так, как в Писании это не определено, кажется, у нас есть свобода создать коллектив пресвитеров в любой, необходимой нам, комби-нации (внутри каждой домашней церкви, или общегородской). Оче-видно, что Новый Завет против любого «шоу одного человека»

в пользу коллектива братьев, ведущих церковь, подотчетных друг другу, ответственных друг за друга, подчиняясь друг другу, живя во взаимозависимом служении. Выше перечисленные ссылки на правление множеством пресвитеров, взятые в отдельности, могли бы легко привести к неправильному представлению о том, как правление пресвитеров должно действовать. Есть еще больше для сравнения. Поразмышляйте над этапами церковной дисциплины в Мтф 18:15-17, относительно процесса общецерковной дискуссии (также в 1Кор 5:1-5; Гал 6:1). Указывается, что вся церковь участвует в принятии решения по поводу применения наказания. Также заметно, что лидеры не уединялись специально для выработки проектов решения для общего собрания, и они не принимали самостоятельных решений о наказании. Это было всеобщее решение. На этот корпоративный процесс указывает и Деян 1:15-26. Апостол Петр возложил бремя решения, найти замену на место Иуды, на всю церковь целиком. В Деян 6:1-6 апостолы, «созвав множество учеников»,просили их выбрать администраторов для церковной системы благосостояния. Оба эти примера указывают на участие всей общины.

Павел писал ко «всем» святым в Риме, и не отмечал специально пресвитеров. Послание к Коринфянам адресовано ко всей церкви (1Кор 1:2 и 2Кор 1:1). Опять нет никакого акцента на пресвитеров. Приветствие в Галл 1:2 сфокусировано на «церквях» в Галатии. Послание не было отфильтровано лидерами церкви. «Святые в Ефесе» (Еф 1:1) были получателями обозначенного письма. В Фил 1:1 святые упоминаются наравне с епископами и диаконами. В Кол 1:2 приветствие идет «находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе». Все это указывает на то, что пресвитеры сами по себе были тоже овцами.

Пресвитеры были частью церкви, как целого. Не было никакого различия между священниками и прихожанами. Такой же недостаток ударения на лидерстве виден и в 1Фесс 1:1; 2Фесс 1:1; Иак 1:1; 1Пет 1:1; 2Пет 1:1; 1Ин 2:1,7 и в Иуд 1:1. Очевидно, что книга к Евреям была написана к группе верующих, и автор лишь в последней главе просит их: «Приветствуйте всех наставников ваших»(13:24). Он даже не приветствует лидеров непосредственно. В Евр13:17, верующих поощряют «повиноваться» лидерам в церкви.

Интересно, касательно слова «повиноваться» в греческом языке, стоит необычное в данном случае слово. Это слово peitho, которое здесь используется, буквально означает «убеждать». Таким образом, текст Евр 13:17 должен выглядеть: «позвольте быть убежденными вашими наставниками». Этот же самый стих советует верующим «быть покорными» лидерам их церкви. Обычное греческое слово для слова «покоряться» здесь не используется. Вместо него автор использует hupeiko, что означает «уступать» и «поддаваться». Таким образом, Божья паства доступна, чтобы быть «убеждаема» их пастырями. В процессе идущего обсуждения и учения, паства «убеждается»(peitho) их лидерами. Беспрекословное армейское подчинение в Новом завете, как взаимоотношения между лидерами и церковью отсутствует! Конечно, бывает время, когда кто-нибудь в церкви не может быть «совершенно убеждаем» в чем-нибудь, и возникает тупиковая ситуация. Тогда необходимо пробить затор, община должна «уступить»(hupeiko) мудрости их лидеров. Можно многому научиться, читая, как авторы Нового Завета делали воззвание ко всей церкви. Они шли длинным путем, чтобы повлиять на рядовых членов церкви. Апостолы не отдавали приказы и запреты, как это делают командиры в армии. Наоборот, они обращались с другими верующими, как с равными. И взывали к ним соответствующим образом. Нет сомнения, что лидеры поместных церквей действовали подобным образом. Их основная власть состояла в способности влиять. Уважение, которое им оказывали, было честно заслужено. Это противоположно отличалось от армей-ской власти, где солдаты уважали звание, а не личность.

Евр 13:7 отражает тот факт, что стиль лидерства, применяемый в церкви, это воодушевление собственным примером. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Продолжая ту же линию, 1Фесс 5:12-13 открывает, что лидеры были уважаемы не из-за их звания, но из-за оценки их служения – «и почитать их преиму-щественно с любовью за дело их».

Иисус сказал: «вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мтф 20:25-28).

В отношении лжеучителей, пресвитеры должны были «обличать» тех, кто противостоит здравому учению (Тит 1:9), но даже это должно было следовать в контролируемом и сбалансированном процессе, описанном в Мтф 18:15-35 (христианская дисциплина).

Пресвитеры не должны быть виновны в «господствовании над стадом», но наоборот, вести «подавая пример»(1Птр 5:3). Имея несколько пресвитеров (которые имеют равную власть), позволяет также избежать возникновения современных Диотрефов (3Ин 9-10).

Но, несмотря на все наилучшие усилия церкви, мы должны осоз-навать, что «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою посему бодрствуйте» (Деян 20:30-31).

Как пресвитеры должны быть назначены? Павел считал, что потенциальные епископы должны отвечать длинному списку требо-ваний (1Тим 3:1-7; Тит 1:5-9). В том, что человек желает и способен быть пресвитером, явно видна работа Святого Духа (Деян 20:28). Как только находился мужчина, который отвечал этим требованиям, его назначали на это служение. В Деян 14:23 Павел и Варнава явно назна-чали пресвитеров, так же и Тит был оставлен Павлом на Крите, чтобы назначить пресвитеров (Тит 1:5). Как пишет Вочман Ни: «они просто утверждали пресвитерами тех, кого Дух Святой уже сделал еписко-пами в церкви». После того, как апостолы (миссионеры) назначали пресвитеров и уходили, существует некоторое молчание о том, как назначались последующие пресвитеры. Следуя принципу, описанному в Деян 1:15-26 и в Деян 6:1-6, можно прийти к заклюю-чению, что пресвитеры выбирались всей общиной (следуя требова-ниям, изложенным в 1Тим 3:1-7).

В заключение, слово «церковь» в Новом Завете используется для обозначения как вселенской церкви, общегородской или домашней церкви. Никакая организованная церковь не простиралась дальше своего города, и не имела никакой официальной власти над другой церковью, хотя участвовала в естественном межцерковном общении и помощи. Каждая церковь идеально управлялась командой пресвите-ров, в которой каждый лидер имел ту же власть, что и остальные. Не было никакого старшего пастора. Их основная власть базировалась на способности убеждать в истине. Они вели собственным примером, не помыкая церковью. Поэтому, церковное правление – это динамичный процесс взаимодействия, убеждения, и правильного выбора времени между пастырями и овцами.

 

 

Стив Аткерсон.

 

Служение пресвитеров

 

       

Некоторые церкви управляются одним единственным человеком (пастором, римским папой или архиепископом). Возможно, такие церкви можно бы назвать как своего рода «диктатура». Другие церкви управляются голосованием всей церкви, как окончательной власти. Они могли бы быть упомянуты как «демократия». Наконец, много церквей функционирует под руководством совета пресвитеров. Тема нашего обсуждения здесь, что идеал для управления церковью – это принятие решений всей церковью в согласии (не путем голо-сования). Если это действительно так, то зачем церкви необходимы пресвитеры?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: