Жанр текста. Новелла

Новелла - это более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в новеллах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы. Также для новеллы характерен неожиданный «соколиный» поворот либо же неожиданный конец.

Тематика. Превращение обычного человека в насекомое, которого презирает вся семья и всячески избегает, со временем лишая своей опеки и поддержки.

Проблематика: произведение чётко и явно, во всех подробностях иллюстрирует отчуждение личности из-за внешних метаморфоз и отношение близких людей к данному событию и самому превратившемуся; также присутствует проблема неопределённости того, остался ли человек, превратившийся в жука, поистине человеком, или окончательно деградировал до животного, и влияющие на это обстоятельства.

Идейный смысл. Идея новеллы на самом деле достаточно глубока и понятна не каждому. Кафка пытается донести до читателя факт того, что сам герой возможно и не превращался в насекомое физически, а каким-то образом перестал иметь такое значение и авторитет для своей семьи, каким обладал ранее. Возможно, это была потеря работы, либо физический недуг. Но даже не это важно. Важно то, как относятся даже самые близкие люди к такой ситуации, и что на самом деле превращение произошло с Грегором, а оно происходит на протяжении всего повествования с его родными. Они медленно превращаются в монстров - потребителей, и когда Грегор перестаёт для них быть как раньше кормильцем и главой семьи, они начинают относиться к нему буквально как к мусору и как к насекомому. В этом самая ужасная проблема большинства людей - отрицание ценностей духовных и духовной близости, в первую очередь, даже с родным сыном и братом, если брать пример Грегора, и выставление на первый план ценностей материальных. Ведь, как говорил классик, «Не в теле прячется человечность, но в душе, а понять это почти никому не дано. Даже родной матери. До тех пор - пока сам не переживёшь "превращение".

Особенности конфликта. Особенностью конфликта, осветлённого в данном произведении, является то, что это конфликт слабого человека с сильным миром, с обществом, с окружающим непониманием. Также это конфликт внутри главного героя, борьба животных инстинктов с человеческими чувствами. Любая мелочь играет важную роль, поэтому Кафка очень подробно описывает мельчайшее переживание Грегора, его медленное, но явное превращение в самого настоящего насекомого, загнанного в угол посредством унижения и отвержения обществом, пусть даже и таким узким, как семья.

Фабула. Если говорить о хронологической последовательности событий, то самое раннее событие, описанное в этом произведении, является мельком упомянутое обучение Грегора в училищах. Затем, вероятно, его поступление на службу, повышение до коммивояжёра, обеспечение семьи во всём. После уже превращение главного героя из человека в жука, метаморфозы внутри семьи по отношению к главному герою, смерть Грегора и облегчение родных после этого события.

Сюжет. Главный герой рассказа Грегор Замза, простой коммивояжёр, проснувшись утром, обнаруживает, что превратился в огромное мерзкое насекомое. В свойственной Кафке манере причина метаморфозы, события, ей предшествующие, не раскрываются. Читатель, как и герои рассказа, просто поставлены перед фактом -- превращение свершилось. Герой сохраняет здравый ум и осознает происходящее. В непривычном положении, он не может встать с кровати, не открывает двери, хотя о том настойчиво просят его члены семьи -- мать, отец и сестра. Узнав о его превращении, семья приходит в ужас: отец загоняет его в комнату, там его оставляют на все время, лишь сестра приходит его кормить. В тяжелых душевных и телесных (отец бросил в него яблоко, Грегор поранился о дверь) муках, проводит Грегор время в комнате. Он был единственным серьёзным источником дохода в семье, теперь его родные вынуждены затянуть потуже пояса, а главный герой чувствует себя виноватым. Вначале сестра проявляет к нему жалость и понимание, но позже, когда семья уже живёт впроголодь и вынуждена пустить квартирантов, которые нагло и беспардонно ведут себя в их доме, она теряет остатки чувств к насекомому. Вскоре Грегор умирает, заразившись от гнилого яблока, застрявшего в одном из его сочленений. Рассказ завершается сценой жизнерадостной прогулки семьи, предавшей Грегора забвению.

Композиция. Произведение состоит из трёх разделов, в каждый из которых вмещён определённый элемент сюжета. В первом - завязка произведения (перевоплощение Грегора), во втором - его кульминация (изгнание Грегора отцом, «бомбардировка» яблоками), в третьем - развязка (смерть Грегора).

Система персонажей. В центре внимания главный персонаж - Грегор Замза, переживший непосредственно превращение, он является связующим звеном между всеми героями новеллы, любой, даже эпизодический персонаж каким-либо образом контактирует с Грегором, и всех их, особенно членов семьи героя, объединяет одно - отвращение к жуку, которым стал Грегор.

Способы характеристики персонажей. Главный герой описывается очень подробно, в особенности его новый внешний вид, остальные персонажи описываются лишь с эмоциональной стороны, перемены в чувствах и переживаниях, испытываемые к Грегору, выделяются с особой тщательностью в каждом члене его семьи.

Особенность и роль хронотопа в тексте. В «Превращении» ход времени описывается достаточно тщательно, уделяется внимание смене дня и ночи, а вместе с тем и смене состояния главного героя, как физического, так и морального. Время тянется очень медленно, постепенно, и с ним происходит медленное превращение членов семьи Грегора в моральных «чудовищ», оставивших на произвол судьбы некогда любимого ими брата и сына.

Языковые средства художественной выразительности. Кафка никогда не употребляет архаизмов, никогда не раскрывает язык во всей его исторической глубине, он не позволяет себе придавать тексту диалектную окраску или использовать лексические неологизмы. У него мы не найдем малоупотребительных слов и даже отклонений от нормального словоупотребления, он никогда не "придумывал" слова, что является привилегией писателей, занимающихся словотворчеством. Он позволяет себе только создавать собственные имена особой формы.

Гипербола. Это самое яркое языковое средство, лежащее в основе всего произведения: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое» и т.п.

Эпитеты. «…Подспудный, упрямо болезненный писк…», «…высокая пустая комната…», «…хлопотливой, но неудачливой жизни» и т.д.

Франц Кафка очень скуп на языковые средства и в данном произведении употребил очень узкий круг языковых средств. Беспристрастное описание действительности - главная особенность данной новеллы и, собственно, стиля написания самого автора.

Словарная работа.

Фа́була — фактическая сторона повествования, то есть события, факты, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в процессе творческой деятельности в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Хроното́п — «закономерная связь пространственно-временных координат». Термин, введённый А. А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем перешедший в гуманитарную сферу. «Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально определённый „центр“». Ухтомский ссылается на Эйнштейна, упоминая «спайку пространства и времени» в пространстве Минковского. Однако он вводит это понятие в контекст человеческого восприятия: «с точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события».

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: