Вязкость и вязкостно-температурные характеристики являются одними из главных эксплуатационных свойств масла для двигателей.
Вязкость (внутреннее трение) — свойство жидкости оказывать сопротивление относительному перемещению слоев.
От вязкости масла зависят обеспечение жидкостного трения, уплотнение узлов трения, легкость пуска двигателя. Значение вязкости указывают в марке масла.
Вязкость моторных и трансмиссионных масел нормируют при 100°С, индустриальных и гидравлических — при 40°С.
Величина вязкости чаще всего выражается в единицах вязкости кинематической в системе СИ — мм2/с при 100°С (в системе измерений СГС стоксы — Ст, сотая часть Ст называется сантистокс — сСт, 1 сСт = 1 мм2/с) или динамической вязкости в системе СИ — паскаль в секунду (Па·с). Кинематическую вязкость измеряют в приборах — капиллярных вискозиметрах, а динамическую — в ротационных вискозиметрах при различных градиентах скорости сдвига.
Вязкость масла зависит от внешних условий — температуры и давления.
При небольшом увеличении давления вязкость масел практически не изменяется. При увеличении давления, начиная с 5 МПа, вязкость масла повышается, что необходимо учитывать при эксплуатации пар трения. Давление в подшипниках коленчатого вала достигает 20…35 МПа, в подшипниках поршневого пальца — 50…90 МПа, в зубчатых передачах трансмиссии — 2000…4000 МПа. При высоком давлении вязкость масла возрастает в десятки раз. При увеличении давления возрастает также и температура масла.
С повышением температуры вязкость масла снижается, что может привести к вытеканию его из узлов трения. При низких температурах вязкость масла резко возрастает до полной потери текучести. Увеличение вязкости масла создает трудности при зимнем пуске двигателей. В стандартах вязкостно-температурные свойства масла обычно оценивают индексом вязкости.
Индекс вязкости — относительная величина, показывающая степень изменения вязкости в зависимости от температуры или пологость вязкостно-температурной кривой.
Рассчитывают индекс вязкости по формуле
ИВ = [(ν - ν1)/(ν - ν2)]100,
где ν — вязкость эталонного масла, мм2/с, при температуре 40°С имеющего индекс вязкости 0; ν1 — вязкость испытуемого масла при температуре 40°С, мм2/с; ν2 — вязкость высокосортного эталонного масла, мм2/с, имеющего при температуре 40°С индекс вязкости 100.
Показатели ν и ν2 берут из таблицы ГОСТ 25371—82 с учетом, что эталонные масла при температуре 100°С имеют одинаковую вязкость с испытуемым.
Возможно определение индекса вязкости масла графическим способом по номограмме. Для этого необходимо знать кинематическую вязкость испытуемого масла при 40 и 100°С. По точке пересечения значений этих вязкостей с одной из линий индекса вязкости определяют индекс вязкости испытуемого масла.
Индекс вязкости нефтяных масел без вязкостных присадок составляет 85…100 пунктов. Синтетические базовые масла имеют индекс вязкости, равный 120…150 пунктов, на их основе получают всесезонные масла с широким температурным диапазоном работоспособности.
Чем выше индекс вязкости, тем меньше меняется вязкость с изменением температуры и тем лучше вязкостно-температурные характеристики масла. Для повышения индекса вязкости маловязких масел в них вводят вязкостные загущающие присадки. Такие масла называют загущенными.
Антиокислительные свойства характеризуют окисление масел в процессе их работы в двигателе, что приводит к образованию лаков и нагаров на деталях и накоплению различных продуктов окисления в самом масле.
Масляные фракции являются сложной смесью различных углеводородов, которые неодинаково реагируют с кислородом. При нормальной температуре окисляются только непредельные углеводороды, которых в масле практически нет. Чем выше температура зон, куда попадает масло, тем более глубокие превращения оно претерпевает.
При температуре 60…70°С в соединение с кислородом вступают наименее устойчивые углеводороды; при этом образуются различные кислые соединения, которые растворимы в масле. При дальнейшем повышении температуры образуются продукты более глубокого окисления — асфальтовые вещества, оксикислоты, углеродистые продукты (карбены и карбоиды). Эти соединения не растворимы в масле или ограниченно растворимы. Они выделяются в виде осадков, лаков и нагаров.
При температуре 150°С и выше процессы окисления протекают очень интенсивно. Когда температура превышает 300°С одновременно с реакциями окисления происходит термическое разрушение углеводородов. В результате окисления и термического распада углеводородов, срабатывания и разложения присадок в работающем масле накапливаются органические кислоты, асфальтено-смолистые вещества и продукты изнашивания. Эксплуатационные свойства масла ухудшаются.
Основными видами углеродистых отложений в двигателе являются нагары, лаки и низкотемпературные отложения.
Нагары — твердые, черного цвета углеродистые вещества, откладывающиеся на деталях двигателя.
Нагары откладываются на стенках камеры сгорания, клапанах, свечах зажигания, днище поршня, верхнем пояске боковой поверхности поршня, форсунках, в продувочных окнах и т. п. Нагары содержат также зольные продукты распада присадок.
Лаки — тонкие, как правило, блестящие пленки из продуктов окисления масла от светло-желтого до темно-коричневого и даже черного цвета.
Лаки откладываются в зоне поршневых колец, на юбке и внутренних стенках поршня, на шатунах, стержнях клапанов, стенках масляного поддона и т. п. Лаковые пленки очень прочны и имеют низкий коэффициент теплопроводности. Лаки способствуют пригоранию поршневых колец и перегреву деталей.
Низкотемпературные отложения (шламы) — мазеобразные отложения в картере и на нерабочих внутренних поверхностях двигателя, особенно в зонах с пониженной температурой.
Отложения этого типа характерны для условий зимней эксплуатации, работы двигателей при частых пусках и остановках и на низкотемпературном режиме (переохлаждении).
В зависимости от условий эксплуатации, типа масла и конструкции двигателя характер низкотемпературных отложений может быть различен и их состав может изменяться примерно в следующих пределах, мас.%:
- Масло50…85
- Вода5…35
- Топливо1…7
- Зола1…8
- Оксикислоты2…15
- Асфальтены0,1…1,5
- Карбены и карбоиды2…10
Оксикислоты, асфальтены, карбены и карбоиды являются продуктами окисления масла.
Шламы наблюдаются в больших количествах в изношенных двигателях, так как повышенный прорыв газов из камеры сжатия в картер способствует интенсивному загрязнению масла продуктами окисления.
Основным фактором, влияющим на протекание реакций окисления, является температура. С повышением температуры скорость окисления возрастает в десятки раз. В картере, маслопроводах, масляном радиаторе окисление происходит в объеме. В некоторых узлах, например внутренней части поршня, масло находится в туманообразном состоянии.
Отложение нагара на деталях начинается с образования лаковой пленки. На многих горячих деталях — цилиндрах, поршнях и кольцах — масло испаряется, подвергается термическому разрушению и окисляется в тонком слое. Чем тоньше масляная пленка и выше температура деталей, тем интенсивнее образуются лаковые отложения. В зонах высоких температур лаковая пленка обугливается. В ней происходят процессы коксообразования.
На процессы нагарообразования помимо масла оказывают влияние качество топлива и содержание в бензине различных соединений, например антидетонационных присадок.
Для торможения процессов окисления в масле и снижения нагаро- и лакообразования в двигателе используют антиокислительные присадки, такие как диалкилдитиофосфаты цинка (присадка ДФ-11), некоторые фенолы. Присадки этого типа способны прерывать цепные реакции окисления, разрушать гидропероксиды и превращать активные радикалы (инициаторы окисления) в неактивные соединения.
Для уменьшения низкотемпературных отложений в масла вводят полимерные присадки, например некоторые сополимеры, включающие высокополярные группы, или сукцинимиды (полимерные присадки, имеющие в своем составе аминные группы).
Способность масла противостоять реакциям взаимодействия с кислородом воздуха при нормальной температуре называют химической стабильностью. При нормальных условиях хранения минеральные масла длительное время практически не окисляются и не изменяют своих первоначальных свойств.
Термоокислительная стабильность — это способность масел противостоять окислению при повышенной температуре. В маслах стабильность к окислению определяют по индукционному периоду осадкообразования (ИПО). Сущность метода заключается в окислении масла при температуре 200°С в приборе (ДК-НАМИ) с последующим определением количества нерастворимого осадка. В моторных испытаниях оценивают антиокислительные свойства по увеличению вязкости масла за время работы в двигателе (установки ИКМ, Petter W-1).
Моющими свойствами называют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей работающего двигателя, поддерживая продукты окисления и загрязнения во взвешенном состоянии. Чем выше моющие свойства, тем меньше нагара и лаков накапливается на деталях ЦПГ двигателя.
Минеральное масло без присадок при работе двигателя вызывает закоксовывание колец и обильное загрязнение всех деталей. Высокие моющие свойства товарным маслам придают моюще-диспергирующие присадки, вводимые совместно с присадками других назначений (антиокислительной, противокоррозионной и т. п.).
Существуют два типа моющих присадок — зольные и беззольные. Зольные присадки при сжигании дают золу, которая прилипает к поверхности деталей, а беззольные нет. Зольные присадки представляют собой сульфонаты щелочно-земельных металлов бария и кальция.
Металлсодержащие присадки повышают зольность масла, что может привести к образованию зольных отложений в камере сгорания, замыканию зазора электродов свечей зажигания, преждевременному воспламенению рабочей смеси, прогару выпускных клапанов, абразивному изнашиванию. Наличие в присадках соединений металлов щелочного характера (бария или кальция) придает этим присадкам щелочность. Поэтому о количестве присадок можно судить по значению щелочного числа. У современных масел этот показатель находится в пределах 4…10 мг KOH на 1 г масла.
Беззольные моющие присадки представляют собой органические соединения, при сжигании которых зольных отложений не образуется, так как они не содержат в своем составе металла.
Моющие свойства масла оценивают на лабораторной установке ПЗВ — одноцилиндровом двигателе с электроподогревом рабочих узлов (рис.1). При испытаниях в течение 2 ч при определенном температурном режиме масло, попадая на стенки нагретого поршня, окисляется, образуются нагары, лаки и осадки. После испытаний двигатель разбирают и оценивают лакообразование на боковой поверхности поршня с помощью цветной шкалы по семибалльной системе: чистый поршень — 0, если черными лаковыми отложениями покрыта вся боковая поверхность поршня — 6 баллов. Масла, обладающие хорошими моющими свойствами, имеют оценку по методу ПЗВ не более 1 балла.
Рисунок 1-Установка ПЗВ:
1 — электродвигатель; 2 — одноцилиндровый двигатель; 3 — электронагревательные элементы
Противоизносным свойством масла называется его способность препятствовать износу трущихся пар в двигателе. Эти свойства зависят от физико-химических показателей качества масла, в частности вязкостно-температурных характеристик, смазывающей способности, количества и эффективности введенных в масло присадок и условий эксплуатации.
В двигателе наблюдаются практически все режимы смазки: гидродинамический, граничный и в отсутствие смазки — «масляное голодание». Режим трения зависит от условий работы трущихся поверхностей — температуры, скорости, нагрузки, агрессивности окружающей среды, качества применяемого смазочного материала, технологии изготовления узла трения. Если детали хорошо обработаны, работают при высоких скоростях и сравнительно небольших нагрузках, то обеспечивается жидкостное трение. Для обеспечения минимальных износов необходим правильный выбор масла по вязкости и составу.
Наибольший износ приходится на период пуска и прогрева двигателя, характеризуемый малой подачей масла. Масла с высокой вязкостью при низкой температуре загустевают и не поступают к трущимся поверхностям. Трущиеся детали длительное время работают в режиме «масляного голодания». При этом возрастает интенсивность их изнашивания, увеличиваются затраты энергии на преодоление внутреннего трения. Использование менее вязких масел облегчает условия пуска и прогрева, режим жидкостного трения наступает быстрее.
В тех случаях, когда действуют высокие удельные нагрузки, а скорость невелика, используют масло повышенной вязкости.
Для улучшения смазывающей способности в масла вводят противоизносные и противозадирные присадки. В качестве присадок для уменьшения износа используют поверхностно-активные органические соединения, в состав которых входят фосфор, сера, хлор, различные металлы и другие элементы.
Действие противоизносных присадок заключается в следующем: при температуре 120…150°С они образуют на поверхностях трения адсорбционные прочные пленки, защищающие поверхности не только от износа, но и от задира и усталостного разрушения. При возрастании температуры до 200°С более активные вещества присадок вступают в химическое взаимодействие с металлом, образуя хемосорбционную пленку, которая предохраняет металл от износа и уменьшает трение.
Под противозадирными свойствами понимают способность масла при высоких удельных нагрузках и температурах препятствовать задиру деталей в условиях «масляного голодания». При очень жестких условиях трения запаса противозадирных качеств масел бывает недостаточно, и тогда наблюдаются задиры зеркала цилиндра, повышение износа поршневых колец, питтинг толкателей и кулачков распределительного вала. Двигатели современных конструкций с низким расходом масла (менее 1,5…2,0 мас.% расхода топлива) предъявляют повышенные требования к противозадирным свойствам масла.
Оценивают противоизносные и противозадирные свойства масел на четырехшариковой машине трения (ЧШМ). Основной узел ЧШМ — пирамида из трех неподвижных и одного подвижного шаров (рис. 2).
Рисунок 2 - Четырехшариковый узел трения машины:
1 — верхний шар; 2 — нижние шары; 3 — масло
Критическая нагрузка заедания P к является показателем противозадирных свойств.
Оценочными противоизносными показателями являются диаметр пятна износа на нижних шарах, значение коэффициента трения, потеря массы образцов, нагрузка разрушения граничных пленок и др.
Износ деталей двигателей резко возрастает при попадании в масло пыли. Масло, содержащее механические примеси, к применению непригодно. Использовать такое масло можно только после удаления (отстой, фильтрация) абразива.
На степень износа деталей двигателей влияет режим или периодичность замены масла. Сроки замены масла в двигателе устанавливаются с учетом изменения всех эксплуатационных свойств.
Противокоррозионными свойствами масла называют его способность препятствовать коррозии деталей двигателей.
Коррозионность масел оценивают по потере металла в граммах на квадратный метр (г/м2) при контакте его с маслом за определенное время. В технические условия на моторные масла введен показатель коррозионности, определяемый по методу Пинкевича или методу НАМИ (с помощью прибора ДК-3).
По методу Пинкевича определяют потерю массы свинцовых (свинцовистой бронзы) пластин, периодически погружаемых (15 раз в минуту) в нагретое до температуры 140°С масло при продолжительности испытаний 25 ч, в приборе ДК-3 НАМИ — 10 ч. Показатели коррозии по НАМИ и Пинкевичу отличаются незначительно и позволяют оценить масла по их воздействию на металл.
Противокоррозионные свойства масла в моторных испытаниях на полноразмерных двигателях или одноцилиндровых установках ИКМ, Petter W-1 оценивают по потере массы вкладышей шатунных подшипников и состоянию поверхностей трения (цвет, задир, следы коррозии).
В свежих маслах коррозионно-агрессивными продуктами являются активные сернистые соединения, минеральные кислоты и щелочи. В процессе работы масло окисляется, в работающем масле накапливаются органические кислоты, пероксиды, оксикислоты, смолистые вещества. При соприкосновении с продуктами сгорания образуются коррозионно-активные оксиды серы и кислоты.
Наличие и количество органических кислот определяется кислотным числом — количество миллиграммов КОН, необходимого для нейтрализации кислот, содержащихся в 1 г масла. Для различных масел кислотное число составляет 0,005…0,30 мг КОН/г масла.
На скорость коррозионного разрушения существенное влияние оказывает вода. Вода может накапливаться в масле при несоблюдении правил транспортирования, хранения и доливки в двигатель. Кроме того, пары воды попадают в масло при работе двигателя с прорывающимися газами, которые содержат много воды, образующейся при сгорании топлива.
Для защиты металлов от коррозии применяют противокоррозионные присадки. Активные элементы присадки (сера, фосфор и др.) образуют на поверхности металла защитные пленки, надежно предохраняющие цветные металлы от коррозии.
Коррозионное действие масла на металлы в двигателе также уменьшается при применении коррозийно-стойких металлов и подшипниковых сплавов, например алюминиевых.
Противопенные свойства характеризуют пенообразование или выброс масляной пены. При работе масла в двигателе создаются условия для образования пены. Этому способствует бурное перемешивание масла с воздухом вследствие вращения деталей кривошипно-шатунного механизма, наличия в масле стабилизаторов ПАВ следов воды и продуктов окисления масла. Пенообразование нарушает нормальные условия режима смазки.
Пенообразование уменьшается с повышением температуры масла, так как при этом вязкость масла снижается и стойкость пены падает.
Для устранения пенообразования практически во все современные моторные масла вводят противопенные присадки. Действие присадок заключается в том, что они плохо растворяются в масле, вытесняют ПАВ и концентрируются на поверхности раздела фаз воздух—масло. В результате скорость разрушения пены становится больше, чем скорость ее образования. Противопенные присадки относят к классу кремнийорганических полимеров, например широко используемая отечественная присадка ПМС-200А.
Низкотемпературные свойства характеризуют изменение вязкости масла (до полной потери текучести) с понижением температуры. К ним относят температуру застывания масла, при которой масло теряет текучесть. Застывание масел в большинстве случаев обусловлено образованием в объеме охлаждаемого масла кристаллов парафина. Температура застывания работающего масла должна быть на 5…7°С ниже той температуры, при которой масло должно обеспечивать прокачиваемость.
Летние моторные масла застывают при температуре −10…−15°С, всесезонные — при температуре не выше −42°С. Температура застывания маловязких индустриальных и гидравлических масел — около −50…−60°С.
Температуру застывания базовых масел понижают применением депрессорных присадок. При охлаждении масла выделяющиеся кристаллы парафина образуют каркас, внутри которого находится жидкое масло. Депрессоры препятствуют образованию каркаса, масло сохраняет текучесть.