«Lectures on Animal Life». — Лекции Раша, прочитанные студентам Пенсильванского университета в 1799 г., были изданы в том же году в Филадельфии под названием «Three Lectures upon Animal Life»; второе, пересмотренное издание вышло в 1809 г. в составе четырехтомного труда Раша «Medical Inquiries and Observations». На русском языке лекции публикуются впервые. Перевод А. В. Любарского.
1. Хантер (Hunter, William, 1718—1783) — английский анатом, ученик и сотрудник Кэллена (см. примечание 10 к стр. 407) в Эдинбургском университете, член Королевского общества в Лондоне и Французской академии наук.— 434.
2. Бургав (Boerhaave, Hermann, 1668—1738) — голландский ученый, врач, профессор медицины и химии в Лейденском университете, член Французской академии наук и Королевского общества в Лондоне.— 434.
3. Гартли (Hartley, David, 1705—1757) — английский философ-материалист.— 436.
4. Гиртаннер (Girtanner, Christoph, 1760—1800) — врач и публицист, профессор Гёттингенского университета, автор работ о терапевтической системе Эразма Дарвина (см. ниже, примечание 12), о кантовском принципе естественной истории и др.— 437.
|
|
5. Браун (Brown, John, 1735—1788) — врач и философ, получил образование и читал лекции в Эдинбургском университете. Подверг критике систему медицины, выдвинутую его учителем Кэлленом (см. примечание 10 к стр. 407), и изложил свое учение: большинство болезней является следствием усиленного или ослабленного действия внешних возбудителей (стимулянтов) на организм. Идеям Брауна созвучно учение Эразма Дарвина (см. ниже, примечание 12). Свои взгляды Браун изложил в написанном на латинском языке сочинении «Elementa Medicinae», переведенном на многие европейские языки и изданном Б. Рашем в 1790 г. в Филадельфии. — 437.
6. Кэллен — см. примечание 10 к стр. 407 — 438.
7. Риттенхауз (Rittenhouse, David, 1732—1796) — американский астроном и математик. Проводил в Америке ньютоновские идеи. Построил обсерваторию, сконструировал телескоп и модель солнечной системы, которой восхищался Джефферсон. Профессор астрономии Пенсильванского университета, директор Монетного двора, в 1791—1796 гг. президент Американского философского общества, член Королевского общества в Лондоне. В 1796 г. Раш опубликовал «Хвалебное слово о Д. Риттенхаузе».— 439.
8. Стюарт (Stewart, John, 1749—1822) — известный английский путешественник по странам Азии, Африки и Америки, за которым укрепилось прозвище Бродячий Стюарт.— 439.
9. Цитата из «Начального курса химии» выдающегося французского ученого Лавуазье (Lavoisier, Antoine-Laurane, 1743—1794). В этой книге подведены итоги развития химии, в частности опровергается теория Шталя о флогистоне. Цитируемое место см. в «Traite elementaire de chimie». Paris, 1789, t. I, second partie, p. 202.— 439.
10. Суринам (Гвиана Нидерландская) — колония Нидерландов в Южной Америке, расположенная между Гвианой Британской и Гвианой Французской.— 444.
|
|
11. Уитт (Whytt, Robert, 1714—1766) — профессор медицины и химии Эдинбургского университета, президент королевской коллегии врачей в Эдинбурге, автор многих трудов по физиологии, болезням нервной системы и др. Для истории психологии важен его труд «An Essay on the Vital and Other Involuntary Motions of Animals». Edinburgh, 1751.— 445.
12. Дарвин (Darwin, Erasmus, 1731—1802) — английский врач, философ, ботаник и зоолог, дед Чарлза Дарвина. Главный труд его — «Zoonomia, or the Laws of Organic Life». Dublin, 1794—1796. — 447.
13. Лей (Lay, Benjamin, 1677—1759) — американский квакер, путешественник, автор антирабовладельческого памфлета.— 447.
14. Ганеанелли, Джованни Винченцо — итальянский священник из Римини, папа римский Климент XIV с 1769 по 1774 г.— 450.
15. Брамбилла (Brambilla, Giovanni Alessandro, 1728—1800) — итальянский врач, хирург, большую часть жизни провел в Австрии, личный врач императора Иосифа II.— 453.
16. Галлер (Haller, Albrecht, 1708—1777) — швейцарский физиолог, анатом, ботаник и поэт, окончил Тюбингенский университет, с 1736 г. профессор анатомии, хирургии и ботаники Гёттингенского университета. Его «Elementa Physiologiae Corporis Humani» вышла в 1757—1766 гг. Галлер объяснял нервнопсихические явления, свойственные человеку, из природы самого тела, доступной изучению и, таким образом, несмотря на некоторые уступки теологии, представлял материалистическое направление в психофизиологии XVIII в — 454.
17. Хантер (Hunter, John, 1728—1793) — английский врач, хирург и анатом, брат Уильяма Хантера (см. примечание 1 к стр. 434), автор ряда работ о физиологии человека, и в частности о крови — 454.
18. Отчет Эмфревилля (Umfreville, Edward) «The Present State of Hudson’s Вау» был опубликован в 1790 г. в Лондоне.— 455.
19. Брюс (Bruce, James, 1730—1794) — известный английский путешественник и исследователь Африки. Приводимый Рашем факт о путешествии Брюса по Нубии относится к 1772 г. Описание Брюсом его путешествий впервые было опубликовано в 1790 г. — 456.
20. Бойль (Boyle, Robert, 1627—1691) — английский физик и химик. Рассказ о слепом взят, по-видимому, из книги Бойля «Experiments and Considerations upon Colours». 1663.— 461.
21. Блэклок (Blacklock, Thomas, 1721—1791) — английский поэт, ослепший в детстве,— 467.
22. Сандерсон (Саундерсон) (Saunderson, Nicholas, 1682—1739) — автор сочинения «The Elements of Algebra» (Cambridge, 1740).— 461.
23. Крейтон (Creighton, или Crichton, Alexander. 1763—1856) — английский врач, изучал медицину в ряде европейских университетов, несколько лет прожил в России и был личным врачом Александра I. Упоминаемая Рашем книга «An Inquiry into the Nature and Origin of Mental Derangement» опубликована в 1798 г.— 465.
24. Арнольд (Arnold, Thomas, 1742—1816) — шотландский врач, автор трудов по психическим заболеваниям. Упоминаемая Рашем работа — «Observations on the Nature, Kinds, Causes and Prevention of Insanity, Lunacy, or Madness». London. 1782 — 466.
25. О преимуществе первобытных людей или «состоянии дикости» Ж.-Ж. Руссо писал в основном в своих сочинениях «Discours sur l’origine et le fondements de l’inegalite parmi les hommes». Amsterdam, 1755; «Du contrat social ou principes du droit politique...». Amsterdam, 1762 (русские переводы: Жан-Жак Руссо. О причинах неравенства между людьми. СПб., 1907; Жан-Жак Руссо. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М., 19.38) — 467.
26. Кранц (Crantz, David, 1723—1777) — немецкий путешественник. Раш имеет в виду его книгу «Historie von Gronland enthaltend die Beschreibung des Landes und der Einwohner...». Leipzig, 1765.— 468.
27. Вольней (Volney, Konstantin Francois Chasseboef, 1757—1820) — французский просветитель, ориенталист. Имеется в виду его труд «Considerations sur la guerre des Turcs et de la Russie», 1788. — 469.
28. Аттик, Тит Помпоний (109—32 гг. до н. э.) — друг Цицерона. Тяжело заболев и считая болезнь неизлечимой, Аттик предпочел смерть безнадежной борьбе за жизнь и умер после пяти дней голодания. — 472.
29. Гамильтон (Hamilton, William, 1730—1803) — английский дипломат, ученый-археолог, член Королевского общества в Лондоне. В феврале 1783 г. посетил Калабрию и описал последствия недавнего землетрясения. — 472.
|
|
30. Бриссо (Brissot, Jean Pierre, 1754—1793) — деятель французской буржуазной революции, лидер жирондистов, гильотинирован по решению революционного трибунала. В 1788 г. Бриссо создал в Париже аболиционистское «Общество друзей негров», членами которого были Вольней, де Траси, Лавуазье и др., и совершил поездку в США с целью изучения вопроса об освобождении негров-рабов. — 472.
31. Мид (Mead, Richard, 1673—1754) — английский врач, член и вице-президент Королевского общества в Лондоне, автор неоднократно издававшейся книги «А Short Discourse concerning Pestilential Contagion and Methods to be Used to Prevent it» (1720). — 473.
32. Имеется в виду, вероятно, культ Верховного существа, введенный Робеспьером во Франции в 1794 г. — 475.
33. Спалланцани (Spallanzani, Lazzaro, 1729—1799) — итальянский биолог, известный своими исследованиями проблемы самопроизвольного зарождения. — 477.
34. Бартон (Barton, Benjamin Smith, 1766—1815) — американский ученый, врач, профессор ботаники и естественной истории Пенсильванского университета. — 478.
35. Шталь (Stahl, Georg Ernst, 1660—1734) — немецкий естествоиспытатель, профессор в Галле. Автор «Theoria medica vera» (Halle, 1707). Шталь утверждал, что все жизненные процессы контролируются чувствующей душой. — 478.
36. Валли (Valli, Eusebio, ок. 1755—1816) — итальянский врач, физиолог и химик. Его главный труд — «Discorso sopra il sangue considerato in stato di sanita e di malattia». Mantova, 1789. — 481.
Указатель имен
Аддисон, Джозеф 149
Антоний, Марк 404
Арминий 379
Арнольд, Томас 466
Аттик, Тит Помпоний 472
Барклей, Роберт 194
Бартон, Бенджамин 478
Беллармин, Роберто 194
Бенезет, Антони 417, 432
Бениан, Джон 138
Беркли, Джордж 197, 198
Бертон, Ричард 138
Битти, Джеймс 403
Блэклок, Томас 461
Бойль, Роберт 461, 462
Брайдон, Патрик 421
Брамбилла, Джованни Алессандро 453
Браун, Джон 437, 438, 448, 450
Бриссо, Жан-Пьер 472
Брюс, Джеймс 456
Бургав, Герман 434, 435, 450
Бэкон, Фрэнсис 430
Валли, Эйсебио 481
Волластон, Уильям 140
Вольней, Константин-Франсуа 469
Галилей, Галилео 189
Галлер, Альбрехт 454, 471
Гамильтон, Уильям 472
Ганганелли, Джованни Винченцо 450
Гартли, Давид 436
Генрих III 422
Гиртаннер, Кристоф 437
Грегори, Джон 418
Говард, Джон 417, 419
|
|
Гомер 461
Дарвин, Эразм 447, 454
Декарт, Рене 194, 195
Дефо, Даниэль 138
Джонсон, Сэмюэл 378
Долабелла, Корнелий 404
Домициан, Тит Флавий 427
Драйден, Джон 141
Кальвин, Жан 379
Кассий, Гай Лонгин 404
Кейт, Уильям 141
Коллинз, Антони 139
Коперник, Николай 189
Кранц, Давид 468
Крейтон, Александер 465
Ксенофонт 139, 408
Кук, Джеймс 419
Кэллен, Уильям 407, 438, 478
Лавуазье, Антуан-Лоран 439
Лайонс, Уильям 140
Лей, Бенджамин 447
Локк, Джон 139, 294, 409—411, 448
Лорд Веруламский — см. Бэкон, Фрэнсис
Людовик XIV 432
Лютер, Мартин 379
Мандевиль, Бернард 140
Марий, Гай 402
Мезер, Коттон 138
Мид, Ричард 473
Мильтон, Джон 406, 430, 461
Ньютон, Исаак 141, 159, 163, 168, 169, 171, 172, 176, 178, 179, 188, 200, 201, 205, 207, 211, 213, 294, 430, 446
Пифагор 147, 188
Плутарх 138
Пристли, Джозеф 128
Птолемей II Филадельф 382
Ретц, Жан-Франсуа-Поль 416
Риттенхауз, Давид 439
Руссо, Жан-Жак 403, 411, 467
Сандерсон (Саундерсон), Николас 401
Селлер, Джон 139
Смит, Адам 403
Сократ 146, 188
Социн (Социни), Фаусто 380
Спалланцани, Лаццаро 477
Стэрми, Сэмюэл 139
Стюарт, Джон 439
Сюлли, Максимилиан 404
Трайон, Томас 138
Траян, Марк Ульпий 402
Томсон, Джеймс 149
Уитт, Роберт 445, 478
Уотс, Исаак 264
Феннинг, Даниэль 383
Фозерджилл, Джон 420
Франклин, Бенджамин 446
Хантер, Джон 454, 464, 477, 478, 481
Хантер, Уильям 434, 435
Хатчисон, Фрэнсис 403
Хогарт, Уильям 427
Цицерон, Марк Туллий 149, 401
Чейн, Джордж 424
Шекспир, Уильям 421, 430
Шефтсбери, Антони Эшли Купер 139, 411
Шталь, Георг Эрнст 478
Эмфревилль, Эдуард 455
Предметный указатель
Агент
— движущийся 173
— духовный 182, 183
— материальный 182
Акциденция 192
— и субстанция 193
Анатомия
— и физиология 435
Аномия 413
Атеизм 474
Библия 119, 385
— перевод и толкование 377—384
Бог (божество, творец) 71, 75, 84, 106, 107, 180, 203, 228, 235—237, 255—257, 278, 279, 316, 317, 323, 325, 349, 483
— как мыслящее существо 239
— как перводвигатель 69
— как первопричина 231, 232, 259
— бесконечность 229, 233, 234, 241, 243, 244, 246, 257, 259
— вечность 224, 229, 233, 238, 241, 243, 244, 246, 248, 259
— всеведение 258—260
— всемогущество 71, 272, 273
— доказательства бытия 223
— моральное правление 276
— предвидение 258, 268, 269, 272
— провидение 226, 227, 237, 239, 241, 246—248, 251, 253, 257, 269, 274—276, 278
— и благо (добро) 71, 257, 277, 279
— и движение 203
— и зло (несправедливость) 263, 264, 321
— и материя 253, 254
— и откровение 397
— и первородный грех 370
— и предопределение 267, 268, 273
— и страдания 79
— и суеверие 225
— и человек 371, 372
— и чудеса 309
Вера 338, 339
— и знание 315
— и разум 339
— и Священное писание 339
Вечность 230, 232 (см. бог, творение)
Возбудимость (раздражимость)
— определение 437
— как носитель движения 464
— как свойство материи 137
— как стимул 447
Воля
— определение 182
— свобода 71, 262, 482
— и действия 402
— и добродетель 402
— и мотивы 482
— и рассудок 402
— и совесть 402
— к жизни 462, 471, 472 (см. страсти)
Воображение 446
Грех 276, 365, 366, 389
— первородный 355, 375
— и наказание 366 (см. бог)
Гуманизм 411
Движение 174, 200, 201
— как результат действия среды 210
— законы 168, 205
— количество 204
— сила 164, 167, 168, 171
— скорость 166, 167
— степень 205, 206
— и материя 162, 199
— и покой 160
— и свет 205, 208
— и сила сопротивления 160, 161, 164, 165 (см. бог, ощущение, сила, эфир)
Деизм 218, 424
Диссиденты 100—105, 134, 194
Добро (благо) 102, 280, 281
— и зло 72, 281, 309, 352, 353, 446
— и разум 309
— и счастье 286 (см. бог, религия)
Добродетель 145—148, 154, 330, 410, 419, 430
— и порок 142, 151, 280, 287, 404, 419
— и привычки 425
— и труд 417, 418 (см. воля, религия)
Догматы (догмы) 142, 144, 342, 367
— и откровение 390
Дух 158, 196
— и материя 158, 197, 207, 412
Духи 318, 319, 323, 324
Духовенство (священники, жрецы) 304, 360, 385, 386, 393
— и наука 188, 189
— и откровение 307
— и суеверие 392
— и чудеса 391
— и школьное обучение 191
Душа 75, 265
— определение 83
— бессмертие 412
— материальность 412
— и разум 83
— и страдания 76
— и тело 82, 484
Дьявол 302, 360, 361, 363, 364
Желание 76
— и неудовольствие 77, 78
— и удовольствие 85
Жизнь 254
— как горение 479
— как результат стимулов 437, 479
— животная 289, 436, 441, 454—456, 459—461, 467, 471, 475, 478, 481, 483, 484
— и религия 474
— и смерть 109, 351, 353, 354, 479, 480 (см. воля)
Закон (законы) 221
— механические 275 (см. бог, движение, мир, мораль, природа, судьба)
Зло 84, 111, 142
— физическое и моральное 287, 354, 355, 362, 374, 395
— и разум 309
— и счастье 281 (см. добро)
Знание (знания) 202, 209, 440
— бесконечность 258, 259, 300
— интуитивное 263
— и истина 295
— и наблюдение 210
— и откровение 298, 301 (см. вера, совесть)
Идеалисты 198
Идея (идеи) 197
— связь 398
— врожденные 482
— простые и сложные 162
— и истина 228, 398
Идолопоклонство 234
Истина 72, 85, 203, 260
— и заблуждение 101, 236
— и ложь 309, 310
— и Священное писание 390
— и спор 175
— и чудеса 389 (см. знание, идея, природа, разум)
Католики 384 (см. протестанты)
Качества 192
— скрытые 208, 209
Квакеры 101, 430
Логика
— школьная 190
Магнетизм
— животный 472
Материя 196, 198, 202
— определение 158
— как источник жизни 480
— бессмертие 412
— количество 168, 198, 199, 202
— непроницаемость 202
— сила 198, 200, 201, 213
— движущаяся 107
— пассивная 201
— сопротивляющаяся 167, 174, 176
— и природа 176
— и пространство 176, 177
— и протяженность 82
— и свет 177, 207 (см. бог, возбудимость, движение, дух, эфир)
Микрономия 413
Мир (миры) 254, 255
— законы 290
Модус 192
Мораль (нравственность) 280
— законы 281
— религиозная 144
— и Священное писание 391
— и страдания 428 (см. также моральная способность, религия)
Моральное воспитание 424
— и секты 430
Моральное правление 276
Моральное совершенство 144, 229, 253
Моральная способность (качества) 404, 413, 423, 425, 430, 431
— определение 401, 403
— и разум 411
— и совесть 406, 412
— и способность суждения 406
Мотивы
— побудительные 264
— поступков 482
— и стимулы 482 (см. воля)
Мышление 283, 445
— как действие 161, 201
Народ (народы)
— как источник власти 478
— происхождение 357
— просвещенность 356
— сходство и различие 356, 359
Паука 214, 252
— прогресс 128, 187
— и дефиниции 192
— и опыт 391
— и предвидение 181
— и разум 391
— и схоластика 190
— и чудеса 307 (см. духовенство, совесть)
Необходимость
— и свобода 258, 260, 267
Непроницаемость 174 (см. материя, эфир)
Нравственность — см. мораль
Откровение 296, 297, 390
— естественное 198, 300
— сверхъестественное 298—301
— и чудеса 306, 307, 310, 386, 387 (см. бог, догматы, духовенство, знание)
Ощущение 254, 290, 439, 455, 462
— виды 255
— и движение 436
— и заблуждение 193
— и искусственные стимулы 471
— и свет 439
— и ум 197
Память 403, 409
Писание (Священное писание, Евангелие) 218, 251, 252, 269—274, 309, 316, 317, 319, 324-326, 328, 332-336, 346, 348—351, 360, 364—366, 375, 376, 380, 381, 393, 394, 421, 423, 428, 483
— противоречивость 325
— и разум 388
— и суеверия 376
— и чудеса 310 (см. вера, истина, мораль)
Порок (порочность) 406, 416, 420
— источник 417
— средства искоренения 417, 423
— и познание 404, 405 (см. добродетель, труд)
Природа 223, 250, 256, 303
— как материя 224
— законы 289, 311, 351
— порядок 288
— явления 177
— и истина 289
Притяжение 212, 213
Причина (причины)
— цепь (ряд) 223, 225, 229—232, 243, 247—249, 258
— действующая 245
— конечная 182
— и следствие 157, 200, 223, 249, 266, 269, 290
Пророчество 318—320, 322— 325
— противоречивость 325, 326
Пространство 176, 177, 196, 233 (см. материя, эфир)
Протестанты 100, 101
— и католики 342
Протяженность 196 (см. материя)
Пустота
— абсолютная 176
Разум (ум) 221, 261, 275, 286, 292, 294—296, 373, 374, 429, 445, 447
— совершенство 292, 301
— и истина 295
— и предрассудки 397
— и религия 394, 433
— и чудеса 303, 383 (см. вера, добро, душа, зло, моральная способность, наука, ощущение, Писание)
Религия 98, 143, 339
— принципы 143, 392
— естественная 217, 392
— государственная 101
— и добро 153
— и добродетель 87, 98
— и нравственность 134, 143
— и обряды 393
— и суеверия 343, 393 (см. жизнь, разум)
Свет 161, 175, 178, 206—208, 439 (см. движение, ощущение, материя)
Свобода 261, 262, 264, 267—269, 273, 287, 471
— определение 73
— сознания 262, 265
— сомнения 195 (см. воля, необходимость)
Сила 168, 198—200
— определение 161
— естественная 206
— упругая 172
— сопротивления (инерция) 159
— и движение 172 (см. материя, эфир)
Совесть 262, 265, 266, 288, 401, 402, 412
— естественная 267
— и знание 341
— и рассудок 402 (см. воля, моральная способность)
Справедливость 277, 337
Среда 211—213 (см. движение)
Стимулы 454, 456, 457, 459—461, 463, 466, 468—470, 473, 475, 477, 480
— внешние 438
— внутренние 438, 443
— естественные 449 (см. жизнь, мотивы, ощущение)
Страдание (неудовольствие) 76, 77, 84, 288, 289
— и удовольствие (удовлетворение) 78, 79, 81 (см. бог, душа, желание, мораль)
Страсти 421
— притяжение, разъединение, сложение 429
— возбуждающие 446
— успокаивающие 446
— и воля 453
— и эмоции 446, 447
Субстанция 192 (см. акциденция)
Судьба (рок) 260, 261, 266, 271, 275
— законы 262
Суеверия 220, 221, 225, 303, 305 (см. бог, духовенство, Писание, религия, традиции)
Счастье
— и зло 281
— и несчастье 81, 281, 283, 284 (см. добро, зло)
Схоластика 190, 191, 202 (см. наука)
Таинство (таинства) 194, 343, 346, 370, 371, 393
— противоречивость 344
Творение
— бесконечность 244, 247
— вечность 239, 243, 244, 246-248
— последовательность 243, 247—249
Традиции 342
— и суеверия 343
Труд
— как средство искоренения порока 417
— и богатство 131
— и торговля 132 (см. добродетель)
Трудолюбие 89—93
— и бережливость 93, 96, 154
Тщеславие 137
Тяготение 210
Удовольствие (удовлетворение) 78 (см. желание, страдание)
Фанатизм 305
Физиология 435, 436 (см. анатомия)
Философия
— прогресс 109
— атеистическая 483
— пифагорейская 188
— и авторитет 194
— и истины христианства 433
Христианство 100, 101, 106, 342, 343, 370, 433, 475 (см. философия)
Церковь 101, 103, 104
Человек 297
— бессмертие 282, 311, 337, 338
Чудеса 305, 306, 309 (см. бог, духовенство, истина, наука, Писание, разум)
Эфир 168, 253
— как эманация вещи 169
— непроницаемость 174
— и движение 170
— и материя 170, 212
— и первоначала 173
— и пространство 177
— и сила сопротивления 171, 174
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1] H. W. Schneider. Geschichte der amerikanischen Philosophie. Hamburg, 1957, S. 23.
[2] H. W. Foote. The Religion of Th. Jefferson. Boston, 1960, p. 18.
[3] J. L. Blau. American Philosophic Addresses. N. Y., 1946, p. 343.
[4] Правнук Аллена Итэн Аллен Хитчкок был американским послом в России в конце XIX в.
[5] R. R. Fennesse. Burke, Paine, and the Rights of Man. La Haye, 1963, p. 35.
[6] J. L. Blau. American Philosophic Addresses, p. 291—293.
[7] Memoirs of Dr. J. Priestley. London, 1806, p. 423—424.
[8] J. L. Blau. American Philosophic Addresses, p. 52.
[9] Adr. Koch. The Philosophy of Th. Jefferson. Gloucester, 1957, p. 136.
[10] H. M. Morais. Deism of Eighteenth Century America N. Y., 1960, p. 123.
[11] R. С. Whittmore. Makers of the American Mind. N. Y., 1964.
[12] R. R. Fennessy. Burke, Paine, and the Rights of Мая, p. 216.
[13] G. A. Koch. Republican Religion. N. Y., 1933, p. 254.
[14] H. W. Foote. The Religion of Th. Jefferson, p. 55.
[15] R. С. Whittmore Makers of the American Mind, p. 146.
[16] R. С. Whittmore. Makers of the American 4, p. 104.
[17] R. С. Whittmore. Makers of the American Mind, p. 103.
[18] R. С. Whittmore. Makers of the American Mind, p. 143.
[19] Ibid., p. 102.
[20] H. W. Foote. The Religion of Th. Jefferson, p. 58.
[21] Палмер также подхватил этот образ: «Моисей, Магомет и Иисус могут претендовать на моральные заслуги или на признание их благодетелями человечества не более, чем любые, когда-либо жившие на земной поверхности, другие три человека. Все они были обманщиками... и их существование... стоило человеческому роду больше крови и принесло больше великих бедствий, чем принесли ему все другие фанатики на земле» (G. A. Koch. Republican Religion, p. 64).
[22] J. L. Blau. American Philosophic Addresses, p. 310.
[23] R. С. Whittmore. Makers of the American Mind, p. 90.
[24] J. L. Blau. Men and Movements in American Philosophy. Ν. Υ., 1954, p. 38.
[25] Дж. Пристли. Избранные сочинения. М., 1934, стр. 277 и сл.
[26] Д. Дидро. Избранные сочинения, т. I. М., 1926, стр. 105.
[27] Memoirs of Dr. J. Priestley, p. 334.
[28] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 144.
[29] G. A. Koch. Republican Religion, p. 70.
[30] J. L. Blau. American Philosophic Addresses, p. 32.
[31] R. С. Whittmore. Makers of the American Mind, p. 140.
[32] J. L. Blau. American Philosophic Addresses, p. 298.
[33] R. V. Whittmore. Makers of the American Mind, p. 67.
[34] J. L. Blau. American Philosophic Addresses, p. 298.
[35] Ibid., p. 325.
[36] J. L. Blau. American Philosophic Addresses, p. 31.
[37] Adr. Koch. The Philosophy of Th. Jefferson, p. 104.
[38] G. A. Koch. Republican Religion, p. 226.
[39] J. L. Blau. American Philosophic Addresses, p. 324.
[40] J. L. Blau. Men and Movements in American Philosophy, p 68.
[41] G. A. Koch. Republican Religion, p. 287.
[42] В отличие от Джефферсона Купер занимал по отношению к Шотландской школе резко отрицательную позицию: «День господ Рида, Освальда, Битти, Дуталда Стюарта и Томаса Брауна прошел».
[43] Adr. Koch. The Philosophy of Th. Jefferson, p. 113.
[44] R. С. Wittmore. Makers of the American Mind, p. 101.
[45] Y. Arieli. Individualism and Nationalism in American Ideology. Cambridge, 1964, p. 248.
[46] Заслуживает внимания, что Раш объясняет физическими причинами не только нравственные, но и религиозные явления. «Если физические причины воздействуют на мораль описанным нами образом, то не могут ли они, — вопрошает он, — воздействовать также и на религиозные принципы и мнения? Я отвечаю на это утвердительно». И он приводит в качестве примеров религиозную меланхолию и помешательство.
[47] J. L. Blau. Men and Movements in American Philosophy. p. 34.
[48] А. О. Aldridge. Franklin and his French Contemporaries. N. Y., 1957, p. 205.
[49] J. L. Blau. American Philosophic Addresses, p. 339.
[50] J. L. Blau. American Philosophic Addresses, p. 343.
[51] R. С. Whittmore. Makers of the American Mind, p. 95—96.
[52] Y. Arieli. Individualism and Nationalism in American Ideology, p. 134.
[53] Th. Paine. Rights of Man, N. Y., 1961, p. 163.
[54] Th. Paine. Life and Works, vol. II. New Rochelle, 1923, p. 97—98.
[55] Th. Paine. Rights of Man, p. 40.
[56] R. С. Wittmore. Makers of the American Mind, p 147—148.
[57] Th. Paine. Rights of Man, p. 16.
[58] Th. Paine. Writings, vol. III. N Y., 1894, p. 341.
[59] А. О. Aldridge. Franklin and his French Contemporaries, p. 225—226.
[60] R. С. Whittmore. Makers of the American Mind, p. 79.
[61] R. R. Fennessy. Burke, Paine, and the Rigths of Man, p. 246.
[62] R. R. Fennessy. Burke, Paine, and the Rigths of Man, p. 129.
[63] R. R. Fennessy. Burke, Paine, and the Rigths of Man, p. 41.
[64] G. A. Koch. Republican Religion, p. 283.
[65] Η. W. Schneider. Geschichte der amerikanischen Philosophie, S. 124.
[66] R. C. Whittmore. Makers of the American Mind, p. XI.
[67] К. Grün. L. Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachlass, Bd. II. Leipzig, 1874, S. 327.
[68] L. Feuerbach. Briefwechsel. Leipzig, 1963, S. 228—229.
[69] Levée (франц.) — парадное утреннее вставание короля в присутствии многочисленных придворных.
[70] Этот вывод относится только к творению и провидению бога и не касается свободы человека или нравственности его поступков.
[71] «Я господь, бог твой, бог ревнитель» [Исх., гл. 20, ст. 5].
[72] Римл., 1, 14, 15{1}.
[73] Речь в защиту Милона{2}.
[74] См. т. III, стр. 216—217.
[75] Мильтон{9}, по-видимому, придерживался того же мнения. Поэтому, приписав сатане раскаяние, он заставил его заявить следующее: «Прощайте, угрызения совести; все доброе во мне погибло, зло, отныне будь моим добром» — «Потерянный рай», кн. IV.
[76] Я выбрал этот случай из многих известных мне, в которых моральная способность оказалась нарушенной, по-видимому, болезнями, особенно тифом д-ра Кэллена{10} и теми видами паралича, которые влияют на мозг.
[77] Ксенофонт заставляет Кира заявить в последние минуты своей жизни: «В час смерти человека его душа становится наиболее божественной и в этом состоянии способна предвидеть некоторые грядущие события».
[78] См. «Опыт о человеческом разуме», кн. I, гл. 3.
[79] Господином Локком.
[80] «И явившего жизнь и нетление чрев благовестие». II Тим., гл. I, ст. 10.
[81] В ходе выздоровления от лихорадки бывает болезненное состояние возбудимости организма, тесно связанное с чрезмерной склонностью к физическим наслаждениям. Мне известно несколько таких случаев. Брак знаменитого г-на Говарда{16} с женщиной вдвое старше его и очень болезненной его биограф д-р Айкен объясняет признательностью его за ее огромное внимание к нему во время его болезни. Я склонен объяснить этот брак внезапной вспышкой иной страсти, которую он, будучи религиозным человеком, не мог удовлетворить другим путем, кроме законного. Я слышал о двух молодых священниках, женившихся на женщинах, которые ухаживали за ними во время их болезни. В обоих случаях между супругами было очень большое различие в возрасте и в условиях жизни. Причина этих браков была, по-видимому, той же, что и у г-на Говарда. Д-р Патрик Рассел рассказывает о случае чрезмерной половой возбудимости во всех слоях населения, которая последовала в 1743 г. за вспышкой чумы в Мессине. По его словам, браки в этот период заключались гораздо чаще, чем обычно, а в ряде случаев невинные девушки были изнасилованы мужчинами, только что выздоровевшими от чумы, причем девушки посла этого умирали от чумы.
[82] Температура воздуха оказывает значительное влияние на моральное состояние. Король Франции Генрих III был в холодную погоду всегда дурно настроен и иногда свиреп. С моря на побережье графства Нортумберлендского в Англии иногда поступает влажный воздух, называемый «морское волнение» (seafret), так как вызывает раздражительность (fretfulness).
[83] Св. Павел внезапно превратился из преследователя в человека благородного и любезного. В следующих словах он выразил ту перемену, которая произошла с его духом: «Ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы господа Иисуса на теле моем» (Гал. VI, 15, 17).
[84] Учение о влиянии физических причин на нравственность, к счастью, рассчитано на проявление милосердия к слабостям наших ближних. К осуществлению этой добродетели нас обязывают но только мотивы, вытекающие из пауки, но и принципы христианства.
[85] Бесплатная лечебница.
[86] Один житель Филадельфии безуспешно пытался излечить свою жену от алкоголизма. Наконец, отчаявшись исправить ее, он купил бочонок рома, открыл его и оставил в незапертой комнате, как бы забыв взять с собой ключ от нее. Его замысел был — дать жене возможность погубить себя, выпив неограниченное количество рома. Женщина разгадала его замысел и сразу бросила пить. Гнев стал здесь противоядием против невоздержанности.
[87] Из всех христианских сект те, кого в народе обычно называют квакерами и методистами, используют наибольшее количество физических средств в своем религиозном и моральном воспитании; вот почему они повсюду отличаются высокой нравственностью В других церквах имеются превосходные физические установления (institutions); но если они не оказывают такого морального действия, как физические средства обеих указанных новых сект, то это следует приписать тому, что члены этих церквей больше пренебрегают ими, [чем члены упомянутых сект].
[88] Этот достойный человек был выходцем из старинной и почтенной семьи, процветавшей при дворе Людовика XIV. Исполненный благородных намерений, он рано посвятил себя учительской работе в английской школе, где ему не было равных по трудолюбию, способностям и вниманию, которое он уделял нравственности и убеждениям молодежи, вверенной его попечению. Он опубликовал много превосходных трактатов против торговли африканскими рабами, против войны, против потребления алкогольных напитков и один трактат в пользу насаждения цивилизации и христианства среди индейцев. Он написал письма королеве Великобритании и королеве Португалии, призывая их использовать свое влияние в придворном кругу для отмены торговли африканскими рабами. Он написал также проникновенное письмо прусскому королю, отсоветовав ему объявлять войну. История его жизни служит замечательным примером того, как много может сделать в мире отдельный человек, она свидетельствует о том, что даже самое скромное положение не мешает добрым людям приносить весьма большую пользу. Он завещал передать (после смерти своей вдовы) все свое состояние на содержание школы для воспитания негритянских детей, которую он сам основал и в которой он преподавал в течение нескольких лет перед своей смертью. Он умер в мае 1784 г. на семьдесят первом году жизни, принеся исключительно большую пользу, повсеместно оплакиваемый людьми всех сословий и вероисповеданий.
[89] См. лекцию XI, стр. 98.
[90] «Органическое строение, ощущение, самопроизвольное движение и жизнь существуют лишь на поверхности земли и в тех местах, куда проникает свет. Мы можем утверждать, что Прометеев огонь был выражением философской истины, известной уже древним. Без света природа была безжизненна, неодушевленна и мертва. Милостивый бог, породив жизнь, распространил на поверхности земли органическое строение, ощущение и мысль» (Лавуазье){9}.
[91] «Novum foeturn a seminis masculi stimulo vitam concepisse». Elementa physiologiae, vol. VIII, p. 177{16}.
[92] Исх., гл. 33, ст. 11; гл. 34, ст. 28.
[93] Vol. II, р. 298.
[94] Haller. Elementa physiologiae, vol. VIII, pars 2, p. 107.
[95] Д-р Мид{31} рассказывает со слов д-ра Хейлса, что в результате спекуляций с акциями Компании Южных Морей в 1720 г. сошло с ума больше людей, нажившихся на этом деле, нежели разорившихся на нем.
[96] Иоанн., гл. V, стр. 26.
[97] Составлены Н. М. Гольдбергом.