Глава 7. Частно-методическая система методов обучения

Методисты физики обычно классифицируют методы обучения несколько по-другому, выделяя словесные, наглядные и практиче­ские методы обучения. Здесь мы подробно остановимся на сло­весном методе обучения.

Словесные методы обучения. К ним относятся методы устного изложения материала (рассказ, объяснение, беседа, лекция), а также работа с книгой (учебником, хрестоматией, справочника­ми, дидактическими материалами и пр.). Общим для всех методов является то, что они используют одно и то же средство обучения -слово, устное или письменное, - и применяются преимущественно при сообщении учащимся нового материала.

Рассказ. Рассказом называется последовательное изложение фактического материала, относящегося к изучаемой теме. На уро­ках физики рассказ используется учителями во всех классах для ознакомления учащихся с физическими законами и их использованием, с историей физики и фактами из жизни и деятельности ученых, с основными принципами устройства технических объек­тов и пр. Иными словами, рассказ может быть использован учителем физики на любом уроке, если это обосновано его дидактической целью. Следует только иметь в виду, что длительность монологического изложения материала должна быть строго дозирована и учитывать возрастные особенности учащихся. Так, в основной школе целесообразно использовать рассказ продолжительностью 10-15 мин; в течение этого времени сохраняется ак­тивное внимание учащихся.

Рассказ на уроках физики обычно сопровождается показом демонстраций, таблиц и рисунков, поясняющих учебный материал, а также фрагментов кинофильмов, диафильмов, компьютерных учебных программ и т.д. В арсенале учителя физики находится достаточно большой перечень средств обучения, которые могут сопровождать устное изложение материала и способствовать восприятию, пониманию и запоминанию изложенного материала.

Объяснение. Объяснение — это такое изложение учебного мате­риала, при котором учитель анализирует, обосновывает, доказыва­ет, а не просто излагает новую информацию, как при рассказе.

Учитывая характер физического материала, метод объясне­ния следует использовать гораздо чаще, чем рассказ. Раскрывая сущность физических явлений и законов, связей между ними и объединяющими их физическими теориями, рассматривая физи­ческие опыты, различные технические устройства и процессы; учитель физики не может обойтись без доказательств. С логиче­ской точки зрения доказательства делятся на индуктивные и де­дуктивные. Примеры использования индукции и дедукции при обучении физике приводились выше, при рассмотрении взаимо­связи методов обучения и методов научного познания.

Лекция. Школьная лекция, в отличие от рассказа и объяснения, характеризуется большей длительностью изложения учебного ма­териала; она ставит своей целью обобщенное раскрытие сравни­тельно большого по объему материала.

В последние годы школьная лекция становится все более рас­пространенной формой организации уроков физики в старших классах. Она используется с целью изложения нового материала (особенно эффективно использование лекций в системе лекцион-носеминарских занятий), на повторительно-обобщающих уроках, где проводится обобщение и систематизация знаний учащихся, а также на обобщающих занятиях в конце изучения темы или курса физики («Основные законы электродинамики и их техническое применение», «Современная научная картина мира», «Физика и научно-технический прогресс» и т.д.).

Лекционный метод обучения требует от учащихся, особенно на начальных стадиях, достаточно больших усилий. Учителю необходимо научить школьников воспринимать информацию в тече­ние длительного времени (один, иногда два урока подряд) и фиксировать ее в форме конспекта. Поэтому перед началом из­ложения учитель должен сообщить план лекции, записать его, чтобы учащиеся могли следить за ходом мысли преподавателя и последовательностью раскрытия темы. Изложение материала учителем должно быть очень четким, сопровождаться демонст­рациями и другими средствами обучения, записями на доске. Школьники должны постепенно научиться вести конспект лек­ции, занося в тетрадь не только формулы и рисунки, появляю­щиеся на доске, но и пояснения и выводы по отдельным пунктам плана лекции. Для учителя подготовка лекции также требует немалых усилий. Необходимо продумать, на какую информацию следует обратить внимание учащихся, как это сделать, ограни­читься ли выделением голосом, или необходимо повторение ли­бо диктовка и пр. И, главное, как сделать лекцию интересной, как удержать внимание школьников в течение всего периода времени.

Тщательно разработанная и умело проведенная лекция с хо­рошо подобранными наглядными средствами обучения произво­дит очень сильное впечатление на школьников и готовит их к продолжению образования вне стен школы.

Беседа. Беседой принято называть «вопросно-ответный» метод обучения. Она применяется во всех звеньях учебного процесса. Бе­седа используется с целью сообщения новых знаний, актуализа­ции старых и закрепления вновь полученных, для проверки и оценки знаний, при обсуждении результатов фронтальных и ла­бораторных работ и т.д. Диалог между преподавателем и учащи­мися позволяет широко применять постановку познавательных проблем и отдельные элементы поиска, благодаря чему поддер­живается постоянный интерес к изучаемому материалу и высокая активность учащихся.

Беседа - весьма сложный метод обучения. Для успеха ее прове­дения необходима очень тщательная подготовка, учет всех основ­ных требований, предъявляемых к беседе. Эти требования можно разделить на требования к вопросам учителя, к ответам учащихся и к организации беседы на уроке.

Вопросы учителя должны быть краткими и точными; задавать­ся в логической последовательности; будить мысль ученика, за­ставить его задуматься, вспомнить, выделить из общего знания требуемое, произвести сравнение, анализ; общее число вопросов должно быть оптимальным, т.е. небольшим, но достаточным для достижения дидактической цели. При подготовке конспекта уро­ка учителю рекомендуется записывать вопросы, так как именно в письменном виде становится очевидной грамотность и точность формулировки вопроса, логическая последовательность всей сис­темы вопросов.

Из требований к ответам учащихся следует назвать прежде все­го полноту ответов, особенно в основной школе, где задача овла­дения языком физики-науки является актуальной. Ответы должны быть осознанными и аргументированными, отражать самостоя­тельность мышления.

Требования к организации беседы касаются в первую очередь приемов задавания вопросов и вызова учащихся для ответа. Так, учителю рекомендуется задать вопрос классу в целом, дать уча­щимся мысленно подготовиться к ответу, а затем уже назвать ученика для ответа на поставленный вопрос. Приемы и способы организации беседы на современном уроке физики весьма раз­нообразны. Не всегда беседу должен вести учитель; возможна, например, такая организация беседы, при которой учителю принадлежит роль «дирижера», а беседу ведут учащиеся между собой и т.д.

Особая роль среди всех форм организации беседы принадле­жит эвристической беседе, о которой уже шла речь выше (см. 6.4). Именно эвристическая беседа в наибольшей степени способствует развитию мышления школьников, их самостоятельности и актив­ности, приобщает к творческому поиску.

Работа с книгой. Умение работать с книгой - учебником, спра­вочником, хрестоматией, научно-популярной литературой и пр. - играет большую роль в решении всех задач обучения физике. С одной стороны, работа с книгой способствует глубине и прочно­сти знаний учащихся, повышает их интерес к изучаемому предме­ту, развивает самостоятельность, с другой - формирует чрезвы­чайно важные общеучебные умения школьников: умение выделить главное в прочитанном, составить краткий или развернутый план, конспект текста, находить ответы на поставленные вопросы, на­учиться работать с аппаратом книги и т.д.

Все современные учебники физики содержат достаточно раз­нообразный материал, ориентирующий школьников на работу с книгой. Это и вопросы для самоконтроля, предполагающие поиск ответов в тексте параграфа, и задания к рисункам, схемам, графи­кам, таблицам, находящимся на страницах учебника, и многое другое. Как показывает опыт работы, многие учителя физики предлагают школьникам домашние задания, направленные на ра­боту с текстами параграфов. Например: составить план к тексту; выделить главное в прочитанном параграфе; подготовить ответ о каком-либо явлении, законе, устройстве в соответствии с обоб­щенным планом ответа; самостоятельно прочитать и подготовить пересказ какого-либо параграфа (чаще всего это касается текстов, описывающих применение полученного знания в быту или техни­ке) и т.д.

Не менее важно научить школьников пользоваться дополни­тельной и научно-популярной литературой. Это касается, прежде всего, справочника для учащихся по физике и технике, хрестоматии по физике для старшеклассников, книги для чтения по физике для основной школы. Все эти издания входят в комплект книг по физике и имеются в кабинете или библиотеке каждой школы. Кроме того, существует достаточно большой набор различных дидактических материалов по физике, который учителя исполь­зуют для самостоятельной работы учащихся. Одной из форм ор­ганизации процесса обучения является подготовка докладов и со­общений школьниками. Для этой цели учителя советуют им поль­зоваться не только учебной, но и научно-популярной литерату­рой, журналами, энциклопедиями, в том числе очень популярны­ми детскими энциклопедиями.

Таким образом, используя метод работы с книгой, учителю удается разнообразить процесс обучения физике, развивать такие черты личности школьника, как самостоятельность, инициатив­ность, познавательная активность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: