Анализ новеллы Франца Кафки «Превращение»

Класс

Дата                      Класс, предмет, тема Задания

11 класс (литература)

 

15.05.20г. Тема. "Сведения о жизни и творчестве Ф.Кафки. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле "Превращение""      Читать, анализировать  конспект и новеллу.

  Если у вас возникли вопросы, позвоните по телефону 0713977295

 

Тема. "Сведения о жизни и творчестве Ф.Кафки. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле "Превращение""

                                                                      У него дар пророка… Ни одному писателю

                                                                      не довелось дать столь глубокий анализ

                                                                      страхов и неврозов 20 века как Францу

                                                                      Кафке: (сдвиг восприятия, отчуждение,

                                                                      одиночество и ощущение преследования).

                                                                                                                          Д.Берт

 

Франц Кафка – австрийский писатель, появился на свет в Праге 3 июля 1883 года в еврейской буржуазной семье. Его отец – полунищий деревенский резник – прожил трудную юность, но благодаря настойчивости и упрямству сколотил некоторое состояние и стал мелким фабрикантом. Успех внушил этому малообразованному и внутренне примитивному человеку самоуверенность и нетерпимость, сотворил из него домашнего тирана. Он грубо командовал женой, тремя дочерьми и сыном, которого силился вырастить достойным себя наследником. Отец подавлял волю сына, последовательно отнимал у него веру в себя. И сын – болезненный, впечатлительный, неврастеничный - не был способен на восстание и освобождение. Отваживался он лишь на пассивное сопротивление. Выражалось оно в отказе заниматься отцовской фабрикой в надежде самоутвердиться за счёт сочинительства и в попытках обрести собственную семью. Жизнь Кафки на редкость бедна событиями. Он окончил гимназию, потом юридический факультет и почти до самой смерти прослужил на скромной должности в страховом обществе. А бессонными ночами, преодолевая усталость, недомогание, писал свои книги, которые, как ему казалось, были нужны лишь ему самому.

     При жизни Кафки только немногие его произведения появились в журналах, начиная с 1909 года. Отдельно издан сборник «Наблюдения», рассказы «Приговор», «Кочегар», «Превращение». В 1915 году Кафка награждён литературной премией Фонтане. После войны Кафка опубликовал рассказ «В исправительной колонии», сборники «Сельский врач», «Мастер в искусстве голодания». Умирая, Кафка завещал уничтожить все свои рукописи. Однако его друг и душеприказчик Макс Брод в 1925-1926 годах издал три неоконченных романа «Америка», «Процесс», «Замок» и сборник рассказов «На строительстве Китайской стены». При жизни Кафку знали лишь в очень узком читательском кругу. Но в годы Второй мировой войны и особенно после неё творчество Кафки приобрело международную известность. Умер Кафка 3 июня 1924 года на курорте Кирлинг близ Вены от чахотки.

 

«Странный», «кошмарный», «непонятный», «абсурдный», «завораживающий», «скучный», и, наконец, «гений», «пророк» — все эти полярные оценки даны одному и тому же писателю – Францу Кафке. Немецкий (австрийский) писатель, умерший в 1924 году, живёт сегодня в нашем лексиконе, ибо обогатил его выражениями кафкианская ситуация, персонажи Кафки, кафкианский кошмар, кафкианский мир. И подразумевают они не просто абсурдность сущего, но и запредельность абсурда. «Целесообразная несообразность мира» — вот как критик Затонский определяет бытие писателя, его мироощущение. Д.Берт включает Кафку в число ста лучших литераторов всех времён и народов, отводя ему почётное 31 место и пишет о его значении (обращаюсь к словам эпиграфа) О творчестве этого писателя, о своеобразии его новеллы «Превращение», которая является вершиной творчества писателя, мы сегодня будем говорить.

 Кафка противопоставлял две семейные линии: с одной стороны, семейство Кафки-отца, отмеченное силой, здоровьем, хорошим аппетитом, сильным голосом, даром слова, самодовольством, чувством превосходства над всеми, остроумием; а с другой – материнская линия семейства Леви, которое он наделяет такими качествами, как чувствительность, беспокойство, чувство справедливости. В письме, написанном отцу, которое тот так и не прочитал, Кафка открыто объявляет себя Леви. Всю жизнь его одолевали демоны и страхи. Он стыдился своего высокого роста, из-за которого чувствовал себя несильным, неуклюжим, смешным. Кафка- это галка, и галка будет служить эмблемой торгового дома отца. Франц мог идентифицировать себя с образом этой чёрной птицы и всегда ненавидел оба «К» в своей фамилии. Для него литература – это, прежде всего, та сфера, куда его отцу доступ закрыт, сфера реванша с отцом, наконец завоёванной независимости. Жестокость, гнев, несправедливость Германа Кафки в дальнейшем вошли в литературную историю. Франц вспоминал всю жизнь случай, когда он, будучи маленьким ребёнком, попросил принести ночью ему пить, отец же вытащил его в одной ночной рубашке на деревянный балкон и закрыл за ним дверь. А любимым ругательством его было: «Я разорву тебя на части». Мальчик потерял всякое доверие к себе, постоянно чувствовал себя виноватым, утратил способность свободно говорить. Мать старается его защитить, но свои страхи ребёнок проанализировать не может, он становится всё более замкнутым, ведь и мать – это «связь с отцом». Одиночество вокруг него усиливается. И даже сёстры не могли ему помочь. Он остаётся узником семейного очага, как остаётся узником Праги. В школе он дважды остаётся в пятом классе начальной школы по совету учителей. В лицее он тоже не чувствовал себя счастливым. В этом винить надо не лицей. Сам ребёнок сомневается в себе и испытывает постоянное чувство, будто находится на грани провала. В 18 у него аттестат зрелости, и он хочет избрать профессию, которая позволила бы ему относиться к ней с безразличием. «Самое подходящее – юриспруденция». На втором курсе он начинает посещать курсы германистики. Университет он захотел бросить, но отец запретил ему. В 1906 он без особого блеска сдаёт экзамены, проходит стажировку, его принимают в Агентство по страхованию рабочих от несчастных случаев. Здесь на этой службе он останется до тех пор, пока болезнь не заставит его отказаться от всякой профессиональной деятельности.

        Самое удивительное для него – знакомство и дружба на всю жизнь с Максом Бродом, который был на год младше его и читал лекции в университете. В 1918 году распалась Австро-Венгерская лоскутная империя Габсбургов, во главе которой почти 70 лет стоял Франц-Иосиф. Реальность этой дряхлой бюрократической монархии и её распад служили для австрийских писателей моделью мира, вели их к трагическим обобщениям.

Жуткие истории, с которыми Кафка сталкивался на работе, усиливают его трагическое мироощущение. Он не был профессиональным писателем, но творчеству был предан безгранично, хотя писал ночами, постоянно подрывая своё здоровье и усугубляя невроз. В 1909 он начинает вести свой дневник, который к 1924 году будет состоять из 13 толстых тетрадей большого формата. Он так и не обзавёлся семьёй, хотя всю жизнь страстно о ней мечтал. Всю жизнь он мечтал иметь ребёнка, поскольку считал, вслед за Наполеоном, что страшно умереть бездетным. Он не смог быть рядом с женщиной, которую по-настоящему любил, Миленой Есенской. Она будем первым переводчиком его книг. Милена понимала его, любила, но была замужем. Она не хотела умирать, она не хотела в бездну, куда он вольно или невольно тянул её, — быть может, этим и объясняется её отказ воссоединиться с ним навсегда? Он, совершенно не способный к какой бы то ни было борьбе, отступал перед малейшими препятствиями, она – сопротивлялась. Именно за участие в чешском сопротивлении была упрятана в немецкий концлагерь, где и погибла в 1944 году.

      В 1917 году у него проявилась болезнь, и жизнь отныне для него принимает новое течение. В 31 год ему впервые предстоит покинуть столь ненавистный семейный очаг. Однако уход не принёс ему освобождения. Только творчество спасает его от страхов. Болезнь всё чаще приковывает его к постели. Страдания его становятся невыносимыми. Известны его слова, обращённые к врачу: «Доктор, дайте мне смерть, иначе вы убийца». Он умер 3 июня 1924 года и похоронен на еврейском Страшницком кладбище в Праге. Несколько лет спустя рядом с ним окажутся мать и отец.

      В литературном мире уход Кафки прошёл незамеченным, к тому времени была опубликована незначительная часть всего написанного. Единственным откликом был некролог, который опубликовала Милена в пражской газете. «Он был застенчив, нежен и добр, но написанные им книги жестоки и болезненны. Он видел мир, наполненный незримыми демонами, рвущими и уничтожающими беззащитного человека… Он был художником и человеком со столь чуткой совестью, что слышал даже там, где глухие ошибочно считали себя в безопасности».

      Не прошло и года, как Макс Брод опубликовал «Процесс» (незавершённый роман) и вручил, таким образом, имя Кафки последующим поколениям. Всем известно, что, поступая так, он нарушил настоятельную волю автора, заключающуюся в требовании сжечь после смерти все его рукописи. Но рукописи, не горят, и «Процесс», как известно, оказался первым шагом на пути посмертного издания произведений писателя, и вскоре опубликуют всё, даже самое личное и тайное. Так хотел 20 век. Макс Брод предпочёл литературу почитанию. Но кто сегодня захотел бы упрекнуть его за это? Жизнь Кафки, полная лишений и тревог, на первый взгляд кажется обыденной. Но если посмотреть поглубже, то поймёшь, что не было жизни более романтической и более несчастной. Милена скажет о нём слова простые, но самые пронзительные:»Удивительны его книги. Сам он ещё удивительней. Конечно, мы-то как будто приспособлены к жизни, но это лишь потому, что нам однажды удалось найти спасение во лжи, слепоте, в воодушевлении, в оптимизме, в непоколебимости убеждения, в пессимизме – в чём угодно. А он никогда не искал спасительного убежища, ни в чём. Он абсолютно не способен солгать, как не способен напиться. У него нигде нет прибежища, приюта. Он голый среди одетых».

  Теперь наследство писателя состоит из 10-ти объёмистых томов: это три незавершённых романа – «Америка»(1916), «Процесс» (1918), «Замок» (1922); новеллы, притчи, афоризмы, «Дневники»(1910-1923), письма 1902-1924.

  Кафка - модернист по своему мировосприятию и художественному методу, хотя он хорошо знал и любил классику: Гёте, Флобера, Т.Манна, Гоголя, Толстого, Чехова, Достоевского. Из философов ему был близок С.Кьеркегор, предшественник экзистенциалистов.

  Его трудно связать с каким-то определённым модернистским течением. Он сам создал модернистское явление – кафкианство. Он сам был пророком...

Анализ новеллы Франца Кафки «Превращение»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: