Подход школы «Международное сообщество

Военно-политическое присутствие и соперничество сверхдержав с одной стороны и, с другой стороны – создание новых альтернативных инфраструктурно-логистических маршрутов в свою очередь, привело к формированию и усилению многовекторного внешнеполитического курса стран региона. Для лучшего понимания данных процессов мы обращаем внимание на теоретические подходы специалистов – сторонников школы «международное сообщество» (International Society scholars), которые подчеркивают: «Они берут на основу исторические и институциональные аспекты мировой политики. Они отмечают такие пары, как конфликт и сотрудничество, системы и общества, порядок и справедливость в отношениях государств. Они пытаются понять разницу между международной системой и международным сообществом, а также способы, в которых международная система может быть преобразована в международное сообщество, и наоборот. Они замечают институциональный аспект в мировых делах, таких как дипломатическая практика, договорные отношения, а также международные организации.

До вхождения США и их союзников в регион самими молодыми государствами региона было инициировано создание региональной организации «Центрально-азиатский Союз» (ЦАС, 1994 г.), которая позднее была переименована на «Центрально-азиатское экономическое сообщество» (ЦАЭС, 1998 г.). Размещение натовских войск в Центральной Азии не только не привело к завершению безраздельного российского доминирования в регионе, но и побудило к активизации поиска своего «регионального лица». Лидеры четырех стран (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана в ташкентском саммите ЦАЭС (декабрь 2001 г.) договорились о преобразовании ЦАЭС. В начале следующего года в Алматы был подписан Договор о создании Организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество» (ОЦАС, февраль 2002 г.). Однако в душанбинском саммите ОЦАС (октябрь 2004 г.) к организации присоединилась Россия, а через год на саммите ОЦАС в Санкт-Петербурге (октябрь 2005 г.) было принято решение о ее объединении с Евразийским Экономическим Союзом (ЕврАзЕС). Таким образом, Россию удалась связать региональную организацию Центральной Азии с более крупной межрегиональной организацией. Здесь главную роль играла не только российская политика блокирования внутрирегиональной структуры, но и незавершенность процесса нациостроительства внутри стран региона, когда усиливаются центробежные процессы.

Хотя создание сугубо региональной организации до настоящего время не увенчалось успехом, однако переход от политики ориентации на Россию в большинстве государств региона, включая Республику Таджикистан, к политике «многовекторности» стал реальностью

По мнению Президента РК Н. Назарбаева, многовекторность означает «…развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес. Казахстан, в силу своего геополитического положения и экономического потенциала, не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе». После создания Евразийского Экономического Союза (ЕЭС) с участием Республики Казахстан (май 2014) некоторые аналитики указывали на то, что страна отходит от многовекторности в пользу России. Данное утверждение было отвергнуто самим главой государства, который подчеркнул: «Мы не отказываемся от многовекторности нашей политики, и для этого нет оснований. С 1 января Казахстан входит в Евразийский экономический союз. В то же время мы уже накануне вступления во Всемирную торговую организацию. Мы завершили переговоры по проекту соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом. Во всех договорах, которые мы подписываем, в том числе о Евразийском экономическом союзе, сказано, что это не препятствует нашему общению с третьими государствами.

Идея о многовекторности, впервые озвученная в регионе со стороны лидера Казахстана, постепенно стала феноменом всей Центральной Азии.

Республика Таджикистан также прилагает усилия по максимальному использованию своего геополитического местонахождения и культурных ценностей своего общества. Неспешный подход в подготовительном процессе вхождения в ЕАЭС при одновременном форсировании запуска мегапроекта CASA-1000 в сторону Афганистана и Пакистана можно причислить к усилиям Таджикистана по сохранению и, по мере возможности, усилению своей многовекторной внешней политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: