Способы обнаружения и устранения неисправностей переднего ведущего моста

Жесткие удары, передающиеся на полураму, при движении трактора по неровностям свидетельствуют о поломке или «усадке» пружины колесного редуктора.

Для замены пружины поддомкрачивают передний мост, снимают колесо и колесный редуктор в сборе. После этого вынимают пружину и заменяют новой. Затрудненный поворот рулевого колеса при исправном гидроусилителе руля указывает на заедание трубы в гильзе шкворня. Для устранения этой неисправности поддомкрачивают передний мост, снимают колесо и выпрессовывают понижающий редуктор в сборе. Затем осматривают поверхности трубы и гильзы шкворня: на них не должно быть вмятин, трещин, следов задиров, глубоких рисок и т.п. После внешнего осмотра измеряют диаметр сопрягаемых поверхностей. При износе внутренней поверхности гильзы до размера более 88,9 мм, а поверхности трубы - менее 87,1 мм их заменяют новыми. Выпрессовка изношенной гильзы показана на рисунке 1 прил.3, а установка новой - на рисунке 2 прил.3.

Появление течи масла на фланце колеса свидетельствует о разрушении или потере упругости манжеты фланца диска колеса.

Для замены манжеты снимают колесо и крышку редуктора в сборе, затем ведомую шестерню конечной передачи и выпрессовывают фланец диска из крышки редуктора. Далее монтажными болтами выпрессовывают стакан подшипников вместе с корпусом манжеты (см. рис. 3 прил.2).

Понижение уровня масла в корпусе верхней конической пары и при этом увеличение объема смазки в корпусе редуктора свидетельствуют о разрушении или потере эластичности манжеты вертикального вала.

Для ее замены спрессовывают редуктор в сборе и трубу верхней конической пары в сборе (см. рис. 11 прил.2). Затем выпрессовывают из трубы вертикальный вал и манжетку в сборе с опорой пружинной подвески, заменяют манжетку.

Повышенный шум, стуки в корпусе дифференциала или главной передачи указывают на предельный износ или разрушение ведущей или ведомой шестерни главной передачи, подшипников главной передачи, полуосевых шестерен, подшипников дифференциала, сателлитов или их осей.

При возникновении этих неисправностей в первую очередь проверяют осевой зазор в подшипниках главной передачи. Для этого отсоединяют карданный вал и проверяют степень затяжки корончатой гайки фланца. В ходе эксплуатации из-за износов подшипников затяжка гайки ослабевает, она начинает «играть», при этом срезается шплинт, и гайка зачастую либо отворачивается, либо срезает резьбу. В этом случае снимают фланец карданного вала и осматривают резьбовое соединение. Если гайка крепления фланца кардана надежно затянута и зашплинтована, то проверяют осевой зазор в подшипниках индикаторным приспособлением (типа КИ-4850) (рис. 3 прил.3).

Его закрепляют на корпусе переднего моста, а ножку упирают в торец корончатой гайки. Затем ведущую шестерню за фланец карданного вала перемещают в осевом направлении монтажным ломиком. При показаниях индикатора более 0,5 мм отворачивают болты крепления стакана главной передачи и двумя монтажными болтами 1 выпрессовывают его из корпуса моста. Затем отворачивают гайку ведущей шестерни и наставками выпрессовывают ведущую шестерню в сборе. Далее выпрессовывают стакан манжеты в сборе.

Осевой зазор в подшипниках главной передачи уменьшают шлифовкой регулировочных колец на величину измеренного зазора. Перед установкой главной передачи проверяют правильность шлифовки колец, для чего, зажав в тисках корпус, измеряют осевой зазор (рис. 5 прил.3).

Зазор в подшипниках не должен превышать 0,5 мм. При его отсутствии проверяют момент проворачивания вала ведущей шестерни главной передачи (рис. 6 прил.3).

Для этого ручной динамометр зацепляют за отверстие во фланце карданного вала и натягивают его до момента проворачивания шестерни, который должен находиться в пределах 30...70 Н·м (3...7 кгс·м). При регулировке осевого зазора в подшипниках главной передачи следует иметь в виду, что износ подшипников или их посадочных мест может достигать предельных значений, поэтому при разборке стакана главной передачи для извлечения регулировочных колец проверяют посадку обойм подшипников. При ослабленной посадке обойм подшипники заменяют. Прежде чем установить новые, измеряют их посадочные места. Ведущую шестерню заменяют при износе поверхностей под подшипники до размеров менее 29,96 и 34,9 мм, стакан подшипников ведущей шестерни при износе внутренней поверхности до размеров более 62,12 и 80,12 мм. При замене подшипников используют съемники (рис. 7 и 8 прил.3).

Появление подтеков смазки на фланце карданного вала указывает на разрушение или потерю эластичности манжеты главной передачи. Для ее замены снимают главную передачу в сборе, отворачивают корончатую гайку, выпрессовывают наставкой ведущую шестерню и снимают фланец диска. Затем съемником (см. рис. 4 прил.3) выпрессовывают стакан с манжетой в сборе, удаляют манжету и заменяют ее новой.

Проверив и отрегулировав осевой зазор в подшипниках главной передачи, измеряют и при необходимости регулируют боковой зазор между зубьями шестерен главной передачи. Он измеряется по угловому перемещению фланца карданного вала. При проверке через заливное отверстие в корпусе переднего моста стопорят ведомую шестерню главной передачи. Ножку индикатора (рис. 9 прил.3) упирают во фланец карданного вала так, чтобы ее ось была касательной к окружности расположения отверстий.

Затем поворачивают фланец в обе стороны до упора и определяют его перемещение. Боковой зазор между зубьями шестерен глав ной передачи поддается регулировке, если перемещение фланца находится в пределах 0,3...1,5 мм. Перемещение на 4 мм и более указывает на предельный износ зубьев шестерен или подшипников дифференциала, при котором его разбирают и заменяют изношенные детали.

Если показания индикатора превышают 1,5 мм, то перед тем, как регулировать зазор в зацеплении зубьев шестерен, проверяют зазор в подшипниках дифференциала. Для этого снимают главную передачу и монтажным ломиком перемещают в осевом направлении ведомую шестерню главной передачи. Осевой зазор в подшипниках дифференциала не должен превышать 0,5 мм. Для его регулирования вывешивают передний мост, отворачивают болты крепления крышки (рис. 10 прил.3) и монтажными болтами спрессовывают ее до освобождения пакетов прокладок.

Изменяя толщину пакетов, регулируют осевой зазор. После этого - зазор между зубьями шестерен главной передачи. Для этого отворачивают болты крепления стакана главной передачи и монтажными болтами выпрессовывают стакан до освобождения пакетов прокладок. Уменьшая толщину пакетов прокладок, добиваются, чтобы угловое перемещение фланца находилось в пределах 0,3…0,6 мм, что соответствует номинальному зазору в зубьях шестерен.

Если после регулировок редуктора, верхней конической пары и главной передачи устранить шум или стуки в переднем мосту не удается, то снимают и разбирают дифференциал. Чтобы его снять, спрессовывают крышку переднего моста в сборе с верхней

конической парой, редуктором конечной передачи и колесом (см. рис. 10 прил.3). Затем выпрессовывают главную передачу и снимают дифференциал в сборе.

Когда он снят, осматривают его подшипники и ведомую шестерню главной передачи. При обнаружении повреждений шестерен или подшипников их спрессовывают (рис. 11, 12 прил.3), заменяют новыми. Если посадочные места коробок дифференциала достигли размеров менее 59,88 мм, коробки заменяют, для чего отворачивают восемь болтов (рис. 13 прил.3).

При сборке дифференциала следят за совмещением цифровых меток на его крышках (рис. 13 прил.3). Когда дифференциал снят, измеряют посадочное место корпуса переднего моста под подшипники. Если диаметр посадочного места больше размера 110,14 мм, а также при обнаружении трещин, вырывов, обломов корпус заменяют. Чтобы снять корпус переднего ведущего моста, отсоединяют полураму от двигателя, отворачивают гайку ГУРа и спрессовывают сошку. Затем снимают правую верхнюю коническую пару в сборе с редуктором и колесом, после этого - стопорные пластины, выпрессовывают оси качания и снимают корпус.

Наиболее характерные неисправности сведены в таблицу 1. прил.3

Заключение

Текущий ремонт тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 связан с использованием грузоподъемных устройств, разборочно-сборочных стендов и приспособлений, съемников, слесарно-монтажного инструмента. Для обеспечения безопасной работы необходимо помнить и строго соблюдать требования техники безопасности. К ремонту допускаются лица, прошедшие специальное обучение, получившие инструктаж по технике безопасности на рабочем месте и овладевшие практическими навыками безопасного выполнения работ. Работать следует в спецодежде, простой обуви с жестким верхом, головном уборе, при необходимости надевать защитные очки. Все виды ремонтных работ выполняют только при заглушённом дизеле. Для снятия или установки дизеля, коробки передач и других агрегатов используют неправые грузоподъемные устройства и механизмы. При присоединении (крюков, схваток, цепных или канатных строп следят, чтобы они надежно фиксировались в отверстиях рым-болтов. Поднимают и опускают агрегаты вертикально и плавно, без раскачивания и рывков, не допуская косого натяжения цепей и канатов. При снятии агрегата учитывают расположение его центра тяжести, а также возможное направление перемещения агрегата после освобождения от деталей крепления. Для каждого снимаемого агрегата подбирают специальную схватку. При перемещении агрегата с места разборки или монтажа следят, чтобы путь движения был свободен. Расстояние между перемещаемым агрегатом и оборудованием мастерской должно быть не менее 1м. Нельзя оставлять агрегат навесу при перерыве в работе. Снимать крюки строп и схваток следует только после надежной установки агрегата на место. В случае применения для разъединения остова полурам и раскатки трактора стенда, поверхность пола, где устанавливается трактор, должна быть ровной, без подтеков масла, а подставки, домкраты и направляющие рельсы исправны. Перед разъединением остова стопорные колодки устанавливают под задние колеса трактора. Раскатывают и соединяют остов трактора осторожно, без рывков. Чтобы передняя полурама трактора не потеряла устойчивости, нельзя использовать лом при соединении остова с целью облегчить центрирование шлицевых валов, а также раскачивать установленные на домкратах составные части трактора. После замены дизеля или пускового двигателя перед его опробованием и регулировкой необходимо убедиться, находятся ли рычаги управления и рукоятки гидрораспределителя механизмов гидронавески в нейтральном положении, выключена ли подача топлива. Несоблюдение требования при пуске может привести к случайному троганию трактора с места и наезду на обслуживающий персонал. Следует постоянно помнить, что при необходимости прокрутить коленчатый вал дизеля, например для установки поршня в ВМТ, нужно снять со свечи пускового двигателя провод высокого напряжения. Это следует сделать, чтобы предотвратить возможный пуск дизеля и создание травматической ситуации. Перед пробным включением стартера убеждаются, что подача топлива полностью выключена, в противном случае могут произойти внезапный пуск дизеля и трогание трактора с места. Прослушивая стетоскопом шумы в зацеплении распределительных шестерен, следует остерегаться вращающихся лопастей вентилятора, так как неосторожное движение может вызвать травму головы и рук. Шкивы прокручивают при проверке натяжения ремней так, чтобы случайно не травмировать пальцы рук. При проверке электрооборудования запрещается контролировать исправность цепей замыканием проводов на «массу». Необходимо остерегаться попадания электролита на кожу рук и одежду. Если электролит все же попал на кожу, пораженные места нужно промыть сначала обильной струей воды, затем слабым раствором соды. При работе, особенно при разъединении составных частей трактора, избегают попадания масла из гидросистемы на кожу тела и одежду. После работы с маслами тщательно моют руки теплой водой с мылом, а загрязненную одежду стирают. На участке текущего ремонта трактора должно быть установлено противопожарное оборудование согласно нормам пожарной безопасности. Каждый рабочий должен знать сигналы оповещения о пожаре, месторасположения противопожарного оборудования и уметь им пользоваться. Нельзя допускать использования противопожарного оборудования не по назначению, загромождать проходы и доступ к нему.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: