Новгородская школа храмостроения. Основной тип - Крестово-купольный храм. Части храма. Церковь Спаса Преображения на Нередице. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества. После принятия христианства из рук Византии в 998 году при Владимире I (Красно – Солнышке) началось возведение каменных храмов. Принципы строительства были заимствованы из Византии.

Древняя Русь переняла Крестово – купольный храм, план которого строится по принципу симметрии в форме греческого (равностороннего креста), с большим куполом в центре. Прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, которые делят помещение на 9 частей. Столбы соединяются арками, поддерживающими барабан и купол.

Части храма:

1) Крест – символ христианства;

2) Яблоко – шар, на который устанавливается крест;

3) Купол (глава) – образ неба, завершает храм, имеет луковичную форму;

4) Барабан – цилиндрическая часть храма, несущая купол. Бывает световой и глухой;

5) Закомары – завершение стен, полукруглой или килевидной формы;

6) Апсиды – полукруглое завершение наружной стен храма;

7) Прясла – вертикальные части фасада, разделенные лопатками;

8) Лопатка – вертикальные прямоугольные выступы, разделяющие поверхность стен;

9) Портал – вход в храм;

10)Паперть – ступени портала (крыльцо в храмах).

В конце XI – начале XII веков ослабла мощь Киева. В период феодальной раздробленности продолжается строительство каменных храмов, но каждый князь был сам за себя. В центральных городах возникают свои архитектурные и живописные школы с учетом местных традиций.

Новгородская школа. С середины XII в. в Новгороде почти прекращается княжеское строительство и возникает множество небольших приходских храмов.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. (1198) Несмотря на сравнительно небольшие размеры, она производит впечатление монументального сооружения. Объем церкви, увенчанный одним куполом, покоящимся на четырех столпах, разделен на три нефа и завершен с востока тремя алтарными апсидами. Характерную особенность ее композиции составляют резко пониженные боковые апсиды. Объемно-пространственное решение интерьера четко «прочитывается» в наружном облике здания, фасады которого расчленены широкими, далеко выступающими лопатками на три части. Облик церкви по-новгородски сдержан и строг: ни одна деталь не нарушает гармонии целого. Ее единственное украшение — аркатурный пояс под куполом массивного барабана, прорезанного восемью узкими окнами, — усиливает впечатление простоты и величия.Образ храма – образ русского воина – богатыря, стоящего на страже своей земли.

Мировую известность церкви Спаса Преображения на Нередице принесли фрески, выполненные свободно и энергично в необычайно светлом колорите: сочетании желто – красных охр, нежно – зеленого и синего цветов.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374) – самая нарядная новогородская церковь. Являясь характерной постройкой своего времени, она отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.

Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными.

Церковь распиана Феофаном Греком (прибыл из Византии). Все фрески выполнены широкими свободными мазками, цветовая гамма сдержана, почти монохромна, одноцветная. Главное внимание уделено лицам.

 

 

17
16)Фовизм. Матисс «Музыка», «Танец».

Фовизм (фр. дикий) – художественное течение 20в., которое отличается предельно яркими, открытыми цветами, острым композиционным ритмом, обобщением форм, отказом от светотени, линейно-воздушной перспективы.

Анри Матисс – сын торговца. Получил академическое образование в Париже, создал свежее и радостное новое искусство. Цвет- главное выразительное средство. Его картины подобны ярким декоративным коврам. Несмотря на страшные события, художник пережил две Мировые Войны, он писал яркие картины.

Картина «Танец», «Музыка» написаны по заказу русского коллекционера С.И. Щукина.

Сейчас находится в Эрмитаже

«Танец»

Сюжет и композиция. Женские тела, изображенные на картине, не совсем пропорциональны, практически просты, лица не прорисованы, лишь мазки, передают эмоциональный экстаз. Вместе с тем танец благороден, женский хоровод завораживает естественностью, легкостью – это свой красочный мир, живущий по законам ритма. Картина масштабна, ее длина составляет 4 метра, поэтому глядя на нее, чувствуется мощь, цельность. Картина «Танец» – это желание автора зафиксировать мгновение жизни, которое удалось в совершенстве.

Колорит и исполнение. Картина «Танец» написана 3-мя цветами. Трава – зелёный, небо- синий, люди- красный. Чтобы передать атмосферу танца языком живописи, художник создал определённый ритм.

«Музыка». О живописи Матисса говорят, что она музыкальна.

Сюжет и композиция. Перед нами предстает пять героев. Двое из них играют, а трое поют. Матисс максимально четко воспроизвел позу скрипача, так как сам был виртуозным музыкантом. Мужчины на этом панно словно оцепенели. Силуэты выписаны нарочито упругими линиями для придания полотну особого музыкального ритма. Матисс очень долго искал идеальное композиционное решение. Сцена переписывалась им несколько раз. Некоторые исследователи считают, что фигуры справа напоминают ноты, а скрипач может быть символом скрипичного ключа.

В процессе работы над фигурами мужчин художник стремился сделать их максимально упрощенными. Черты их лиц практически идентичны, то же самое можно сказать и о телосложении. Это необходимо для того, чтобы зритель мог воспринимать данное изображение, как одно целое.

Колорит и исполнение. Художник стремился достичь гармонии цвета. Матисс делал упор на контраст. Именно поэтому героев он окрасил красным цветом. Для того, чтобы сбалансировать изображение, живописей использовал синий и зеленый цвета. Фон практически не играет никакой роли, поэтому он максимально упрощен. Полотно характеризуется свежей гаммой цветов. Герои статичны и полностью изолированы от других. Они максимально погружены в музыку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: