По российской классификации (ГОСТ 17479.1—2015) моторные масла подразделяют на классы по вязкости (табл. 1) и на группы по уровню эксплуатационных свойств и их назначению (табл. 2).
Таблица 1 - Классы вязкости моторных масел
Таблица 2 - Группы моторных масел
По классу вязкости моторные масла относят к одному из видов: летние 10, 12, 14, 16, 20, 24; зимние — 6, 8 и всесезонные 3з/8, 4з/6, 4з/8 и др.
Класс всесезонных (загущенных) масел с улучшенными вязкостно-температурными свойствами изображают дробью, в числителе которой указывают кинематическую вязкость при -18°С, а в знаменателе — при 100°С. Например, 5з/10 означает, что вязкость масла при -18°С равна (не более) 6000 мм2/с, а при 100°С находится в пределах 9,3…11,5 мм2/с. Буква «з» в индексе соответствует наличию вязкостной (загущающей) присадки.
По эксплуатационным свойствам стандартом предусмотрено пять групп масел, имеющих практическое применение: Б, В, Г, Д и Е.
В обозначении масел указывают: буква М — масло моторное; цифра или дробь — класс или классы вязкости для всесезонных масел; одна или две буквы обозначают уровень эксплуатационных свойств и область применения масла. Масла, используемые в бензиновых двигателях, имеют индекс 1, а в дизелях — индекс 2. В маслах, предназначенных для использования как в бензиновых двигателях, так и в дизелях, индекс не указывают.
Условное обозначение масел расшифровывается следующим образом.
Марка масла M-8B: буква М — масло моторное, класс вязкости 8, зимнее, универсальное, для среднефорсированных бензиновых двигателей и дизелей, группа В.
Масло марки М-6з/12-Г1: масло моторное, всесезонное, класс вязкости 6з/12, вязкость при -18°С составляет 10400 мм2/с, индекс «з» — содержит загущающую вязкостную присадку, 12 — вязкость при 100°С, мм2/с, группа Г1 — для смазывания высокофорсированных бензиновых двигателей.
Масло марки М-10Г2к: масло моторное, класс вязкости 10, летнее, для высокофорсированных дизелей без наддува, группа Г2, индекс «к» — разработано для дизелей автомобилей КамАЗ.
Масло марки М-4з/8-В2Г1: масло моторное, всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1).
Для новых моторных масел при обозначении допускается использовать символы классов вязкости зарубежной классификации SAE J300. Например, М5/W40D2, где М — масло моторное; 5/W40 — класс вязкости; D2 — для высокофорсированных дизелей с наддувом.
Наиболее распространенные марки моторных масел: для бензиновых двигателей М-4з/6-В1, М-5з/10-Г1, М-6з/12-Г1; универсальные М-8-В, М-6з/10-В; для дизелей — М-8-Г2, М-10-Г2, М-8-Г2к, М-10-Г2к, М-8-Д2(м), М-10-Д2(м).
Наряду с указанной в отечественной практике используется классификация моторных масел, регламентируемая стандартом Ассоциации автомобильных инженеров России (ААИ). По аналогии с классификацией ACEA требования к моторным маслам формализованы в стандарте СТО ААИ 003—05 (табл. 12.3). В соответствии с ним масла имеют буквенно-цифровое обозначение: Б — масла для бензиновых двигателей, Д — масла для дизелей. Уровень эксплуатационных свойств определяется цифрой: с увеличением значения повышаются требования к уровню эксплуатационных свойств. Например, для автомобилей ОАО «АВТО ВАЗ» «Лада Веста», «Лада Калина» уровень эксплуатационных свойств моторного масла должен соответствовать СТО ААИ 003 Б5/Б6.
Таблица 3 - Ориентировочное соответствие эксплуатационных свойств масел по ГОСТ 17479.1—2015 и классификациям API, ACEA и ААИ