Цель урока:
1. Учить членить сплошной текст на предложения;
2. Развивать пространственные представления детей на основе упражнений в анализе, навыки грамотного, каллиграфического письма;
3. Закрепить правила написания предложений;
4. Воспитывать мотивацию к учению, трудолюбию.
1. Речевая гимнастика.
Наш Полкан попал в капкан.
Нужно помочь Полкану
Освободить лапу из капкана.
- Что это? Прочитайте.
-Какие звуки повторяются?
-Прочитаем тихо, громко, очень громко.
-Прочитаем, выделяя голосом подчеркнутые слова.
-Теперь прочитаем так, чтобы все поняли, что вы жалеете Полкана.
2. Введение понятия «Текст» на основе сопоставления текста и набора предложений.
На доске две записи.
а) На прогулке пудель так и искрится от радости. Кошки любят сметану и колбасу. Ребята решили построить скворечник.
б) Пудель – красивый и жизнерадостный пес. У него волнистая шерсть. Он очень понятлив и послушен. Пудель ласков и очень предан хозяину.
- Приходилось ли вам слышать слово «текст»? Что оно обозначает?
Целевая установка. Сегодня на уроке мы уточним, что такое текст, узнаем, какими признаками он обладает и как отличить текст от набора предложений.
Запись в тетради темы урока: Текст.
- Прочитайте обе записи на доске.
- Попробуйте определить, где записан текст. Почему вы так решили?
- О ком говорят предложения в первой записи? А во второй?
- Попробуйте придумать заглавие к первой записи и ко второй.
Вывод: Во второй записи дан текст, так как все предложения в нем связаны по смыслу, рассказывают об одном и том же. К тексту можно придумать заглавие.
На доске:
а) Предложения связаны в тексте по смыслу.
б) К тексту можно придумать заглавие.
3. Введение понятия о том, что каждое предложение в тексте имеет свои границы, путем работы с деформированным текстом.
На партах карточки с напечатанным текстом.
Храбрый дрозд
Однажды кот Васька увидел на дереве гнездо в гнезде пищали пушистые птенцы кот полез на дерево но тут прилетел старый дрозд он стал клевать кота в нос и глаза как же испугался разбойник скатился он с дерева и побежал.
- Прочитайте запись про себя. Почему ее трудно читать? (Лексическая работа со словом «граница», повторение многозначных слов.)
- Какие знаки мы можем поставить в конце предложения? А как мы еще показываем, что одно предложение кончилось и началось другое?
- Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки препинания, напишите, где это нужно, большие буквы.
- Теперь выразительно прочитаем текст так, чтобы было видно, что каждое предложение имеет конец.
- Докажите, что мы прочитали текст.
- Что мы еще узнали о тексте?
На доске:
в) Все предложения в тексте имеют границы (запись в тетради).
4. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют определенную последовательность. На партах карточки с текстом.
Котенок и утята
Однажды увидел он утят – и за ними.
Из нее выскочил лохматый пес.
А утята спокойно пошли к воде.
Жил котенок во дворе с мамой.
Утята побежали к собачьей будке.
Котенок пружиной взлетел на плетень.
- Прочитайте. Как вы думаете, это текст?
- Почему?
- Что нужно сделать, чтобы из этих предложений получился текст?
Работа ведется коллективно, начинается методом «от противного». Последовательность предложений обозначается цифрами.
- Прочитайте предложения в нужной последовательности. Докажите что у нас получился текст.
- Какой мы сделаем вывод после выполнения этой работы?
На доске (дописывается третий текст):
Все предложения в тексте имеют границы и определенное место.
5. Оформление текста на письме.
- Можем ли мы каждое предложение в тексте писать с новой строки?
- Как мы пишем первое предложение в тексте? (С красной строки.)
- Красное – это старинное народное название красивого. Мы говорим Красная площадь, красная девица. И первую строку называем красной, потому что в старинной книгах разными узорами разрисовали первую букву. Красной строкой выделяются и законченные части текста.
- Напишите первое предложение текста «Котенок и утята» в тетрадь с красной строки. Попробуйте разрисовать первую букву, написать ее очень красиво. Дома найдите книги, в которых есть разрисованные буквы, посмотрите, какие на них узоры.
6. Обобщение пройденного на уроке.
- Приходилось ли вам до сегодняшнего урока работать с текстами? С какими, на каких уроках?
- Можно ли считать текстом скороговорку, над которой мы работали в начале урока? Почему?
7. Итог урока.
Продолжите
Математика: Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 13,14
Цель: Закрепление навыков сложения однозначных (двузначных) чисел с переходом через десяток и сравнения чисел.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умение складывать однозначные (двузначные) числа с переходом через десяток, сравнивать числа между собой.
- Формировать умение решать простые арифметические задачи на увеличение числа на несколько единиц.
- Продолжить работу над совершенствованием вычислительных и сравнительных навыков.
- Повторить названия компонентов и результата сложения.
Коррекционно-развивающие:
- Корригировать произвольное, устойчивое внимание в процессе решения примеров, сравнения чисел.
- Корригировать и развивать мыслительную деятельность (операций анализа и синтеза) в процессе решения примеров и задач на сложение.
- Развивать самоконтроль, усидчивость.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике через урок-путешествие.
- Воспитывать чувство любви к родному краю.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, проверка осанки при посадке.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке продолжим работу над темой «Сложение однозначных (двузначных) чисел с переходом через десяток».
На уроке закрепим навыки сложения однозначных (двузначных) чисел с переходом через десяток и навыки сравнения чисел.
II. Повторение изученного.
Проверка домашнего задания. (Слайд.)
III. Работа над темой урока.