Письмо. Понятие о тексте как о связном высказывании

Цель урока:

1. Учить членить сплошной текст на предложения;

2. Развивать пространственные представления детей на основе упражнений в анализе, навыки грамотного, каллиграфического письма;

3. Закрепить правила написания предложений;

4. Воспитывать мотивацию к учению, трудолюбию.

1. Речевая гимнастика.

Наш Полкан попал в капкан.

Нужно помочь Полкану

Освободить лапу из капкана.

- Что это? Прочитайте.

-Какие звуки повторяются?

-Прочитаем тихо, громко, очень громко.

-Прочитаем, выделяя голосом подчеркнутые слова.

-Теперь прочитаем так, чтобы все поняли, что вы жалеете Полкана.

2. Введение понятия «Текст» на основе сопоставления текста и набора предложений.

На доске две записи.

а) На прогулке пудель так и искрится от радости. Кошки любят сметану и колбасу. Ребята решили построить скворечник.

б) Пудель – красивый и жизнерадостный пес. У него волнистая шерсть. Он очень понятлив и послушен. Пудель ласков и очень предан хозяину.

- Приходилось ли вам слышать слово «текст»? Что оно обозначает?

Целевая установка. Сегодня на уроке мы уточним, что такое текст, узнаем, какими признаками он обладает и как отличить текст от набора предложений.

Запись в тетради темы урока: Текст.

- Прочитайте обе записи на доске.

- Попробуйте определить, где записан текст. Почему вы так решили?

- О ком говорят предложения в первой записи? А во второй?

- Попробуйте придумать заглавие к первой записи и ко второй.

Вывод: Во второй записи дан текст, так как все предложения в нем связаны по смыслу, рассказывают об одном и том же. К тексту можно придумать заглавие.

На доске:

а) Предложения связаны в тексте по смыслу.

б) К тексту можно придумать заглавие.

3. Введение понятия о том, что каждое предложение в тексте имеет свои границы, путем работы с деформированным текстом.

На партах карточки с напечатанным текстом.

Храбрый дрозд

Однажды кот Васька увидел на дереве гнездо в гнезде пищали пушистые птенцы кот полез на дерево но тут прилетел старый дрозд он стал клевать кота в нос и глаза как же испугался разбойник скатился он с дерева и побежал.

- Прочитайте запись про себя. Почему ее трудно читать? (Лексическая работа со словом «граница», повторение многозначных слов.)

- Какие знаки мы можем поставить в конце предложения? А как мы еще показываем, что одно предложение кончилось и началось другое?

- Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки препинания, напишите, где это нужно, большие буквы.

- Теперь выразительно прочитаем текст так, чтобы было видно, что каждое предложение имеет конец.

- Докажите, что мы прочитали текст.

- Что мы еще узнали о тексте?

На доске:

в) Все предложения в тексте имеют границы (запись в тетради).

4. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют определенную последовательность. На партах карточки с текстом.

Котенок и утята

Однажды увидел он утят – и за ними.

Из нее выскочил лохматый пес.

А утята спокойно пошли к воде.

Жил котенок во дворе с мамой.

Утята побежали к собачьей будке.

Котенок пружиной взлетел на плетень.

- Прочитайте. Как вы думаете, это текст?

- Почему?

- Что нужно сделать, чтобы из этих предложений получился текст?

Работа ведется коллективно, начинается методом «от противного». Последовательность предложений обозначается цифрами.

- Прочитайте предложения в нужной последовательности. Докажите что у нас получился текст.

- Какой мы сделаем вывод после выполнения этой работы?

На доске (дописывается третий текст):

Все предложения в тексте имеют границы и определенное место.

5. Оформление текста на письме.

- Можем ли мы каждое предложение в тексте писать с новой строки?

- Как мы пишем первое предложение в тексте? (С красной строки.)

- Красное – это старинное народное название красивого. Мы говорим Красная площадь, красная девица. И первую строку называем красной, потому что в старинной книгах разными узорами разрисовали первую букву. Красной строкой выделяются и законченные части текста.

- Напишите первое предложение текста «Котенок и утята» в тетрадь с красной строки. Попробуйте разрисовать первую букву, написать ее очень красиво. Дома найдите книги, в которых есть разрисованные буквы, посмотрите, какие на них узоры.

6. Обобщение пройденного на уроке.

- Приходилось ли вам до сегодняшнего урока работать с текстами? С какими, на каких уроках?

- Можно ли считать текстом скороговорку, над которой мы работали в начале урока? Почему?

7. Итог урока.

Продолжите

 

 Математика: Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 13,14

Цель: Закрепление навыков сложения однозначных (двузначных) чисел с переходом через десяток и сравнения чисел.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить умение складывать однозначные (двузначные) числа с переходом через десяток, сравнивать числа между собой.
  • Формировать умение решать простые арифметические задачи на увеличение числа на несколько единиц.
  • Продолжить работу над совершенствованием вычислительных и сравнительных навыков.
  • Повторить названия компонентов и результата сложения.

Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать произвольное, устойчивое внимание в процессе решения примеров, сравнения чисел.
  • Корригировать и развивать мыслительную деятельность (операций анализа и синтеза) в процессе решения примеров и задач на сложение.
  • Развивать самоконтроль, усидчивость.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математике через урок-путешествие.
  • Воспитывать чувство любви к родному краю.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, проверка осанки при посадке.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке продолжим работу над темой «Сложение однозначных (двузначных) чисел с переходом через десяток».

На уроке закрепим навыки сложения однозначных (двузначных) чисел с переходом через десяток и навыки сравнения чисел.


II. Повторение изученного.

Проверка домашнего задания. (Слайд.)

III. Работа над темой урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: