IV. Сложение чисел, близких друг к другу по величине

43 + 38 + 39 + 45 + 41 + 39 + 42 = 287

V. Умножение на число, записыва­емое одними девятками.

247 · 999 = 246753

247 · 999 = 247 · (1000 – 1) = 247000 – 247 = 246999 – 246 = 246753

 

Чтобы при проверке (овладении, повторении) вычислительных навыков учащимся начальных классов не было скучно, необходимо создать игровую атмосферу. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психическую деятельность, вызывает у младших школьников живой интерес к процессу познания, снимает усталость. Примеры игр:

 

Игра «Самый быстрый почтальон».

Цель: закрепление примеров прибавления и вычитания в пределах 20 (аналогично можно организовать табличное умножение и деление).

 

Игра «Математический футбол».

Цель: закрепление приемов табличного умножения и деления.

При проверке устных вычислительных навыков учащимся очень нравится работать с «волшебной» перфокартой.

У каждого ребенка имеется отдельная перфокарта (см. ниже) и половинка тетради (разрезать по горизонтали).

Перфокарта накладывается на тетрадный лист. Учитель диктует пример (скажем, 8 · 3), а учащиеся вычисляют и в окошечке под номером 24 ставят точку и т.д. После того как устный счет будет закончен, надо убрать перфокарту и соединить все точки на листе (лучше всего договориться с детьми заранее, как соединять точки, например: сверху – налево – вниз – направо – вверх). Должен получиться рисунок, который задумал учитель. Если все получится, значит, устный счет выполнен на отлично.

В 3–4 - х классах можно давать учащимся задания: «Придумай для своих одноклассников примеры для устного счета» (для работы с перфокартами). Такие задания тренируют у детей внимание, память, закладывают основы творчества, повышают интерес к математике.

 

6. Использование геометрического материала при изучении деления в начальном курсе математики

Автор: М.А. Казакова, пос. Эркин‑Шахар, Карачаево‑Черкесская Республика

 

Журнал: «Начальная школа» (Выпуск №3, 2008)

 

Главная мысль:

После изучения действия умножения (пересечения) следует познакомить учеников с понятием деление. Тогда у школьников сложится представление о взаимосвязи между этими действиями. В данной статье покажем, как с помощью геометрического материала раскрыть смысл деления.

  П р и м е р 1.

На основе равенства 2*5 = 10 заполнить окошки числом так, чтобы:

а) равенство *5 = 10 стало верным;

б) равенство 2* = 10 стало верным.

Иллюстрируем рассматриваемое равенство: числа 2 и 5 дают 10 пересечений.

Напомним читателям, что в нашем подходе первый множитель представляется в виде горизонтальных, а второй — вертикальных линий, а результат (произведение) — это число пересечений.

В первом равенстве неизвестен первый множитель. Это значит, мы не знаем, сколько горизонтальных линий надо изобразить на рисунке. Второе число равно 5, следовательно, решение начинаем с построения 5 вертикальных линий.

Теперь ищем первый множитель, т.е. число горизонтальных линий. Их должно быть столько, чтобы получилось 10 пересечений (точек). В поисках первого множителя проведём сначала одну горизонтальную линию.

Она дала нам 5 пересечений (точек), но их должно быть 10. Следовательно, нужно построить еще одну горизонтальную линию.

Теперь пересечений стало 10, следовательно, чтобы равенство *5 = 10 стало верным, в окошке надо записать число 2 (10: 5 = 2). Знак «:» обозначает деление.

При этом:

а) 10 (число, которое делим) назовем делимое;

б) 5 (число, на которое делим) назовем делитель;

в) 2 (результат, который получился при делении одного числа на другое) — частное.

Для нахождения пропущенного числа в равенстве 2* = 10 строим горизонтальные линии.

Нам нужно получить 10 пересечений. Для этого строим столько вертикальных линий, чтобы получилось 10 точек пересечений. Вертикальных линий должно быть 5.

 Следовательно, 10: 2 = 5.

П р и м е р 2.

Разделим 12 на 3.  

В этом случае число 12 говорит о количестве пересечений (точек), 3 — о числе горизонтальных линий. Имея 3 горизонтальные линии для получения 12 пересечений, нужно построить 4 вертикальные линии. Значит, в «окошко» надо записать число 4, т.е. 12: 3 = 4.

Естественно, этими правилами нужно пользоваться на раннем этапе изучения темы, пока у ученика не сформировалось представление об этих действиях. Со временем школьник будет строить линии и считать пересечения мысленно, без помощи листа бумаги и карандаша. У него будут развиваться пространственное представление, логическое мышление и математическая память (одновременно со зрительной памятью).

Остальные примеры описаны в оригинале статьи.

7. Деление с остатком

Автор: А. В. Белошистая

 

Источник: Методика обучения математики в начальной школе.

Скрины страниц: стр. 169-172

 

 

 

 

8. Внетабличное умножение и деление в пределах 100

Автор: А. В. Белошистая

 

Источник: Методика обучения математики в начальной школе.

 

Скрины страниц: стр. 157- 169

 

9. Изучение внетабличного умножения коллективными способами обучения

Автор: В.Ф. Ефимов, доктор педагогических наук, профессор,

Л.В. Епишина, старший преподаватель кафедры методики преподавания естественных наук, Московский государственный областной педагогический институт

 

Журнал: «Начальная школа» (Выпуск №11, 2008)

 

Главная мысль:

Цель данной статьи — описать один из вариантов использования КСО во II классе при изучении темы «Внетабличное умножение», которое предваряется использованием ГСО. Тема включает в себя особые случаи умножения (умножение нуля и умножение на ноль); умножение «круглого» числа на однозначное и умножение числа на «круглое» число, т.е. случаи вида 20*3 и 3*20); умножение суммы на число и числа на сумму; приемы умножения для случаев 23*4 и 4*23.

Мы предлагаем изучать внетабличное умножение и деление по следующему плану.

I. Предварительный этап.

II. Взаимопередача тем и организация их усвоения через диалоговое общение школьников друг с другом в парах сменного состава.

III. Взаимные математические диктанты в парах сменного состава.

IV. Решение текстовых задач пройденных типов.

V. Подведение итогов работы.

Остановимся на этих этапах подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: