Исследовательский метод

Сущность исследовательского метода заключается в организа­ции учителем поисковой, творческой деятельности учащихся для решения новых проблем и проблемных задач. Назначение данного метода - полноценное усвоение школьниками опыта творческой деятельности. Исследования психологов и дидактов показали, что ограничение учебного процесса участием школьников только в частичном решении творческих задач (как это имеет место в процессе использования эвристического метода обучения) не при­водит к формированию умений исследовать и решать целостные проблемы. Целостная задача требует умений: анализировать ус­ловие ее в соответствии с вопросом задачи; преобразовывать ос­новную проблему в ряд частных проблем; составлять план и эта­пы решения проблемы; формулировать гипотезу; проверять полу­ченное решение теоретически и экспериментально и т.д. Поэтому именно исследовательский метод является основным методом обучения опыту творческой деятельности.

С помощью исследовательского метода организуется творче­ское усвоение знаний, т.е. этот метод учит школьников применять известные им знания для решения проблемных задач и добыва­ния новых знаний в результате такого решения. Кроме того, он обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов. Очевидно, что исследова­тельский метод является условием формирования интереса, по­требности в самостоятельной, творческой деятельности у уча­щихся.

Характер заданий при исследовательском методе может быть самым разным: классные лабораторные работы и домашние практические задания; решение аналитических проблем; задания кратковременные и предполагающие необходимым определенный срок (неделю, месяц); задания групповые и индивидуальные и т.д.

Лабораторные работы, являющиеся неотъемлемой частью учеб­ного процесса по физике, организуются, как правило, по инструк­ции (чаще всего находящейся в тексте учебника). В подобных ин­струкциях учащимся даются точные указания о действиях с пред­ставленными приборами, о необходимости проведения тех или иных измерений и пр.; на долю школьников при подобной орга­низации лабораторных работ приходится только фиксация ре­зультата или умозаключение о результатах деятельности. Такие лабораторные работы безусловно полезны и необходимы, осо­бенно на начальном этапе обучения физике. Однако цели и задачи обучения в современной школе требуют приобщения учащихся к самостоятельному, творческому поиску. Поэтому многие учителя физики сегодня организуют исследовательские лабораторные ра­боты, в инструкциях к которым определяется только цель работы, а этапы исследования (план работы) школьники должны разработать сами (а иногда и сами определить и подобрать необходимые для работы приборы и приспособления). Особенно целесообразно организовывать исследовательские лабораторные работы во вре­мя физического практикума.

Основным условием организации исследовательских заданий любого типа является прохождение учащимися всех или большин­ства этапов процесса исследования (с учетом требований посильности и доступности предлагаемых заданий). Целостное их реше­ние и обеспечит выполнение исследовательским методом его функций. Этими этапами являются:

  1. наблюдение и изучение фактов и явлений;
  1. выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем);
  1. выдвижение гипотез;
  2. построение плана исследования;
  1. осуществление плана, состоящего в выяснении связей изу­чаемого явления с другими;
  1. формулирование решения, объяснения;
  2. проверка решения;
  1. практические выводы о возможном и необходимом приме­нении полученных знаний.

Очевидно, что вся группа продуктивных методов обучения (проблемного изложения, эвристический и исследовательский) призвана способствовать усвоению знаний и умений школьников на уровне их творческого применения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: