Иллюстративный жанр архитектурной графики

В изображениях архитектурных объектов, в отличие от иллюстра- ций литературных произведений, есть свои особенности. Здесь жела- тельно присутствие точного отсчета, дающего ясное представление о


типе и масштабе объекта, его соотношениях с человеком и окружаю- щей средой.

К примеру, изображение архитектурного объекта в художествен- ной детской иллюстрации обычно дает его обобщенный и часто гро- тескный образ. Тем не менее даже в этих условных воспроизведениях происходит отображение образной и тектонической структуры формы объекта, ее соотношения с человеком и деталями окружения. Архи- тектурный образ должен быть узнаваемым и привлекательным. Как и в реальных архитектурных композициях, архитектурные фантазии для детей в виде фантастических замков и городков, сказочной природы и сложных многофигурных композиций насыщены образно-эмоцио- нальным настроением, овеществлены в том или ином материале и насе- лены сказочными персонажами. В таких фантазиях композиционный стержень является основой для раскрытия литературного сюжета.

В иллюстрировании художественной и научно-популярной ли- тературы есть своя специфика. Примером высококлассных книжных иллюстраций с изображениями архитектуры являются рисунки амери- канского живописца, графика и писателя Рокуэла Кента. Он получил архитектурное образование, поэтому изображения природы, архитек- туры и деталей предметов, выполненные им как заставки к своим лите- ратурным произведениям, обладают редкой точностью и достовернос- тью архитектурного чертежа.

Композиции иллюстраций, выполненные пером, взвешенны и вы- веренны, здания и сооружения точно сориентированы в пространстве, а изображения деталей кораблей, лодок, оружия, одежды и предметов быта говорят о глубоком знании и понимании воспроизводимого. Сама графическая техника Р. Кента, выразительная и лаконичная линия с использованием штриховки и заливки, обладает поразительной убе- дительностью и красотой. Эта же культура проявляется в его способ- ности пространственно мыслить, анализировать и сопоставлять, в уме- нии виртуозно рисовать и чертить.

Иллюстрирование специальной литературы подчинено задачам того или иного издания: словаря или энциклопедии, архитектурной монографии или теоретического труда, учебника или альбома черте- жей и увражей. Чаще всего рисунки выполняются самими авторами и их можно обобщенно разделить на две группы: иллюстрации, отоб-


ражающие эмоционально-образные качества архитектурного объекта, и иллюстрации, отображающие функционально-тектонические качес- тва архитектурного объекта.

В иллюстрациях, относящихся к первой группе, автор направляет свое внимание на максимальную выразительность изображения, кон- туры которого в линиях, штрихах или тоне выражают основные при- знаки образа архитектурного сооружения. Обычно каждый профес- сиональный график-иллюстратор сначала делает макет конкретного издания. В нем заставки, полосные иллюстрации сделаны с учетом оп- ределенного модуля, имеют свое конкретное место и назначение как элемент общей композиционной структуры  издания.

В работе над эмоционально-образным качеством иллюстраций во внимание принимается не их место и пропорциональная зависимость в полиграфическом макете, а соответствие пропорций иллюстрации композиции изображаемого объекта. Так, изображение горизонтальной архитектурной композиции вытянуто по горизонтали, а вертикальной – по вертикали. Главные правила, принимаемые во внимание, – свобод- ное расположение изображения на плоскости листа и единая техника исполнения. Единый код изобразительных средств и приемов создает возможность для свободного композиционного сочетания эскизов, чер- тежей, рисунков, иллюстрирующих книги того или иного автора.

При оформлении архитектурных изданий в эмоционально-образ- ном ключе прослеживается один и тот же условный принцип иллюс- трирования. Он заключается в том, что авторы выражают в графике схематичный и максимально очищенный от лишних деталей архитек- турный образ того или иного сооружения. Каждая иллюстрация должна вызвать у зрителя строго определенную эмоцию, которая соответствует теме и смыслу авторского текста.

Иллюстрации, относящиеся ко второй группе и отображающие функционально-тектонические качества архитектурных объектов, со- здаются по аналогии с архитектурным чертежом. Здесь выражается ав- торский метод препарирования объекта, показ схемы его фасада, плана, разреза, генерального плана или их фрагментов в концентрированно компактной и лаконичной изобразительной форме. Речь идет не о про- стом механическом уменьшении изображения объекта, а целенаправ- ленном представлении информации по поводу его функциональных,


конструктивных или тектонических качеств. При этом существенное значение имеет как содержательная сторона схемы-чертежа, так и ла- конизм его графического исполнения.

От размера иллюстрации зависит степень ее детализации, убеди- тельность избранной автором графической техники. Линия и тон в ил- люстрации должны читаться максимально контрастно по отношению к поверхности бумаги. Чем меньше размер иллюстрации, тем проще она должна быть выполнена. В изданиях увражей или альбомов чертежей, которые по сравнению с книгой или журналом имеют более крупные габариты, архитектурная иллюстрация приближается (или аналогична по форме и содержанию) к информативности архитектурного чертежа. Большое значение в архитектурной иллюстрации имеет точное ука- зание размеров изображаемого объекта. Для этих целей часто использу- ют изображение линейного масштаба или указание цифровых значений объекта. Нередко для достижения эффекта соразмерности архитектур- ного объекта со средой в изображение помещают фигуру человека или какого-либо технического объекта. Значительную роль также играет гра-

фика антуража и стаффажа, размер и характер начертания цифр и букв.

В заключение необходимо обратить внимание на то, что большая часть информации об исторических и современных архитектурных объектах воспринимается в процессе освоения иллюстративного мате- риала в специальной и популярной литературе. К тому же в профес- сиональной деятельности каждого архитектора встречаются ситуации, когда необходимо проиллюстрировать свой проект для публикации в каком-либо издании. В связи с этим архитектору необходимо не толь- ко уметь воспринимать и считывать иллюстративную информацию, но и обладать знаниями и навыками в ее создании на высоком професси- ональном уровне для своих собственных нужд.

Вывод. В иллюстративном изображении архитектурного объекта обычно отражаются не все его качества, а лишь те, которые интересу- ют автора и должны восприниматься читателем книги, журнала или учебника. Как правило, такую информацию зритель получает благо- даря особо акцентированным деталям, которые сообщают ему либо о характере декора, либо о конструктивных особенностях объекта, либо о пространственной композиции интерьера или экстерьера, либо о пластическом рисунке и отделочном материале архитектурной фор-


мы. При этом иллюстрация должна графически отражать такую ин- формацию, которая позволяет зрителю легко воспринимать основные элементы архитектурного образа.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: