Московская школа храмостроения. Ансамбль Московского Кремля. Храм Василия Блаженного – символ Москвы

Московский Кремль это крепость, первоначально из дерева. При Дмитрии Донском Кремль становится белокаменным, При Иване 3 – краснокирпичным. Его жена, византийская принцесса Софья Палеолог рассказала мужу, как должна выглядеть столица. Для этого были приглашены итальянские мастера.

Общая протяженность стен Кремля – 2235 м. Высота от 5 до 13 метров. Толщина – до 6,5 м. В плане стены образуют неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста.

Вдоль стен расположено 20 башен. Их форма разная. Самой первой была построена Водовзводная или Тайницкая башня. Символом Кремля стала Спасская башня. Первым храмом ансамбля стал Успенский собор – усыпальница московских патриархов. Все остальные храмы согласовывались с архитектурой этого собора.

Храм Василия Блаженного- символ Москвы. (1555-1561)

Рядом с Кремлём находится собор Василия Блаженного. Он построен по приказу царя Ивана Грозного в честь военной победы русского войска над казанским Ханством. Собор задумывался как символ рая Небесный город Иерусалим. Взятия Казани произошло в день покрова Святой Богородицы, поэтому его первоначальное название было «Покровский собор»

Собор состоит из отдельных частей, которые посвящены праздникам, приходившимся на дни решающих боёв за Казань. Эти 8 церквей увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг 9 церкви - покрова Святой Богородицы. Она возвышается над ними, имеет купол шатрового типа с маленькой главкой.

В плане храм представляет собой Вифлиемскую звезду, которая зажглась на небе при рождении Христа. Изначально, архитектурные декорации собора были выполнены из белого камня и первое время сплошь покрывали кирпичные стены. Богатство декоративных форм придавало ему такой сказочный характер, какого не имел до него ни один древнерусский храм. Но, при всей пышности украшений, декорирование Покровского храма полностью отличается от декора мусульманского Востока.

Композиция уникальна и неповторима. Собор часто реставрируют. Его украшает затейливая декоративная обработка, орнаментальная роспись как снаружи, так и внутри. По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Галерея окружает центральную церковь Покрова Богородицы. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII века галерея была расписана растительным орнаментом. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись.

В соборе Василия Блаженного сохранилась иконопись и монументальная живопись, всех этапов его существования за более чем 4-х вековую историю.

В Покровском соборе отсутствуют подвалы. Церкви и галереи стоят на едином основании — подклете, состоящем из нескольких помещений.

 

19
24)Образ Святой Троицы в творчестве гениев русской иконописи. Андрей Рублев. Симон Ушаков

Иконы с изображением Святой Троицы олицетворяют тему национального единства и патриотизма. Образ изночально был посвящён основателю монастыря преподобному Сергию Радонежскому. Во время междоусобных распрей и разорения он призывал русских людей к единению и милосердию и построил посреди леса храм Св. Троицы. Почитание Св. Троицы – основа христианской веры. Троица – это Бог, единый в трёх лицах.

«Троица» Андрея Рублева (1411 или 1425-1427)

Андрей Рублев (1360–1428)-наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи XV века.

Сюжет и композиция. Художник отказался от изображения бытовых фигур и сосредоточился на фигурах ангелов, занимающих почти все пространство иконы. Композиция вписана в круг, но ангелы не вписаны в круг, они его образуют жестами, движениями. Идея круга символизирует вечность, любовь и единство. В центре композиции находится Христос. Смысловой центр картины – чаша – символ страдания Христа. Очертание ее повторяется 3 раза. В руках у ангелов скипетры (символы власти).

Колорит. На полотне используются насыщенные, чистые цвета: вишневый, охровый, синий, зеленый, белый и коричневый.

Особенности:

1) Звучность и чистота колорита;

2) Вытянутость изящных фигур;

3) Легкая непроработанность рисунка;

4) С любовью пишет лица святых.

«Троица Ветхозаветвенная» Симона Ушакова (1671),

Симон Ушаков (1626 – 1686) – московский дворянин, художник – новатор, соединил в творчестве элементы древнерусского и европейского искусств.

Сюжет и композиция. Заимствованы у Рублева, но работа уступает по силе одухотворенности из-за тщательно выписанных деталей. Расположение в центре картины стола, сидящие вокруг него трое ангелов, архитектурная постройка в левом верхнем углу, дерево – в правом, – эти элементы повторены, но характер их исполнения можно назвать даже противоположным. На белой скатерти стола – изобилие посуды: серебряные и золотые чаши, тарелки, стаканы. Крылья ангелов тоже представлены в поразительной реалистичности, будто это не небесные создания восседают на духовном совете, а земные птицы присели на трапезу.

Колорит. Художник использует нежные, близкие к пастельным цвета, а это: серый, светло – красный, коричневый, светло – желтый, белый и контрастный черный.

Особенности:

1) Правильный рисунок;

2) Светотеневая лепка, объем;

3) Реалистичность предметов, множество деталей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: