МАСЛА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, ТРЕБОВАНИЯ К МАСЛАМ, ПРИСАДКИ, АССОРТИМЕНТ МАСЕЛ, СВОЙСТВА МОТОРНЫХ МАСЕЛ, СТАРЕНИЕ МАСЕЛ
Основные требования к моторным маслам. Применяемые присадки и условия работы масла в двигателях
Качество моторного масла — один из решающих факторов, определяющих работоспособность двигателя. Высокие эксплуатационные требования, которые предъявляют к маслам для двигателей, обусловили выделение их в особую группу моторных масел.
Основные функции моторного масла — снижение износа трущихся поверхностей, уменьшение затрат энергии на преодоление трения, отвод теплоты от нагретых деталей, обеспечение герметизации сопряжения цилиндр—кольцо—поршень и предохранение от коррозионного разрушения, удаление с трущихся поверхностей накапливающихся продуктов загрязнения.
Масло для двигателей должно:
- иметь вязкость, обеспечивающую надежную смазку деталей при всех рабочих температурах с наименьшими потерями на трение;
|
|
- обладать соответствующими низкотемпературными свойствами для облегчения зимнего пуска двигателя;
- иметь хорошие моющие и диспергирующие свойства. Этим достигается необходимая чистота деталей цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма;
- обладать высокими противоокислительными свойствами для торможения процессов окисления и уменьшения накопления в работающем масле продуктов окисления, составляющих основу нагара, лаков и отложений;
- защищать от коррозии подшипники из цветных металлов и от ржавления детали двигателя;
- обладать стабильностью и сохранять эксплуатационные свойства в процессе транспортирования и длительного хранения;
- удовлетворять требованиям экологической безопасности.
Нефтяные и синтетические базовые масла независимо от качества исходного сырья и способов их производства часто не могут обеспечить нормальную эксплуатацию современных двигателей.
Для получения масел, отвечающих предъявляемым требованиям, в них добавляют присадки.
Присадки — это вещества, улучшающие одно или несколько свойств масел.
Присадки должны полностью растворяться в маслах, не выпадать в осадок при длительном хранении, не задерживаться маслоочистительными устройствами двигателя, не растворяться в воде, не ухудшать физико-химические показатели качества масел.
|
|
В зависимости от назначения и условий работы масел концентрация присадок колеблется от тысячных долей до 10…15%.
В современные моторные масла вводят присадки следующих типов:
- вязкостные (полимерные) — для увеличения вязкости масла, улучшения вязкостно-температурной характеристики (повышения индекса вязкости масла) — в количестве 0,5…8,0 мас.%;
- депрессорные — для понижения температуры застывания масла (до 1 мас.%);
- моющие и диспергирующие — для уменьшения отложений лака, нагара и осадков на деталях двигателя и устранения пригорания поршневых колец (3…10 мас.%);
- антиокислительные — для торможения процессов окисления масла (0,5…2,0 мас.%);
- противоизносные — для снижения износа трущихся деталей (0,5…2,0 мас.%);
- противопиттинговые — для снижения задира трущихся пар, работающих при очень высоких удельных давлениях (2 500…3000 МПа), например, кулачок—толкатель V-образных бензиновых двигателей (до 2 мас.%);
- противокоррозионные — для предотвращения коррозии цветных и черных металлов (до 1 мас.%);
- противоржавейные — для борьбы с коррозией в условиях кратковременного и длительного хранения техники (1…5 мас.%);
- противопенные — для уменьшения склонности масла к пенообразованию (до 0,005 мас.%);
- многофункциональные — для обеспечения нескольких функциональных свойств: моющих, антиокислительных, противоизносных и др. (до 8 мас.%).
Присадки часто улучшают не одно, а одновременно несколько свойств масла, например присадки ДФ-11, ДБФ, А-22, ВНИИНП-354 улучшают противоизносные и одновременно антиокислительные свойства.
В масла (моторные, трансмиссионные, гидравлические) могут добавлять композицию многофункциональных присадок, состоящую из 4—6 присадок, или пакет присадок до 12 компонентов. Дозированием сбалансированного пакета присадок (до 12 мас.%) к базовому маслу получают марки товарных масел с разным уровнем эксплуатационных свойств.
Присадки и пакеты присадок к маслам могут быть как отечественных марок, например СамОйл-7311, СамОйл-7321, ВДС-941Н, К-47, К-48; перспективные — К-471, К-483, К-484, так и зарубежных.
Составление композиций присадок является сложным процессом. Эффективность присадок в композиции может взаимно усиливаться (синергизм) или ослабевать (антагонизм). Эксплуатационные качества масел могут ухудшиться при «несовместимости» присадок.
Относительно новым направлением в применении присадок к маслам являются антифрикционные присадки, или модификаторы трения (вводимые до 2 мас.%), снижающие коэффициент трения. Они образуют группу энергосберегающих моторных масел, выделенных в зарубежной классификации в отдельный класс EC (Energy Conserving). В качестве модификаторов трения применяют тонкодиспергированные маслорастворимые ПАВ соединений различных металлов: меди, никеля, кобальта и чаще всего молибдена. Энергосберегающие масла обеспечивают в условиях эксплуатации некоторую экономию топлива и уменьшение износа двигателя за счет снижения потерь энергии на трение.
Моторные масла работают в наиболее тяжелых и неблагоприятных условиях по сравнению с другими смазочными материалами.
Требования к качеству моторных масел в значительной степени определяются теплонапряженностью двигателей. В двигателе по температурным условиям работы выделяют высоко-, средне- и низкотемпературную зоны.
|
|
В высокотемпературной зоне (камера сгорания, головка цилиндров и верхняя часть поршня) температура раскаленных газов доходит до 2200°С. При попадании масла в камеру сгорания происходит его испарение, термическое разложение и сгорание.
В среднетемпературной зоне (поршень, поршневые кольца и палец, стенки цилиндров) масло подвергается действию температуры 280…350°С с образованием лаковых отложений, наблюдается пригорание и заклинивание (закоксовывание) поршневых колец.
Температура в этих зонах достигает значений, при которых происходят окисление и термическое разложение тонкой масляной пленки, интенсивное испарение и выгорание масла. Масло, поступающее для смазки деталей ЦПГ, дополнительно подвергается воздействию газов, прорывающихся в картер.
В низкотемпературной зоне (газораспределительный механизм, коленчатый вал, шатунные и коренные подшипники, картер двигателя, маслоочистительные устройства, масляные радиатор и магистрали) температура масла в картере двигателя достигает 110…130°С, в подшипниковых узлах до 200°С.
Температура в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала существенно ниже по сравнению с цилиндропоршневой группой, но на поверхности трения действуют значительные (до 35 МПа) удельные нагрузки, которые создают тяжелые условия работы масла. Под действием температуры и кислорода воздуха происходит окисление масла. Процесс ускоряется ввиду каталитического действия металлов вкладышей подшипников. В картере двигателя наблюдаются процессы осадкообразования, а также коррозии, обусловленной накоплением кислых продуктов. Окисление работающего масла происходит в объеме при интенсивном перемешивании с воздухом.
|
|
Теплонапряженность дизелей по сравнению с бензиновыми двигателями выше и обусловлена различием рабочих процессов.
Для обеспечения надежной работы современных высокофорсированных двигателей моторные масла должны обладать высокими эксплуатационными свойствами.