Содержание
Введение
. Основные понятия кадровой политики
. Анализ особенностей кадровой политики ОАО «МТС»
Краткая характеристика ОАО «МТС»
Анализ персонала ОАО «МТС»
Анализ особенностей кадровой политики ОАО «МТС»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Обоснованная кадровая политика - это ключевой фактор успеха любой организации. Персонал является основным и наиболее ценным ресурсом организации, эффективное управление им обеспечит конкурентоспособность фирмы на современном рынке. Именно поэтому определение основных направлений кадровой политики, а также учет внешних и внутренних факторов воздействия на организацию становятся необходимыми.
Актуальность анализа кадровой политики организации связана с тем, что именно кадровая политика определяет основные принципы, методы и критерии работы с персоналом.
Цель работы - проанализировать особенности кадровой политики ОАО «МТС».
Задачи:
· раскрыть основные понятия кадровой политики;
|
|
· дать краткую характеристику ОАО «МТС»;
· охарактеризовать персонал ОАО «МТС»;
· провести анализ особенностей кадровой политики ОАО «МТС».
Объектом работы является кадровая политики ОАО «МТС».
Предмет работы - основные направления кадровой политики ОАО «МТС».
Методы, использованные при написании работы: метод обобщения, наблюдение, метод анализа и синтеза (в том числе теоретический анализ литературы).
Основные понятия кадровой политики
Деятельность организации в области управления персоналом должна определяться основными направлениями управления персоналом, наиболее существенными для данной организации, а также основными характеристиками этой работы. Эти направления и их характеристики отражаются в кадровой политике организации.
Прежде чем раскрывать содержание такого понятия, как кадровая политика, необходимо пояснить определение такого понятия, как политика организации.
Политика организации - система правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему [1]. Существует финансовая политика организации, политика по отношению к конкурентам, а также любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику.
Итак, кадровая политика организации -генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации [1]. Важно отметить цель кадровой политики - это обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда.
|
|
Кадровая политика, как и любая система, имеет свою структуру. К числу ее важнейших элементов относят субъект, объект кадровой политики [2]. Субъектом кадровой политики организации является система управления персоналом организации, состоящая из службы управления персоналом, самостоятельных структурных подразделений организации и линейных руководителей. Объектом кадровой политики организации является ее персонал. Персонал - категория работников, объединенных по признаку принадлежности к организации (аппарату, отделу, службе, лаборатории, кафедре и т.д.) или к профессии (управленческий, административный, инженерный, технический и т.д.) [3]. В науке понятия «кадры» и «персонал» чаще всего рассматриваются как синонимы.
Какие же существуют направления кадровой политики? Обозначим основные из них:
а) прогнозирование создания рабочих мест с учетом внедрения новых технологий;
б) разработка программ развития персонала с целью решения текущих и будущих задач организации;
в) разработка мотивационных механизмов, повышение удовлетворенности трудом;
г) создание современных систем подбора и отбора персонала;
д) проведение маркетинговой деятельности в области персонала;
е) разработка социальных программ;
ж) разработка программ занятости;
з) усиление стимулирующей роли оплаты труда.
На формирование и развитие кадровой политики влияют различные факторы - как внешние, так и внутренние [4].
Факторы внешней среды - группа факторов, которые организация как субъект управления не может изменить [1], однако должна учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. Например, к ним относятся:
· ситуация на рынке труда (демографические факторы, образование);
· тенденции экономического развития;
· научно-технический прогресс (характер и содержание труда, который оказывает влияние на потребности в тех или иных специалистах, возможности переподготовки персонала);
· нормативно-правовая среда (законодательство в трудовой сфере, социальной сфере и сфере охраны труда.
Факторы внутренней среды - это факторы, которые, соответственно, поддаются управлению со стороны организации [1]. Как пример, к ним можно отнести:
· цели организации (на их основе формируется кадровая политика);
· финансовые ресурсы;
· кадровый потенциал организации (связан с оценкой возможностей работников, распределением обязанностей).
При этом при формировании кадровой политики должен соблюдаться ряд следующих принципов:
1. принцип научности (использование современных научных разработок для обеспечения максимального экономического и социального эффекта);
. принцип комплексности (должны быть охвачены все сферы кадровой деятельности) [5];
. принцип учета (необходимость учета экономического и социального эффекта, положительного и отрицательного влияния того или иного решения на конечный результат);
. принцип системности (учет взаимозависимости и взаимосвязи отдельных составляющих этой работы);
. принцип эффективности (любые затраты на мероприятия в этой области должны окупаться через результаты хозяйственной деятельности).
Кадровая политика может существовать в различных проявлениях. Различают следующие виды кадровой политики: пассивная, реактивная, превентивная и активная.
|
|
Раскроем основную суть данных разновидностей.
Пассивная кадровая политика - ситуация, когда руководство организации не имеет четкой программы действий в отношении персонала, вся кадровая политика направлена лишь на ликвидацию негативных последствий без попыток понять причины их возникновения, анализа кадровых потребностей [3].
Реактивная кадровая политика. Проводя данный вид политики, руководство организации контролирует возникновение негативных ситуаций в работе персонала, отсутствие мотивации и квалифицированных сотрудников; предпринимаются меры по устранению проблем исходя из анализа причин их возникновения. Кадровые службы организации развиты, но нет целостной программы прогнозирования развития персонала [3].
Превентивная кадровая политика. Суть этого вида политики состоит в том, что организация имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, но не имеет средств для влияния на нее. В программах развития организации содержатся качественные и количественные, краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций - разработка целевых кадровых программ [3].
Активная кадровая политика - руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуации. Однако механизмы, которыми может пользоваться руководство в анализе ситуации, приводят к тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию) [3].
В соответствии с этим можно выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую.
При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.
|
|
При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом [3].
Также выделяют кадровую политику открытого и закрытого типов. Открытый тип организация готова принять на работу любого специалиста соответствующей квалификации на любой уровень без учета опыта работы в других организациях [6]. Суть закрытого типа в том, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации.
Существуют конкретные требования к кадровой политике: она должна быть связана со стратегией, целями организации, ее принципами.
Для того чтобы кадровая политика имела целостный и структурированный характер, выделяют три основных этапа ее формирования.
Этап 1. Нормирование. Цель этапа - согласовать принципы и цели работы с персоналом с целями и принципами организации в целом, ее стратегией.
Этап 2. Программирование. Цель - разработка системы кадровых процедур, мероприятий, технологий.
Этап 3. Мониторинг. Основная цель - реализация конкретных мероприятий по управлению персоналом и оценка эффективности этих мероприятий.
Подводя вывод изложенным теоретическим моментам, нужно определить понятие кадровой политики, определение которого будет использоваться далее в работе. Итак, кадровая политика организации- это генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление, развитие кадрового потенциала, а также на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на меняющиеся требования рынка с учетом стратегии организации.
Обозначив основные составляющие части и виды кадровой политики, необходимо обратиться к вопросу анализа кадровой политики организации ОАО «МТС», который можно провести, обозначив характеристику основных направлений кадровой политики и их соотнесение с основными этапами формирования кадровой политики.